Подготовку стратегии проекта условно разделяют на три последовательных процедуры: стратегический анализ, разработка и выбор стратегии, реализация стратегии
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (SWOT- анализ).
К числу факторов внешней среды относятся:
– нормативно-правовая основа (государственное и локальное правовое обеспечение социальной работы);
– технологические (уровень существующих, наличных технологий социальной работы с разными категориями населения);
– ресурсообеспеченность (наличие, доступ к ним участников проектов);
– социальная ситуация в городе (гендерный, возрастной состав населения; стратификационная структура населения города, положение в нем студенческой молодежи; прожиточный минимум; соотношение трудоустроенного, трудоспособного и безработного населения; социально защищаемые категории граждан);
– экологическая обстановка в городе;
– государственная политика в области социальной работы с населением.
Внутренняя среда включает:
– команда проекта (численность, мотивация, уровень общей и корпоративной культуры);
– уровень компетентности участников проекта в области социальной работы с населением;
– маркетинговые исследования (востребованность предлагаемой в проекте идеи населением);
– финансовые возможности проекта;
– ресурсы социальных партнеров (организаций, предприятий, общественных объединений, участвующих в решении этих же социальных проблем).
Пятый этап социально-проектной деятельности – организация коллективного планирования, разработки плана-графика проектных мероприятий.
Групповое планирование предусматривает детализацию коллегиально принятой цели, а также определение последовательности конкретных мероприятий, направленных на достижение желаемого результата. Его предназначение – упорядочить проектную деятельность, обеспечить выполнение таких требований к реализации молодежной инициативы, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В самом общем представлении план – документ, указывающий содержательные ориентиры проектной деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Основные процессы планирования могут повторяться несколько раз, как в течение всего проекта, так и его отдельных фаз.
К основным процессам относят:
– планирование содержания проекта и его документирование;
– описание содержания проекта, определение основных этапов реализации проекта, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;
– составление сметы, оценку стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;
– определение списка социальных услуг, которые обеспечивают достижение цели проекта;
– расстановку, последовательность, определение и документирование технологических зависимостей и ограничений на работу;
– оценку продолжительности работ, трудозатрат и других ресурсов, необходимых для выполнения конкретных работ;
– расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительностей работ и требованиям к ресурсам;
– планирование ресурсов, определение того, как ресурсы и в каких количествах потребуется для выполнения работ проекта;
– составление бюджета, привязка сметных затрат к конкретным видам деятельности; создание плана проекта, сбор результатов остальных процессов планирования и их объединение в общий документ (бизнес-план).
План-график мероприятий – это документ, в котором находят отражение конкретные мероприятий в соответствии поставленными задачами, сроки на их подготовки и проведения, а также фамилии ответственных членов команды.
План-график проектных мероприятий является помощником в подготовке социальной акции, если соответствует ряду требований:
– Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.
– Ориентация плана на реализацию потребностей и интересов участников проектной деятельности, на их развитие, что предполагает учет предложений студенческой молодежи при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
– Соответствие плана социальной политике.
– Комплексность планов, что предполагает:
Ø разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей подростков;
Ø положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
Ø включение молодых людей в разные виды деятельности;
Ø целостность воздействия на их сознание, чувства, поведение.
– Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
– Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей участников проекта, уровня их развития, сложившихся традиций, обоснованность планируемой работы в соответствии с актуальной ситуацией социальной среде.
– Реальность и разумная насыщенность плана.