Классификация конфликтов
Г. Лекция
Гоббс не видел другого способа преодоления человеческого насилия, как применение государственного насилия.
Жан-жак Руссо же считал демократическое – источник мира и согласия, которое опирается на отсутствие насилия.
Карл Маркс – считал, что насилие порождается борьбой за частную собственность. Однако, отмечал, что конфликты неизбежны.
Подобно Марксу Георг Зиммель считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим.
Недостатки осмысления конфликтов до 20 века:
- социальные конфликты не исследовались;
- общие черты конфликта не исследовались.
В 20 веке:
- конфликтология выделилась в отдельную науку;
- вышла она из социологии (Вебер, Дарендорф, Козер) и психологии (Фрейд, Юнг, Берн).
Макс Вебер – мнения людей не только расходятся, но и совпадают, это есть возможность для достижения консенсуса. Достижения решений иллюзорны и не могут быть разрешены в принципе. Этим Вебер критиковал арксизм. Это положение стало основой науки.
Ральф Дорендорф – это естественное состояние общества. И конфликт иногда бывает конструктивным (движущим), так и неконструктивным (разрушающим).
Льюис Козер – причины конфликтов дефицит ресурсов (материальных, власти, лидерства и т.д.), демократическое общество порождает движущие конфликты, цель конфликтологии ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных позитивных результатов.
Для жизни нужны конфликты! Но они должны быть конструктивными. Однако деконструктивные конфликты – приносят неоценимый опыт.
Фрейд считал, что любые расстройства являются результатом конфликта между сознательным и бессознательным.
Карл Густав Юнг – предложил новую классификацию людей по способу разрешения конфликтов: интроверты и экстраверты.
Эрик Берн – теория трансактного анализа межличностных отношений. Людей разделил на три типа: ребенок, родитель (стереотипное мышление), взрослый (рациональное мышление). Конфликты возникают, когда взаимодействуют два типа: ребенок- ребенок, взрослый – взрослый, родитель – родитель.
Двадцать первый век:
- конфликтология идет как самостоятльная наука
- конфликтология сконцетрирована на трех основных проблема:
- выявление сущности конфликтов (причины, этапы, участники);
- определение методов, формулирование способов регулирования конфликтных ситуаций, предотвращение;
- установление основных форм конфликтов, а также их типологии.
Понятие конфликта
Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборствии сторон.
Два признака конфликта:
- конфликт всегда возникает на основе противоположно правленых мотивов и суждений;
- конфликт – всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, характеризующегося нанесением взаимного ущерба (моральный, физический, материальный).
Границы конфликта
Есть 1. пространственные, 2. временные и 3. внутрисистемные.
1. определяется территорией, где происходит конфликт. Это важно в международных отношениях.
2. продолжительность конфликта (начало и конец). Важно: оценка присоединения новых лиц в конфликте. Конфликт можно назвать начавшимся, если один участник (оппонент) сознательно действует в ущерб другого, а другой осознает это и принимает активные действия. Окончание конфликта – прекращение действий обеих сторон (по разным причинам, вплоть до вмешательства третьих лиц).
3. Любой конфликт происходит в любой системе (государство, международное сообщество, коллег по работе, семьи). Конфликт между сторонами, входящими в одну систему бывает: обширным, частным, ограниченным. Круг участников системного конфликта должен быть определен до конца (сочувствующий, подстрекатель).
Структура конфликта
Это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность.
Участники конфликта – основные участники, оппоненты, группа поддержки и др. участники.
Основные участники конфликта – субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные, защитные) действия друг против друга.
Основные участники – инициатор конфликта (первый начинает действия), ранг оппонента – уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте.
Группа поддержки – представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они активны или посивны. Это могут быть друзья (связанные обязательствами), руководители, подчиненные, государства, межгосударственные объединения, общественные организации и др.
Другие участники – влияют на конфликт эпизодически, могут изменить его ход и результат. Подстрекатель – организация, государство подталкивающее к конфликту. Организатор – организующий причину конфликта.
