Современных условиях»
1. Организация гражданской обороны в Российской Федерации. Руководство и задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий. (ИЗ ФЗ «О гражданской обороне»).
Гражданская оборона представляет собойсистему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
ГО организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
План ГО РФ в полном объеме или частично на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится в действие Президентом РФ.
Руководство организацией и ведением ГО, проведение единой государственной политики в данной области в РФ осуществляет Правительство РФ.
Руководство ГО в органах исполнительной власти всех уровней и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО.
Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Органами, осуществляющими управление ГО, являются:
- в федеральных органах исполнительной власти – структурные подразделения органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;
- в организациях (учреждениях) – структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999г. №782 (Собрание законодательства РФ, 1999, №29, ст. 3750).
Отнесение организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (организаций) к категориям по гражданской обороне осуществляется в соответствии с принципами и правилами, определяемыми Правительством РФ.
Отнесение территорий к группам по ГО осуществляется в соответствии с принципами и правилами, установленными Порядком отнесения территорий к группам по ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998г. № 1149 (Собрание законодательства РФ, 1998, №41, ст. 5024).
Для выполнения мероприятий ГО создаются:
- службы ГО – федеральные, субъектов РФ, районные, городские, а также в организациях;
- силы ГО, состоящие из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в Войска ГО, и гражданских организаций ГО.
Решение о создании служб ГО принимаются Правительством РФ, органами исполнительной власти всех уровней и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Задачи в области ГО:
- создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- преодоление последствий радиационных аварий и катастроф;
- защита населения, территории страны, а также повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проведение работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны, создание и использование системы чрезвычайных резервных фондов, проведение мероприятий по ликвидации ЧС;
- организация обучения населения, подготовка должностных лиц органов управления и формирований ГО, подразделений РСЧС к действиям в ЧС;
- осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также обеспечение надежности работы потенциально-опасных объектов в условиях ЧС;
- организация наблюдения и контроля над состоянием окружающей среды и потенциально-опасных объектов, прогнозирование ЧС;
- обеспечение готовности органов управления к действиям при ЧС;
- взаимодействие с другими органами, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- планирование и организация эвакуации населения.
МЧС России.
Став независимой, Россия указом президента РФ от 19 ноября 1991г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР образовала Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года – 10 января 1994г. этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В Положении о министерстве, утвержденном постановлением правительства, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения.
МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Свои задачи МЧС России решает непосредственно силами центрального аппарата и через подведомственные ему учреждения, предприятия и организации.
С учетом деления территории страны на регионы были созданы региональные центры (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский, Дальневосточный. Они представляют на местах МЧС России, имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе. Основное их предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти и организация их взаимодействия при работе по предупреждению и ликвидации ЧС.
Создание Министерства по ЧС стало первым и главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Министерство выступило в роли ее мозгового, управляющего и организующего центра. И уже в апреле 1992г. Правительство РФ было принято и утверждено предложенное им Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталось прежней – РСЧС.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Основными задачами КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления являются:
- организация и контроль над осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;
- организация наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
- руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения к ним трудоспособного населения;
- планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещение его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.
Необходимо подчеркнуть, что комиссии по ЧС объединяют в себе ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС, Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам ГО и ЧС. Эти органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
- на Федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на региональном уровне – региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительской власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
- режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза и возможности ЧС;
- режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
А) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способом защиты и действиям при ЧС;
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
Б) в режиме повышенной опасности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивости функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый пайон ЧС:
В) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля над состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территории.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва – за счет средств федерального бюджета;
- ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органа исполнительной власти;
- резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ – за счет средств бюджета субъекта РФ;
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления – за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяется органом, их создающим.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей КЧС,
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
В случае недостаточности ресурсов они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администрации субъекта РФ, руководства федерального органа исполнительной власти.
Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления РСЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительской власти, соответствующих бюджетностраховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средств из резервного фонда Правительства РФ.
2.Силы и средства гражданской обороны.
Силы гражданской обороны –воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Гражданские организации гражданской обороны –формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Постановлением Правительства РФ определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля над состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая – для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Этим же постановлением утвержден перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
- сводные, мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ;
- Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
- Поисково-спасательная служба МЧС России;
- Центр по проведению спасательных операций особого риска;
- Авиация МЧС России.
