Налога на брошенное движимое имущество физических лиц
КОНЦЕПЦИЯ
1. Общие положения.
Налог на брошенное движимое имущество физических лиц (далее – налог)
является целевым федеральным налогом, который взимается с физических лиц, являющихся производителями коммунальных отходов в местах своего проживания, и связанный с деятельностью в области охраны окружающей среды. Средства налога используются исключительно на:
1.1.полную ликвидацию полигонов ТБО, стихийных свалок на территории Российской Федерации.
В этой части налог представляет собой аккумуляцию средств для 100-процентной утилизации потенциально возможного валового объема произведенных населением коммунальных отходов[1]. Размер затрат на эти цели рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на ликвидацию уже накопленных отходов, содержащих в себе опасность для жизни и здоровья населения. Кроме ликвидации уже имеющихся мест складирования отходов, предусматривается переориентация регулярных потоков отходов «место проживания населения – полигон сельской местности» на "место проживания - оно же место переработки";
1.2.обеспечение жилых объектов производственным оборудованием, перерабатывающим:
· твердые коммунальные отходы в альтернативное топливо, которое может быть использовано на нужды этих же физических лиц в виде снабжения зданий и сооружений тепло- или электроэнергией,
· биоотходы в гумус.
В этой части налог представляет собой капиталовложения в малую энергетику и среду обитания путем использования передовых производственных технологий, направленных на поддержку, а затем и рост качества жизни населения Российской Федерации.
Налог взимается вплоть до ликвидации всех мест захоронения ТБО и достижения процесса рециклинга в местах проживания населения в Российской Федерации на основании Программ полной ликвидации имеющихся на территории муниципального образования полигонов ТБО, стихийных свалок и проведения других мероприятий, предусмотренных в настоящей статье.
Налог не взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики), признаются физические лица, проживающие в Российской Федерации и выступающие в процессе жизнедеятельности производителями коммунальных отходов, а в соответствии с гражданским законодательством[2] - собственниками вещей, брошенных ими или оставленных ими с целью отказа от права собственности на них.
3. Объектом налогообложения признаются коммунальные отходы, образованные налогоплательщиками и требующие полной утилизации.
4. Налоговая базаопределяется отдельно по каждой группе налогоплательщиков, определенных в п.5.2.1 и 5.2.2, в зависимости от:
4.1.стоимости услуг, необходимых для полной утилизации коммунальных отходов с целью их полного рециклинга и повторного использования, исключая складирование, в том числе на полигонах ТБО всех видов;
4.2.количества производимых отходов, фиксируемого управляющими компаниями в сфере ЖКХ (далее – УКвЖКХ), уполномоченными на совершение действий в области утилизации коммунальных отходов с целью их полного рециклинга и повторного использования на территориях соответствующих муниципальных образований (далее – МО).
5. Порядок определения налоговой базы.
5.1.Налоговая база определяется исходя из того, что в среднем один человек производит 50 кг коммунальных отходов в месяц, а рекуперация и переработка 1 кг отходов требует 1 руб. затрат.
5.2.На основании положений, изложенных в пункте 5.1:
5.2.1.налоговая база физического лица, не работающего и не получающего доходы, кроме социальных пособий в виде пенсии, стипендии и т.п. (далее – неработающие граждане), устанавливается исходя из минимального потребления и обеспечения - в размере 50 кг в месяц,
5.2.2.налоговая база физического лица, работающего по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, получающего доходы, как в денежной, так и в натуральной формах (далее – работающие граждане), - исходя из минимального потребления и обеспечения, указанного в п.5.2.1, увеличенного на сумму доходов, индексированную сообразно уровню потребления, исходя из соотношения средней заработной платы и средней пенсии по региону проживания (места работы) МО,
Пример 1: Иванов живет и работает в Москве. Средняя заработная плата в Москве составляет 60 800 руб., средняя пенсия москвича – 12 000 руб. Значит, налоговая база по Иванову составит 303 кг. (50 кг + 50 кг х 60 800 руб./12 000 руб.)[3].
Таким образом, при прочих равных условиях неработающий гражданин (например, пенсионер), проживающий в Москве, при ставке налога в размере 1 руб. за 1 кг заплатит 50 руб. (50 кг х 1 руб.), а Иванов 303 руб. (303 кг х 1 руб.).
5.2.3.налоговая база всех налогоплательщиков может быть увеличена (уменьшена) по сравнению с нормами в случае увеличения (уменьшения) количества утилизируемых отходов. Данные о фактическом количестве предоставляются УКвЖКХ по МО и отражаются в платежном документе за коммунальные платежи.
5.3.В том отчетном (налоговом) периоде, когда:
5.3.1.Количество утилизируемых коммунальных отходов налогоплательщика соответствует утвержденной по данным УКвЖКХ норме, налоговая база остается прежней по каждой группе налогоплательщиков, указанных в п.5.2.1 и 5.2.2 данного МО.
