СЛАЙД 5. 1. Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН И.М.Чиж «___ »____________2013 г. |
Тема № 5.Основные принципы и нормативно-правовая база защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской
обороны и основные направления ее деятельности
ЛЕКЦИЯ
для студентов фармацевтического факультета
Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________2013 г. Протокол №____ |
Москва – 2013
СЛАЙД 2.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) |
Введение | ||
1. | Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера | |
2. | Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций | |
3. | Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности | |
Заключение | ||
Всего: |
СЛАЙД 3.
Литература
ОСНОВНАЯ
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.
2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.
3. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2010.
4. Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
«Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утверждены Президентом РФ 3 сентября 2011 г. № Пр-2613.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России.
Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010).
СЛАЙД 4. ВВЕДЕНИЕ
Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидацию их последствий достигают сотни миллиардов долларов во всем мире.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Согласно ГОСТ Р 22.3 03-94. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения», под термином «защита населения» принято понимать комплекс, взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели и ресурсам мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности, опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Для России защита населения и территорий от ЧС актуальна по ряду причин:
· возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса;
· увеличение плотности населения, урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата;
· снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов.
По мере развития общества и научно-технического прогресса возросла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС. Их задача – обеспечить национальную безопасность государства и его жителей.
Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребованной обществом.
Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие их жизни. Отсутствие естественных механизмов защиты требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.
Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов, в том числе с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала, объекта экономики или объекта здравоохранения, а также организации их выполнения в ЧС различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления ГО и РСЧС.
СЛАЙД 5. 1. Нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области защиты населения от ЧС.
СЛАЙД 6.В Конституции РФ записано, что в совместном ведении государства и его субъектов находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.
Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.
В Федеральном законе РФот 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»дано определение безопасности как «состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз». Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от ЧС природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС, права и обязанности граждан в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от ЧС, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от ЧС.
СЛАЙД 7.Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»впервые было введено понятие «профессиональный спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории России, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил задачи в области ГО и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от ЧС различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».
Вопросы защиты населения и территорий от ЧС, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерациии других документах.
СЛАЙД 8.Важность эффективной защиты населения подтверждена принятием в 2011 году «Основ единой государственной политики Российской Федерациив области ГО на период до 2020 года».
Единая государственная политика РФ в области ГО представляет собой систему официальных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ее актуальность определена:
а) стремлением ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с РФ;
б) усилением угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры РФ;
в) сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;
г) изменением характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;
д) снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.
СЛАЙД 9.Основными направлениями единой государственной политики РФ в области ГО на период до 2020 года являются:
· развитие нормативной правовой базы в области ГО (создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий);
· совершенствование системы управления ГО (развитие пунктов управления ГО, в том числе мобильных, определение требований к их оснащению современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных);
· совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и поддержание их в постоянной готовности; переработка градостроительных норм с учетом необходимости освоения подземного пространства городов для укрытия населения; разработка средств индивидуальной защиты нового поколения, создание современных технических средств радиационной, химической и биологической защиты и обеспечение ими населения, проживающего вблизи опасных объектов; создание и содержание в интересах ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств);
· развитие сил ГО (создание в мирное время группировки сил ГО, способной эффективно выполнять задачи в мирное и военное время; развитие спасательных формирований, оснащение их новыми высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования; развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на ЧС; оснащение аварийно-спасательных формирований современными аварийно-спасательными средствами);
· сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (рациональное размещение производственных фондов на территории РФ с учетом опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий; создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего восстановления их функционирования в случае выхода из строя);
· совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области ГО (увеличение охвата обучения населения за счет активного использования средств массовой информации; проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах ГО; повышение качества и эффективности различных учений и тренировок по ГО);
· развитие международного сотрудничества в области ГО (совершенствование международной договорно-правовой базы в области ГО и чрезвычайного гуманитарного реагирования; участие сил ГО в международных акциях, направленных на защиту и спасание населения в зонах бедствий и оказание гуманитарной помощи).
СЛАЙД 10.В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере. Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.