Министерство труда и экологии
Возможные направления деятельности:
1. Обучение по вопросам экологии и профессиональной ориентации.
2. Совместная организованная познавательная деятельность: посещение музеев, выставок, работа с литературой. Как результат – творческие проекты учащихся, рефераты, изделия.
3. Подготовка и проведение общих дел.
4. Сотрудничество с родителями, организациями и учреждениями в познавательной и массовой работе.
5. Организация постоянно действующих при службе объединений.
6. Контроль за качеством школьного дежурства, за порядком в школе и ее состоянием.
Возможные формы работы:
Палата мастеров:
– лесной карнавал;
– познавательные игры «Морской бой», «Пятью-пять», «Толковый словарь»;
– путешествие в тайны природы;
– экологический театр;
– праздник игрушки;
– творческие мастерские;
– выставка творческих экологических достижений;
– снежный городок;
– экологический поход;
– праздник русской природы (праздник Солнца);
– календарь «Времена года»;
– зеленая ярмарка;
– пещера снежного человека.
Палата старейшин:
– академия профессий;
– экологический театр;
– пресс-конференция «Природа и мы»;
– конкурс домашних хозяек;
– салон моды;
– экологический пресс-клуб;
– балы по временам года;
– большая космическая игра;
– экологический поход.
Общие дела:
– праздник (неделя) природы – комплексная форма, которая может заменить традиционные олимпиады по естественно-географическим наукам;
– дом народных умельцев;
– экологическая стенная газета;
– праздники школьной территории;
– мастерские игрушек и игр для детского сада, больницы;
– праздник домашних животных.
Министерство науки и образования
Возможные направления деятельности:
1. Организация помощи отстающим в учебе. Организация познавательной вариативной деятельности, в которой смогут принять участие дети с различным уровнем освоения учебного материала.
2. Фиксирование и оформление творческих достижений учащихся в учебной и познавательной деятельности.
3. При министерстве действует Академия наук, в которую в начале года избираются «академики» от каждого класса – «специалисты» по разным учебным предметам, которые в определенное время будут оказывать помощь по предмету учащимся своего класса.
Возможные формы работы:
Палата мастеров:
– познавательные игры на различные темы «Морской бой», «Пятью –пять», «Толковый словарь»;
– конкурсы головоломок, кроссвордов, задачек, шарад, загадок (словесных и рисованных);
– аукцион знаний;
– школа этикета.
Палата старейшин:
– викторина «Что? Где? Когда?»;
– брейн-ринг;
– интеллектуальный аукцион;
– литературная гостиная;
– музыкальный калейдоскоп.
Общие дела:
– праздники Знаний (предметные творческие олимпиады);
– конкурс «Лучший ученик школы»;
– книга творческих школьных рекордов;
– праздник Знаний 1 сентября.
Министерство спорта и здоровья
Возможные направления деятельности:
1. Поддержание порядка в спортивных залах и на школьном стадионе. Фиксирование и оформление спортивных достижений учащихся школы.
2. Организация активного отдыха в перемены и на уроках.
3. Организация работы групп ребят с ослабленным здоровьем, групп утреннего бега, групп коррекции фигуры. Контроль над санитарным состоянием школы, борьба с курением и грязью через просветительскую деятельность, организацию совместно с министерством труда трудовых десантов в школе и на ее территории.
4. Организация спортивных массовых дел. Организация работы (просветительской и массовой) по гигиене, половому воспитанию, здоровому образу жизни.
Возможные формы работы:
Палата мастеров:
– подвижные и спортивные игры, соревнования;
– Спортландия;
– праздник здоровья;
– праздник снега;
– бал будущих офицеров;
– рыцарский турнир;
– школа изящества.
Палата старейшин:
– пресс-клуб «Курение и здоровье»;
– конференция «Здоровый образ жизни»;
– деловая игра (ролевая игра) «Семья»;
– клуб молодой семьи;
– юношеская спартакиада;
– аукцион спортивных достижений.
Общие дела:
– праздник здоровья;
– школьная спартакиада;
– день леса.
Министерство интересных дел
Возможные направления деятельности:
1. Организация традиционных праздников: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, праздник прощания со школой, совместно с министерством образования – праздник 1 Сентября, День Учителя.
2. Организация досуговых массовых дел.
3. Организация игровых перемен и занятий.
4. Организация работы хобби-центров: коллекционеров, кинологов, любителей книги и т.д.
Возможные формы работы:
Палата мастеров:
– праздник русской национальной игры;
– музыкальный парад;
– фестиваль творчества;
– смехопанорама;
– карнавал.
Палата старейшин:
– парад моды;
– вечер бардовской песни;
– юморина;
– дискотека, бал.
Общие дела:
– традиционные праздники; фестиваль творчества.
Бюро добрых дел
Возможные направления деятельности:
1. Помощь престарелым; больным детям; учителям; своим близким. Здесь руководителю необходимо учитывать эмоциональную сферу ребенка, его возможности, условия, в которых он может оказаться. Поэтому необходимо тщательно отбирать и контролировать объекты детского воздействия.
2. Помощь детским садам ближайшего окружения.
3. Помощь библиотекам.
Возможные формы работы:
– мастерская игры и игрушки;
– «книжкина больница»;
– «Праздничная почта»;
– шефский концерт;
– театр выездной (кукольный и игровой);
– трудовые десанты.
Методика выявления уровня развития самоуправления (М.И. Рожков) |
Цель:определить уровень развития ученического самоуправления,
Инструкция.Каждый заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Вопросы
1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10, 11, 12);
4) участие класса в управлении делами школы (предложения13,14,15,16);
5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17,18,19,20);
6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21,22,23,24).
Проектируем модель самоуправления для своей школы |
1. Какая модель более реальна в условиях вашей школы? Почему?
2. Начертите схему, которая показывает, как устроена модель «Парламент». Объясните с ее помощью материал этого параграфа своим друзьям.
3. Заполните таблицу «Плюсы и минусы Парламента». Кратко и четко сформулируйте «плюсы» и «минусы», о которых говорилось в этом параграфе. Если видите и другие, также запишите их в таблицу.
4. Начертите схемы моделей «Правительство» и «Актив». Расскажи с помощью этих схем своим друзьям, как устроены эти модели.
5. Заполните таблицу «Плюсы и минусы Правительства». Кратко и четко сформулируйте «плюсы» и «минусы», о которых говорилось в этом параграфе. Если видите и другие, также запишите их в таблицу.
6. Подумайте, какие «плюсы» и «минусы» есть у модели «Актив». Самостоятельно составьте таблицу «Плюсы и минусы Актива».
7. Составьте таблицу «Основные отличия органа самоуправления от школьных объединений по интересам».
8. Составьте таблицу «Этапы создания ученического самоуправления». Внесите в нее названия этапов и их краткое содержание. С помощью этой таблицы познакомьте с материалом параграфа своих знакомых.
9. Подумайте, какие формы работы может использовать команда активистов, чтобы получить поддержку своего проекта по созданию ученического самоуправления: а) среди учеников; б) среди педагогов; в) среди родителей.
10. Составьте план-график проведения прямых выборов в ученический совет. Разработайте и внесите в этот план шаги, которые нужно сделать при организации прямых выборов и запланируйте на их выполнение необходимое время. Подробно распишите формы агитационной кампании.
11. Какие пункты, по-Вашему, нужно включить в Положение об ученической конференции? Запишите их и обсудите с теми взрослыми, которые могут дать вам толковый совет.
Как организовать коллективную творческую деятельность? |
Основной формой деятельности органов самоуправления школьников является КТД – коллективная творческая деятельность. Лидер должен быть знаком с ее технологией.