5.3.2.Количество утилизируемых отходов налогоплательщика больше утвержденной в МО норме, налоговая база рассчитывается в следующем порядке:
5.3.2.1.Для налогоплательщиков, указанных в п.5.2.1:
В рамках Концепции предлагается два варианта
Вариант 1.
Количество неработающих граждан по данным УКвЖКХ | х | количество тонн (кг) отходов, превышающих норму в расчетном периоде | / | количество неработающих граждан по данным УКвЖКХ |
Общее количество жильцов по данным УКвЖКХ |
Пример 2: Продолжим пример 1.
Количество неработающих граждан по данным УКвЖКХ, где живет Иванов, составляет 30 чел. Общее количество жильцов – 100 человек.
Количество отходов, превысивших норму в августе, составило 500 кг[4]. Таким образом, на каждого неработающего гражданина приходится по 5 кг сверхнормативных отходов [(30 чел. / 100 чел.) х 500 кг] / 30 чел.
В этом случае такое же количество отходов будет приходиться и на работающих граждан.
Вариант 2. Для налогоплательщиков, указанных в п.5.2.1:
Количество неработающих граждан по данным УКвЖКХ | х | количество тонн (кг) отходов, превышающих норму в расчетном периоде | / | количество неработающих граждан по данным УКвЖКХ | х | ||
индекс сред.ФОТ и сред.пенсия из п.5.2.2 | |||||||
Общее количество жильцов по данным УКвЖКХ |
Пример 3: Продолжим пример 2.
Количество коммунальных отходов, превышающих норму в августе, составило 500 кг. Тогда с учетом индекса соотношения средней зарплаты и средней пенсии по Москве, каждый неработающий гражданин превысил норму затрат на утилизацию коммунальных отходов на 1 кг. Расчет:
[(30 чел. / 100 чел.) х 500 кг] / 30 чел. / | |
------------------------------- | |
60800 руб./12000 руб. |
5.3.2.2.Для налогоплательщиков, указанных в п.5.2.2 (в рамках Концепции предлагается два варианта):
Вариант 1.
Количество работающих граждан по данным УКвЖКХ | х | количество тонн (кг) отходов, превышающих норму в расчетном периоде | / | количество работающих граждан по данным УКвЖКХ |
Общее количество жильцов по данным УКвЖКХ |
Пример 4: Количество работающих граждан по данным УКвЖКХ, где живет Иванов, составляет 70 чел. Общее количество жильцов – 100 человек.
Количество отходов, превышающих норму в августе, составило 500 кг. Таким образом, на каждого работающего гражданина приходится по 5 кг (70/100 х 500 кг / 70 чел.) коммунальных отходов, превысивших норму затрат на утилизацию.
Вариант 2.
количество тонн (кг) отходов, превышающих норму в расчетном периоде | - | количество тонн (кг) отходов, превышающих норму в расчетном периоде приходящееся на неработающих граждан из п.5.3.2.1 | / | количество работающих граждан по данным УКвЖКХ |
Пример 5: Продолжим примеры 3 и 4.
Количество коммунальных отходов, превышающих норму в августе, составило 500 кг. По расчетам УКвЖКХ на неработающих граждан приходится по 1 кг сверхнормативных отходов. Таким образом, на каждого работающего гражданина придется по 4 кг (5 кг - 1 кг).
5.3.3.Количество утилизируемых отходов налогоплательщика меньше утвержденной по данным УКвЖКХ для данного МО норме, налоговая база уменьшается по принципу, изложенному в пункте 5.3.2.
Налоговый период
6.1. Налоговым периодом признается календарный год.
6.2. Налог вводится сроком на 5 лет, но не раньше достижения целей, изложенных в пункте 1.
Налоговые ставки
7.1. Налоговая ставка устанавливается в размере 1 руб. за 1 кг коммунальных отходов,если иное не предусмотрено настоящей статьей.
7.2. Налоговая ставка может индексироваться в случае отклонения фактических показателей по стоимости услуг рециклинга коммунальных отходов в данном регионе, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя от средних пороговых значений, которые берутся в расчет в целом по стране, в сторону увеличения.
Налоговые льготы
8.1. Налоговые льготы применяются в отношении тех налогоплательщиков, которые относятся к лицам, поименованным в статье 407 НК РФ, и выразившим при этом желание использовать льготу, указанную в п.8.2.
8.2. Сумма налога может быть уменьшена по заявлению лиц, указанных в п.8.1, до 50 коп. за 1 кг коммунальных отходов.
8.3. Сумма налога может быть увеличена по желанию граждан Российской Федерации и иностранных государств. В этом случае налог выступает, как средство самообложения граждан и принимается в виде разовых платежей для реализации конкретной Программы полной ликвидации имеющихся на территории муниципального образования полигонов ТБО, стихийных свалок и проведения других мероприятий, предусмотренных в статье 1 настоящей главы Налогового кодекса РФ. Размер платежей в порядке самообложения не ограничен.
8.4. Полученные путем переработки коммунальных отходов налогоплательщиков альтернативное топливо, тепло- и (или) электроэнергия, гумус и т.д. не подлежит обложению НДФЛ.