Система национальных интересов России
Термин «национальные интересы страны» в РФ появился в начале 90-х годов XX века, когда Россия вновь утвердила себя как суверенное государство. В 1996 году термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию. В 2009 году система национальных интересов была изложена в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В ней сказано, что национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизни: в экономике; социальной и духовной жизни; во внутренней и международной политике, в обороне, экологии, медицине, информатике и т.д.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизни, то первоочередного внимания требуют экономические проблемы. Экономика призваны обеспечить устойчивый рост ВВП до уровня передовых стран. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации всех слоев общества на созидание, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления демократии, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Национальные интересы РФ в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры, медицины и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций.
Национальные интересы России в оборонной сфере, прежде всего, заключаются в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства.
Национальные интересы в области экологии заключаются в рациональном природопользовании, сбалансированности потребления, развитии прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала.
В интересах России – перекрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, направив их на нужды общества и граждан.
Проблемы национальной безопасности России подробно рассматриваются в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Военной доктрине Российской Федерации». В этих документах даются основные понятия по вопросам национальной безопасности, а также излагаются основные вопросы, рассмотренные в данной лекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Избранные лекции по обеспечению безопасности жизнедеятельности в здравоохранении:Учебное пособие/Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М.: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 204 с.
2. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. – М: Вузовский учебник, 2011. – 432 с.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации».
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные нормативно-правовые акты, которые обеспечивают национальную безопасность России на современном этапе.
2. В чем заключается угроза национальной безопасности России?
3. Назовите тенденции глобальной военно-политической обстановки в мире.
4. Перечислите основные факторы, определяющие геополитическое место России в мире.
5. Назовите национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу.
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
1. Какие нормативно-правовые документы являются основополагающими для обеспечения национальной безопасности РФ?
1) Конституция РФ
2) Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
3) Трудовой кодекс РФ
4) Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №46 «О Военной доктрине Российской Федерации»
5) Федеральный закон ФЗ №61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»
2. Какие основные геополитические тенденции определяют внешнеполитические интересы РФ?
1) глобализация в современной системе военно-политических отношений
2) попытки осуществления международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций
3) дальнейшее увеличение роли экономики во внешнеполитических приоритетах государств
4) усиление роли всемирной организации здравоохранения
5) сращивание внутреннего и международного терроризма
3. Какие основные внешние опасности?
1) стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права
2) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия
3) территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела
4) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием
5) вступление России в ВТО
4. В чем заключаются национальные интересы РФ?
1) в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики
2) в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации
3) в освоении новых территорий
4) в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира
5) в распространении базовых ценностей РФ по всему миру
5. В чем состоят базисные интересы личности и общества?
1) в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан
2) в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития
3) в пересмотре итогов приватизации
4) во внутренней социально-политической стабильности и целостности общества
5) в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России
ТЕМА 3. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения
Учебные вопросы
1.Нормативно-правовая база мобилизационной подготовки и мобилизации.
2.Специальные формирования здравоохранения.
3.Мобилизационные ресурсы: государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения. Воинский учет и бронирование медицинских работников.
В первой статье Конституции Российской Федерации принятой 12 декабря 1993 года сказано, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В Конституции определяется следующая иерархия нормативно правовых актов:
- Конституция РФ;
- Федеральный конституционный закон;
- Федеральный закон;
- Указ Президента Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации;
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.
Указы и распоряжения Президента могут носить:
нормативный характер – Президент выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему полномочий (указы связаны с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов)
ненормативный характер – указы издаются по вопросам применения права (назначение должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий и т. п.).
Постановления и Распоряжения Правительства обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют межотраслевое содержание, разделяются на постановления (решения, имеющие нормативный характер или применяемые по наиболее важным вопросам), и на распоряжения (решения по оперативным и другим текущим вопросам).
Ведомственные акты – акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти, либо по их поручению, либо по собственной инициативе. Ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер подлежат Государственной регистрации в Министерстве юстиции и официальному опубликованию.
Правовые акты субъектов Российской Федерации
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.