Питание в условиях дефицита пищевых продуктов

Исследования учёных (Дьяков М.М., Макаров П.П., 1991, и др.) показывают, что энергетической ценности рациона ниже 900-1000 ккал в сутки приводит к быстрой потере белка и повышенной смертности.

В связи с тем, что воинская деятельность связана с повышенной физической активностью, включая периоды высоких энерготрат, а также суровыми погодными условиями, которые требуется перено­сить в течение продолжительного времени (до 1 года), энергети­ческая ценность низкокалорийных пищевых рационов при их длитель­ном использовании должна быть не ниже 2500-3000 ккал в сутки. При использовании в течение нескольких месяцев эта величина мо­жет быть снижена до 1500-2000 ккал, что серьезно отражается на боеспособности личного состава.

Химический состав рационов выживания и низкоэнергетических пищевых рационов должен обеспечивать организм всеми эссенциальными, питательными веществами. Содержание белка следует поддерживать в пределах от 0, 7-0, 8 до 1, 5 г на 1 кг массы тела и обеспе­чивать за его счет 15-20 % их энергетической ценности. Доля угле­водов должна составлять около 50-55 % энергосодержания рациона, но не менее 100-130 г в сутки, а количество жира – на уровне 30-35 %. Содержание витаминов и минеральных веществ, несмотря на снижение энергетической ценности рациона, следует поддерживать на уровне обычной потребности. При невозможности выполнения ука­занного требования целесообразно использование поливитаминных или витаминно-микроэлементных комплексов.

Питание при чрезвычайных ситуация мирного времени.

Питание личного состава, участвующего в ликвидации ЧС (стихийных бедствий, техногенных катастроф и др.), организуется, исходя из условий расквартирования, наличия стационарных (сохранившихся или имеющихся пред­приятий общественного питания и прочих продовольственных объектов) или полевых условий приготовления пищи и укомплектованности личным соста­вом и табельными средствами для выполнения этой работы.

Питание личного состава организуется:

- в стационарной столовой пища приготовляется штатным поварским сос­тавом или лицом, выделенным для этого командиров подразделения;

- в постоянном или временном сооружении, где размещается подразделе­ние, причём пища приготовляется на установленном в нём стационарном обо­рудовании;

- с использованием технических средств для приготовления пищи в поле­вых условиях на оборудованном для этой цели участке местности (пункт пи­тания) или непосредственно каждым военнослужащим в котелках (индивиду­альный тип питания).

Питания личного состава подразделений, расположенных в стационарных условиях, производится по единой раскладке продуктов, утвержденной ко­мандиром части. Питание личного состава подразделения, находящихся во время ликвидации ЧС в полевых условиях, организуется по отдельно раз­работанной раскладке продуктов, утверждённой командиром части, исходя из набора продуктов или специальных рационов, которыми обеспечено подразделение на период ликвидации ЧС.

Для приготовления горячей пищи небольшие подразделения (группы) обеспечиваются малолитражными кухнями МК-10, МК-30, МК-50, малогабаритными газовыми плитами, а также некоторым количеством свежих продуктов, набором консервированных и концентрированных продуктов на весь период лик­видации ЧС (при организации самостоятельного питания отдельно от части).

Санитарный надзор в период ЧС ужесточается. Личный состав, обслуживающий временные столовые, подвергается медицинским смотрам и обследованиям в установленном порядке.

Основными мероприятиями, проводимыми СЭО при всех видах чрезвычайных ситуаций, по контролю за организацией питания являются:

проверка санитарного состояния полевых пунктов питания;

сани­тарная экспертиза пищевых продуктов (гигиеническое исследование):

а) исследование мяса и мясопродуктов;

б) исследование рыбы и рыбопродуктов;

в) исследование молока и молочных продуктов;

г) исследование куриных яиц и продуктов их переработки;

д) исследование консервов;

е) исследование круп;

ж) исследование муки и мучных продуктов;

- бактериологическое обследование работников объектов питания – смывы на санитарно-показательную флору.

Так, опыт ликвидации последствий землетрясения в Спитаке (Армения) показал следующее. В начальный период прибывшие части и соединения не были обеспечены свежими овощами и мясом. Многие партии продовольствия не имели свидетельств об их качестве. Содержание витаминов в них было крайне низким, что вызывало состояние гиповитаминозов и значительно снижало резистентность организма военнослужащих к инфекционным заболеваниям. В нормах же снабжения и действующих пай­ках того времени поливитамины отсутствовали. Поэтому медицинской службе необходимо было организовать питание адекватное особенностям труда личного состава. С этой целью проводилось выдача витаминов из фондов медицинской службы, контролировалась полнота доведения норм довольствия до личного состава, доброкачественность поступающих про­дуктов и готовой пищи, санитарное состояние воинских столовых и здоровье работников объектов питание. Бактериологическое обследование работников объектов питания проводилось 3-4 раза в месяц, что было связано со значительными трудностями в обеспечении надлежащих гигие­нических условий на объектах питания и угрозой эпидемического неблагополучия.

Наши рекомендации