По географии в современных условиях

Методическая разработка

Предметной олимпиады по МАТЕМАТИКЕ

для учащихся школ г. Балашовса и Балашовского района.

 
 
Разработчик преподаватель цикловой комиссии техники и технологий Болдырева Е.П.



I. ВВЕДЕНИЕ

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обуче­ния, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он предполагает учет потребностей и инте­ресов обучающихся, реализацию дифференцированно­го подхода к обучению. Принципиальной задачей об­разования становится раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Выявле­ние и формирование творческих наклонностей у детей осуществляются на всех этапах развития личности с использованием нетрадиционных специфических форм и методов.

Одной из таких форм являются олимпиады. Они про­водятся по различным школьным дисциплинам. По математике, физике, биологии и другим предметам на­коплен большой опыт проведения различных олимпи­ад — школьных, городских, областных, республикан­ских, международных. По географии, к сожалению, долгое время олимпиады завершались на областном уровне. Интересные подходы к организации и прове­дению олимпиад по географии разработаны в Москве (особенно в Московском университете имени М.В. Ломоносова), Ярославле, Нижнем Новгороде, Архангель­ске, Санкт-Петербурге и др. Вместе с тем обобщение и систематизация методики проведения географических олимпиад еще недостаточны, хотя потребность в этом большая, поскольку намечается традиция проведения республиканских олимпиад. Их проведение продикто­вано объективными предпосылками. Ведь современная география входит в число наук, изучающих связи в си­стеме «человек—общество—природа». Знание этих связей в современной кризисной экологической ситуации приобретает особое значение, поскольку необходимо при изучении глобальных проблем человечества. Гео­графия, по свидетельству современных педагогов и ме­тодистов (Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Л.ЮЛарионова, А.В.Шатных), в настоящее время относится к числу непрестижных школьных предметов. Одним из дейст­венных средств повышения престижа школьной гео­графии могут стать географические олимпиады. В свя­зи с этим необходимы обобщение и систематизация подходов к их проведению.

Цель данного пособия — обобщить и систематизи­ровать знания о географических олимпиадах и на основе научно-методического осмысления данной проблемы дать систему заданий для географических олимпиад и рекомендации по их организации.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ

ПО ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Олимпиады являются одной из популярных форм внеурочной работы по географии, представляют собой логическое продолжение учебной деятельности школь­ников. Этот массовый вид соревнований позволяет про­верить не только знания и умения по географии, но и особенно опыт творческой деятельности, эмоциональ­но-ценностное отношение учащихся к действительно­сти. Состязательность, эмоциональное переживание, волевое напряжение, проверка своих возможностей являются потребностью школьников. Олимпиада, воз­действуя на мотивационную сферу учащихся, способствует осознанию многоаспектной ценности получен­ных географических знаний. К этим выводам приводят анализы ответов учащихся на вопрос: «Чем привлекает Вас олимпиада?» Вот ответы некоторых учащихся: «Же­ланием выиграть», «Хочу себя проверить», «Интересно узнать, какие будут вопросы», «Мне интересно, при­влекает необычная обстановка во время олимпиады». Из ответов становится ясно, что побудительным моти­вом является познавательный интерес.

Одной из особенностей олимпиад является разви­тие творчества учащихся. Творчеству присуща, во-пер­вых, социальная значимость. Во-вторых, новизна. Твор­чество — это свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно са­мовыражение, т.е. реализация идеалов и сущностных начал личности. Кроме того, творчество связано с оп­ределенным риском, возможно, неудачей, ибо поло­жительный результат, победа не гарантированы. Все эти специфические особенности проявляются в олим­пиадах. В нашей стране сложился опыт проведения следую­щих видов (этапов) олимпиады: школьный, районный, городской, областной, заключительный Российский. Олимпиады про­водятся для учащихся VI—XI классов как в устной, так и в письменной форме. Перспективным видом становится заочная форма олимпиады, проводимая в ряде областей.

Каждый из этапов олимпиады имеет свои цели и особые задачи. На школьном и районном турах олим­пиады важно обобщить знания, развить познаватель­ные потребности, интерес к различным областям гео­графической науки, к жизни и творчеству выдающихся ученых-географов прошлого и современности. Реше­ние этих задач позволит достичь целей школьной и рай­онной олимпиады — существенная мотивация изуче­ния географии, развитие познавательного интереса к географии, проверка полученных знаний, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности.

Организуя городские, областные олимпиады, необ­ходимо учитывать, что их главная цель, наряду с раз­витием интереса к предмету, — выявление ориентации школьников на профессии, связанные с географиче­ской наукой и практикой. Профессиональную ориен­тацию желательно осуществлять с учетом потребностей города и области в тех или иных профессиях, связан­ных с географией. Олимпиады как соревновательные формы позволяют выявить особо одаренных детей. Осо­бую значимость эта работа приобретает на республи­канском и международном этапах.

Особенность республиканских и международных географических олимпиад — выявление общей геогра­фической культуры, географического мышления, цен­ностных ориентации, одаренности через систему твор­ческих заданий, выходящих за рамки школьной прог­раммы, но с учетом базового уровня знании, умений, опыта творческой и эмоционально-ценностной деятель­ности.

Наши рекомендации