Предмет конфликта
Объективно существующее или воображаемая проблема, служащая конфликтом, из-за которого, либо ради которого стороны вступают в конфликт.
Объект конфликта
Ядро проблемы. Центрально звено конфликтной ситуации. Это может быть что угодно (духовная власть, социальное лидерство, материальные блага и т.д.). К обладанию которого будут стремиться оба оппонента.
Мотивы в конфликте
Побуждение вступления в конфликт, связанный с удовлетворением потребностей (совокупность внешних и внутренних условий).
Позиция сторон
Это система отношения оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках.
Особенности определения функции конфликтов
- отсутствие четких критериев различения конструктивных и неконструктивных конфликтов;
- трудно дать обобщенную оценку положительных и отрицательных ролей конфликта;
- степень конструктивных и деконструктивность данного конфликта может меняться по ходу конфликта;
- важно, для кого конфликт считается конструктивным, а для кого неконструктивным.
Конструктивное влияние конфликта на основных участников:
- конфликт устраняет полностью или частично противоречие;
- помогает оценить индивидуальные психологические особенности людей;
- ослабляет психическую напряженность.
- конфликт служит источником развития личности;
- конфликт улучшает качество индивидуальной деятельности;
- при отстаивании справедливых целей поднимает авторитет;
- межличностные конфликты служат для самоутверждения формирования активной позиции.
Конструктивные конфликты, влияние на социальное окружение
- конфликт выступает активизирует социальную жизнь группы
- высвечивает не решенные проблемы
- зондирует общественное мнение
- способствует созданию новых благоприятных условий к которым легче адаптируются члены группы
- может выполнять функцию сплочения группы перед внешними трудностями
- создает интеллектуальную напряженность
- оптимизирует межличностные отношения
Неконструктивные конфликты:
- большинство оказывает негативное воздействие на психику участников;
- неблагополучные конфликты могут сопровождаться психическим или физическим насилием;
- всегда сопровождается стрессом;
- отрицательно влияет на развитие личности;
- конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами;
- формирует образ враг;
- снижается индивидуальная деятельность;
- конфликт закрепляется опыт (дал в глаз – проблема решена, в следующий ра он даст еще).
Неконструктивные конфликты. Влияние на социальное окружение
- неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникации;
- ослабление ценностное единство группы;
- ухудшение качества совместной деятельности коллектива.
Классификация конфликтов
Конфликты:
- с участием человека
- зооконфликты
Конфликты | ||
С участием человека | Зооконфликты | |
Социальные | Внутриличностные. Между: | Зоопсихические |
Межгосударственные (между отдельными государствами и коалицией государств | «Хочу» и «Нужно» | Между группами животных |
Межличностные | «Хочу» и «Хочу» | Между двумя животными |
Между личностью и группой | «могу» и «не могу» | Между животным и группой |
Между малыми, средними и большими социальными группами | «Хочу» и «не могу» | |
«Нужно» и «Нужно» | ||
«Нужно» и «Не могу» |
Сферы проявления конфликта:
- экономические;
- идеологические;
- социально-бытовые;
- семейно-бытовые.
Степень длительности и напряженности конфликтов:
- бурные и быстро текущие;
- острые и длительные;
- слабовыраженные и вялотекущие;
- слабовыраженные и быстротекущие.
По субъектам конфликтного взаимодействия:
- внутриличностные (сам с собой);
- межличностные;
- личность-группа;
- межгрупповые.
Социальные последствия:
- конструктивные конфликты
- деконструктивные.
Предмет конфликта:
- реалистичные (предметные)
- не реалистические (без предметные)
Причины возникновения конфликтов:
- объективные факторы;
- организационно-управленческие;
- социально-психологические;
- личностные.
Объективные факторы:
- естественные столкновения значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и др нормативных процедур;
- образ жизни многих россиян;
- устойчивые стереотипы;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.