Принцип – комплексный (системный подход) к человеческому организму как к единому целому

Сторонники натуральной гигиены выступают против узкой специализации в лечении. Достаточно, считают они, знания основных биологических законов управления организмом и умения использовать главные "рычаги" для профилактики и выздоровления. К таким "рычагам" они относят:

1) восстановление клеточного дыхания (лечебное обнажение, контрастные водные процедуры, виброгимнастика и специальные упражнения);

2) питание (свет, воздух, вода, пища)

3) состояние конечностей (виброгимнастика и другая двигательная активность)

4) очищение организма

5) воздействие на психику (оптимистический настрой, самовнушение).

Г. Шелтон также уверен, что "любая болезнь есть болезнь всего организма. Отсюда – обязательно комплексное воздействие на организм естественными методами".

3. принцип – четкое понимание феномена "здоровья".

Слово "здоровье" ("хелс") происходит от англосаксонского "хоул" (цельный, целостный).

В полном смысле этого слова "здоровье" означает законченность, совершенство организации, то есть жизненную надежность, гармонию функций, энергию и свободу от любых напряжений и скованности.

В основе здоровья лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости каждой клетки, ткани, органа, системы органов.

К сожалению, признаки и симптомы здоровья не изучаются. Медицина занята болезнями.

«Медики имеют весьма смутное представление о методах укрепления здоровья…Нас учили лечить болезни, но ни слова о том, как эти болезни предупредить…»

(к.м.н. Евгений Мильнер)

Принцип – четкое понимание феномена болезни.

Болезнь – это нарушение целостности, потеря способности сопротивляться внешним и внутренним врагам живого организма. Любая болезнь – от легкого покраснения кожи, до рака любого органа – есть разрушения целостности всего организма (т.е. болезнь всего организма, а не отдельного участка его).

Называют ли болезнь гастритом, циститом, колитом (греч. "ит", "итс" – воспаление) или она носит название туберкулез, язва, рак – все они вызваны накопляемом в организме токсинов (ядов), которые отравляют организм, откуда бы они ни поступали – из вне ( пищевые, лекарственные, растительные и другие) или образуются внутри как результат жизнедеятельности самого организма либо тех микроорганизмов, которые его населяют.

При этом всякая болезнь начинается незаметно от возбуждения первых волокон, далее появляются раздражение (покраснение), затем воспаление (зуд), дальше изъявления (язвы, распад тканей, трещин), затем уплотнение (короста), наконец, образование опухоли (рак).

Г. Шелтон называет такую последовательность "единой патологической цепочкой" и напоминает, что рак начинается за много лет до того, как он окончательно проявляется.

Принцип – новая стратегия здоровья, которая строится ни на устранении симптомов болезни (симптоматическое лечение), а на устранении её первопричины.

При этом натуральная гигиена особое внимание уделяет 4 видам отдыха и покоя для накопления энергии и экономики сил организма: физический отдых, физиологический отдых (т.е. воздержание от пищи – лечебного голодания), умственный отдых, душевный отдых.

«Если мы болеем – значит, мы нарушаем законы гармонии природы. Других причин нет». К.Ниши

Принцип – естественное питание.

Ни один оздоровительный комплекс не может считаться полноценным без соблюдения строгих законов питания. Пища, по убеждению натурогигиенистов, не только определяет "состав крови, качество "строительного материала" для образования новых клеток, но и формирует характер и даже мировоззрение человека.

На питание сторонника натуральной гигиены смотрят как на двуединый питательно-очистительный процесс, в котором питание неотделимо от очищения организма.

Принцип – отрицание любой лекарственной терапии.

Все существующие вещества по отношению к живому организму – или продукты питания, или яд. Ядом (лекарством) является все то, что не может быть ассимилировано (усвоено) живым организмом и использовано им для поддержания жизни.

Принцип – четкое разграничение медицины и натуральной гигиены.

Источник здоровья – в здоровых воздействиях и в здоровых средствах.

Лекарства же, которые все являются ядами, не относятся к факторам жизни, приносящим здоровье.

Принцип – обучение народа, распространение знаний и создание здорового образа жизни.

Основные принципы натуральной гигиены естественным образом сложились в новую стратегию здоровья. Эти принципы получили широкое распространение в США, благодаря чему американцы стали одной из самых цивилизованных и здоровых наций в мире.

Девятый принцип натуральной гигиены – обучение народа, распространение знаний и создания здорового образа жизни – предусматривает формирование медицинской активности каждого человека.

Под медицинской активностью следует понимать: наиболее характерная, типичная для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному, здоровью).

Медицинская активность – это область гигиенического обучения, воспитания, образования, психологической установки в отношении здоровья.

Она включает:

1) посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов, предписаний;

2) поведение при лечении, профилактике, реабилитации;

3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других;

4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

Поэтому для медицинского работника, как интеллигента и носителя всего нового и передового высокая медицинская активность в жизни является потребностью и необходимостью на весь период жизни. Формирование высокой медицинской активности у каждого человека осуществляется благодаря санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию.

