В) Референдум и выборы
§984. Непосредственное участие граждан в управлении страной происходит через голосование. Голосование по вопросам, имеющим всеобщий характер, называется референдумом. Голосование по вопросам формирования органов власти – выборами. Для проведения голосования создаются территориальныекомиссии, состав которых должен формироваться из представителей различных политических партий и объединений. Данные комиссии:
а) регистрируют выносимые на голосование вопросы и кандидатуры,
б) организуют процедуру самого голосования и обеспечивают его контроль,
в) подводят его итоги и обнародуют результаты.
Само голосование является непосредственным, равным, тайным. Последнее условие необходимо, чтобы устранить возможность последующей мести избирателям как со стороны победивших, так и со стороны проигравших по результатам голосования.
§985. Референдум. Инициатива проведения референдума должна принадлежать как тем, кто представляет всеобщие интересы государства – органам власти, так и тем, кто выступает от имени каких-либо особенных интересов гражданского общества – политическим партиям и движениям. За проведение референдума должна высказаться (подписаться) определённая часть членов гражданского общества – не менее 5% от числа избиратей.
Поскольку по вопросам, выносимым на референдум, требуется дать однозначный ответ – "да" или "нет", решение может считаться принятым простым большинством голосов от числа граждан, принявших участие в голосовании. Решение референдума является обязательным для исполнения его органами власти.
§986. Выборы. Главная цель выборов – формирование состава органов власти. В отличие от референдума, они проводятся регулярно и содержат в себе элемент состязательности между партиями, а также между отдельными кандидатами. Сроки выборов определяются законом согласно особенностям и традициям данной страны. В большинстве стран органы государственной власти переизбираются через каждые 4-5 лет.
С целью обеспечения участия в законодательном органе представителей от максимального числа политических партий наиболее подходящим является пропорциональный принцип определенияпобедителей. Каждой партии, преодолевшей 5% барьер, достаётся количество мест согласно полученному ею проценту голосов. При смешанной системе выборов одна часть кандидатов проходит в законодательное собрание по спискам партий на основе пропорционального принципа определения победителей, другая часть – на основе мажоритарного принципа, согласно простому большинству поданных за них голосов. Смешанный вариант даёт возможность быть избранными в законодательный орган политически не ангажированным депутатам. Однако мажоритарный принцип определения победителей имеет тот недостаток, что при нём игнорируется мнение оставшейся части избирателей. Поэтому он более подходит для выборов главы государства в том случае, когда он избирается непосредственно гражданами, чем при выборах депутатов законодательного собрания.
§987. Депутаты, избранные по партийным спискам, получают мандат своей партии на представление её программных целей в законодательном органе. Депутаты, избранные по территориальным округам, получают мандат от граждан своего округа на выражение их интересов в законодательном органе. Глава государства (президент), избранный в ходе всеобщего прямого голосования, получает мандат всего народа на исполнение им своих суверенных государственных функций.
Референдум и выборы являются делом гражданского общества. Через них происходит переход к третьей форме нравственности – государству.
Государство
§988. Третья форма нравственности, на основе которой существует общество, – это государство. Его цель – обеспечение развития всего общества в целом. Этим оно отличается от семьи, целью которой является производство единичной жизни человека, и гражданского общества, цель которого – реализация особенности граждан.
Если согласиться с распространённой сегодня точкой зрения, согласно которой назначение государства состоит в защите прав собственности и свободы граждан, то в этом случае придётся признать, что причиной его существования являются частные интересы людей. Из этого следует, что любой человек по своей воле может быть членом государства, а может и не быть, и что он должен быть заинтересован в своём государстве лишь настолько, насколько оно содействует достижению его интересов.
Данная точка зрения возникает из-за смешения понятия государства с понятием гражданского общества. В основе гражданского общества действительно лежат особенные (частные) интересы граждан. Что же касается государства, то оно выражает всеобщие интересы людей и, соответственно, отвечает за целостность развития общества. Поэтому-то государство, в отличие от гражданского общества, существовало на всём протяжении истории человечества, тогда как гражданское общество в большинстве стран сформировалось лишь за последние столетия.
§989. По своему назначению государство стоит выше семьи и гражданского общества и обладает суверенитетом по отношению к ним.А это значит, что ни один семейно-родовой клан и ни одна корпорация гражданского общества не могут подменить собой государство.
Государственные должности в силу их всеобщего значения не могут быть приватизированы и передаваться по наследству. Претенденты на их исполнение должны отбираться посредством конкурсов, что, с одной стороны, обеспечит государственный аппарат наиболее подготовленными чиновниками, а с другой – гарантирует каждому гражданину право на участие в управлении своим государством.
§990. Роль государства в отношении граждан сводится к двум задачам. Во-первых, к тому, чтобы охранять их в качестве индивидуумов и содействовать достижению их особенных благ. Во-вторых, к тому, чтобы направлять их мысли и действия в сторону осуществления всеобщих интересов страны. Посредствующим звеном между государством и его гражданами являются законы, которые, соответственно, определяют жизнь граждан с двух сторон:
а) со стороны того, что государство должно давать гражданам и организациям,
б) со стороны того, что граждане и организации должны отдавать государству.
К первым относятся законы, определяющие права граждан и организаций, ко вторым – законы о налогах, о сборах, о воинской службе и других гражданских обязанностях.
Политологи часто пытаются приписать государству лишь только последнюю функцию – принуждение граждан к исполнению ими всеобщих обязанностей. Что же касается того, что обеспечиваемый государством порядок необходим в первую очередь самим гражданам, то это остаётся за пределами их внимания. Когда человек пользуется дорогами, транспортом, читает газеты, регулярно покупает продукты питания и т.д., то ему и в голову не приходит, что всё могло бы быть иначе. Он уже настолько свыкся с данным положением дел, что принимает его как само собой разумеющееся. Чем более отлажено положение дел в стране и чем более прочны её позиции на мировой арене, тем менее заметна в ней роль государства.
Определения понятия государства:
а) внутреннее устройство государства,
б) внешняя функция государства,
в) государство как субъект всемирной истории.
Внутреннее государственное устройство
§991. Внутреннее устройство государства разделяется на следующие ветви власти:
а) законодательную власть,
б) власть главы государства,
в) исполнительную власть.
Законодательная власть сводит особенность представляемых различными политическими партиями и депутатами интересов к принятию всеобщих решений (Е – О – В). Исполнительная власть распространяет принятые всеобщие решения на все сферы жизнедеятельности общества, благодаря чему они доходят до граждан (В – Е – О). Глава государства своими решениями, имеющими верховное значение, соединяет законодательную и исполнительную власть, чем придаёт им действительное осуществление (О – В – Е).
Поскольку каждая ветвь власти представляет собой государство, то инициатива по принятию всеобщих решений (законов) является не только их правом, но и обязанностью.