Войска гражданской обороны.Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации ЧС мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы ГО. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил; не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача – быстро прийти на помощь населению в ЧС, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.
Более конкретно задачи войск ГО можно сформулировать следующим образом:
- Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- Санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;
- Выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;
- Участие в проведении эвакуации населения;
- Восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.
Организационно Войска ГО состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения радиационной и химической защиты и другие.
Соединения и части ГО расположены в тех регионах и места, где высока вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера. Особенности региона учтены в структуре и составе соединений и частей ГО: если он сейсмоопасный – в них больше механизированных подразделений, если уязвим от наводнений – преобладают понтонно-переправочные силы, если насыщен радиацоинно или химически опасными объектами – содержат больше сил и средств для выполнения задач в условиях, которые могут сложиться при авариях на этих объектах.
В соединениях и частях ГО формируются сводные мобильные отряды в составе аварийно-спасательных подразделений, организовано их боевое дежурство с готовностью оперативно выдвинуться в район ЧС.
Центроспас.Основным подразделением экстремального реагирования на ЧС крупного масштаба и уникального характера является Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО–15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке РФ. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.
Поисково-спасательная служба МЧС России.Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по ЧС и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.
Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в ЧС, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием. У них есть высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру, пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты до 20-50 т, акустические приборы для поиска живых людей в завах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах. Есть также телевизионные системы поиска пострадавших. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных государств ведется работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.
Формирования ПСС способны за период от 15 мин. до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инвентарем и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работе.
Центр по проведению спасательных операций особого риска.Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются ЧС, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же ЧС происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». На него возложены следующие задачи:
· Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание и проведение этих работ;
· Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;
· Оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной помощи;
· Выполнение подрывных и пиротехнических работ;
· Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;
· Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;
· Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.
В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательное; спасения и эвакуации населения, сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.
Авиация МЧС России.Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения ЧС, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью, командный пункт управления на базе самолета Як-42, различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов конструкторского бюро Миля и Камова. Всего в авиации МЧС России имеется 10 самолетов и 53 вертолета.
Авиация МЧС России выполняет следующие задачи:
· Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, бес парашютным и посадочным способом спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;
· Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
· Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;
· Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.
Невоенизированные формирования и учреждения гражданской обороны.Большой объем задач, выполняемых ГО на объекте в условиях мирного и военного времени, вызывает необходимость создания и подготовки сил ГО различного назначения.
Основу сил ГО составляют невоенизированные формирования объектов народного хозяйства. Они создаются в мирное время, укомплектовываются личным составом и транспортом, техникой и оборудованием, материалами и имуществом с таким расчетом, чтобы отрыв людей, техники от работы не влиял на производственную деятельность объекта. Эти формирования проходят обучение по специальной программе и должны находиться в постоянной готовности к выполнению задач. Основное их назначение – это ведение спасательных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также других мероприятий ГО. Они комплектуются из рабочих, служащих, студентов, учащихся.
Невоенизированные формирования подразделяются по назначению (общего назначения и служб ГО), по подчиненности (территориальные и объектовые).
Сводные и спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания первой медицинской помощи и их доставки к местам погрузки; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и других работ.
Для усиления сводных и спасательных отрядов (команд, групп) привлекаются территориальные сводные отряды (команды) механизации работ. Они также могут самостоятельно выполнять различные трудоемкие работы.
Объектовые формирования служб ГО предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведение разведки, оказания медицинской помощи, локализация и тушение пожаров, охрана общественного порядка и др.) и усиления формирований общего назначения.
Объектовые формирования (общего назначения и служб ГО) используются по планам начальников ГО объектов.
Территориальные формирования (общего назначения и служб ГО) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АСиДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.
Штабы ГО совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложения к плану ГО объекта).
Для борьбы с лесными пожарами, ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в повышенной готовности.
Формирования повышенной готовности обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и т. п.) в первую очередь.
В формирования ГО зачисляют рабочих и служащих в возрасте от 16 до 60 лет – мужчин и до 55 лет – женщин. В формирования не зачисляются военнообязанные, инвалиды 1 и 2 групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей до 8-летнего возраста, женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей в возрасте до двух лет.