Основные функции эмоций

Человеческие чувства имеют длительную историю филоге­нетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.

Отражательная функциячувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них фак­торов и реагировать, прежде чем будет определено само вред­ное воздействие.

Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредст­венно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией.Чувства как бы определяют направление по­иска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональ­ное переживание содержит образ предмета удовлетворения по­требности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуж­дает человека к действию.

Переключательная функция чувствособенно ярко обнаружи­вается при конкуренции мотивов, в результате которой опреде­ляется доминирующая потребность. Так, возможно возникно­вение противоречия между естественным для человека инстин­ктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. При­влекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную фун­кцию чувств.По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуаль­ных для них потребностей.Благодаря вовремя возникшему чув­ству, организм имеет возможность эффективно приспособить­ся к окружающим условиям.

Вероятно, есть смысл говорить и о коммуникативной функ­ции чувств.Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, вырази­тельные вздохи, изменение интонации, являются «языком че­ловеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявле­ния чувств одинаково легко распознать. Легче всего распозна­ется ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивле­ние (34%). Наибольшую информативность об испытываемых че­ловеком чувствах несет выражение его рта. (Рогов)

Эмоциональные состояния личности: настроение, стресс, аффект, фрустрация…

По форме протекания все эмоциональные состоя­ния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.Простейшая фор­ма эмоционального переживания — это, так называемый чувст­венный, или эмоциональный, тон.Под чувственным тоном пони­мают эмоциональную окраску, своеобразный качественный от­тенок психического процесса, побуждающие субъекта к их со­хранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их зна­чения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмо­циональный тон. Если отрицательный чувственный тон пере­ход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наи­более общих и часто встречающихся признаков полезных и вред­ных факторов окружающей действительности.

Под настроениемпонимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. На­строение является эмоциональной реакцией не на непосредст­венные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.Аффект (от лат. affectuctus — «душевное волнение», «страсть») — сильное и относительно кратковременное эмоциональное со­стояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выражен­ными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении люби­мого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности дви­жений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теря­ется, не знает, что сказать.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, по­рыва. При этом изменяются основные характеристики вни­мания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все ос­тальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности чело­века, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправля­ем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет опре­деленные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсро­чить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединя­ется понятием стресс.Под стрессом (от англ. — «давле­ние», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, воз­никающее в ответ на разнообразные экстремальные воздейст­вия.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.

Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационныйи эмоциональный.Если человек не справляет­ся с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда воз­никает информационная перегрузка, может развиться инфор­мационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуа­циях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилиза­ция сил, повышение эффективности деятельности. Это так на­зываемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает чело­века, заставляет его действовать смело и мужественно. (Напо­леон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умствен­ные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши кабинета, изучая карту».) Сдругой стороны, стресс может вы­звать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффек­тивности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от мно­гих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятель­ствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состо­яние фрустрации.Фрустрация (от лат. frustratio— «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность)человека к фрустрирующим фак­торам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. (Рогов)

Увлечения и страсти

Особой формой эмоционального переживания является страсть.По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости на­поминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, опреде­ляющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяль­ном развитии личности). В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоми­нать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, всесторонне обдумывать пути достижения потребности.

Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, и нередко попросту упускается из виду и забывается. (Рогов)

Наши рекомендации