В вопросах профилактики заболеваний главенствующая роль принадлежит гигиеническому воспитанию населения – отрасли медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающей вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. В свою очередь, ведущая роль в формировании санитарной культуры принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке.

Гигиеническое воспитание – это совокупность образовательных, воспитательных агитационных и пропагандистских мероприятий (или деятельности), направленных на формирование гигиенической культуры и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности индивидов, групп лиц, здорового образа жизни общества в целом.

Процесс гигиенического воспитания – это система привития полезных навыков на основе полученных знаний правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения. В РФ гигиеническое воспитание и образование является государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.

Целью гигиенического воспитания является формирование такой линии поведения человека, такого «стиля жизни», который отличается высокой гигиенической культурой и предполагает использование в интересах здоровья влияния как внешних (природных, социальных) факторов, так и внутренних (личностных) факторов, а также максимальную нейтрализацию патогенного действия этих факторов.

Задачи гигиенического воспитания:

• Разъяснение политики и стратегии правительства РФ в области здравоохранения.

• Распространение медицинских и гигиенических знаний.

• Пропаганда профилактических мероприятий.

• Воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья.

• Укрепление научного мировоззрения, борьба с самолечением.

• Привлечение населения к участию в оздоровительной работе.

• Повышение санитарно-гигиенической культуры.

В соответствии с общими задачами, стоящими перед медицинскими работниками в области гигиенического воспитания, уровня развития здравоохранения и состояния здоровья населения, можно определить, что на современном этапе в содержании гигиенического воспитания должны превалировать следующие проблемы и темы:

• пропаганда ЗОЖ. Это направление должно охватывать не только все разделы гигиены, но и пропаганду физической культуры и спорта, борьбу с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, курением), закаливание и использование резервных сил организма. Внедрение навыков ЗОЖ является наиболее действенным средством профилактики таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, онкологические и др.;

• проблемы, связанные с заботой о здоровье будущих поколений, охраной здоровья матери и ребенка;

• профилактика массовых инфекционных и наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных, костно-суставных, а также профессиональных заболеваний).

Таким образом, основная цель гигиенического воспитания – это повышение уровня гигиенической культуры населения – важного условия сохранения и укрепления здоровья людей, их высокой работоспособности и долголетия. В результате гигиенического воспитания человек получает систему знаний, у него формируются гигиенические навыки, а ЗОЖ становится привычным. Если образ жизни – это деятельность людей, следовательно, весь образ жизни личности складывается из проявлений ее умений, привычек и навыков. Гигиенические навыки – это мотивационно-эмоциональный компонент отношения к здоровью: потребность быть здоровым, действия по укреплению здоровья и их результаты. Формирование гигиенических навыков – это длительный процесс, и его эффективность достигается только при многократном воздействии на реципиента.

Гигиеническое воспитание при всеобщей диспансеризации призвано максимально обеспечить человека необходимыми медицинскими рекомендациями. И это актуально для людей, как страдающих каким-либо заболеванием, так и в большей степени – для людей, практически здоровых, поскольку очевидно, что многие здоровы не благодаря правильному с гигиенической точки зрения образу жизни, а вопреки имеющимся у них нарушениям гигиенического поведения. В этом случае человек здоров до тех пор ,пока унаследованная способность организма противостоять влиянию неблагоприятных факторов не исчерпается.

Важно вовремя применить эффективные меры гигиенического воспитания с целью своевременной коррекции гигиенического поведения человека.

В условиях диспансеризации населения, когда значительно возрастает доля практически здоровых лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний, врач имеет возможность своевременно устранить эти неблагоприятные факторы, направив свои усилия на формирование у населения навыков здорового образа жизни. Без изучения гигиенического поведения человека и динамического контроля за ним врач не в состоянии выполнить свою профилактическую работу с максимальной отдачей. В этом случае профилактический осмотр рискует стать формальным скринингом. Все это требует создания системного подхода к гигиеническому воспитанию населения в современных условиях.

Гигиеническое воспитание включает два направления: санитарно-просветительскую работу и обучение навыкам ЗОЖ.

Санитарно-просветительская работа складывается из двух направлений – пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Цель санитарно-просветительской работы: выработка у населения убеждений в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Следует четко различать общность и различие агитационной и пропагандистской работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.п.) и побуждает их к позитивным реакциям.

Предметом гигиенического воспитания человека является поведение человека. В центре внимания пропаганды – определенный орган или система человека, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики заболеваний определенного органа или системы и т.д., о котором аудитория должна получить информацию. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санитарно-просветительской работы является формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения ими знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация à знания à убеждения à поступки или действия

Таким образом, целью санитарно-просветительской работы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Наши рекомендации