Сущность самоуправленческой деятельности
К О Н С П Е К Т
Л Е К Ц И О Н Н О Г О З А Н Я Т И Я
ПО МДК.03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ
ТЕМА: РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВ -
ЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА
Рассмотрен и одобрен предметно-цикловой
комиссией преподавателей педагогики и
психологии
Протокол №1 от 04 сентября 2015г.
Преподаватель: Титаренко В.И.
Председатель ПЦК: Титаренко В.И.
ТЕМА: Развитие ученического самоуправления в коллективе класса.
ЦЕЛЬ:раскрыть сущность понятия «самоуправление в ученическом коллективе», определить цели и ведущие принципы самоуправленческой деятельности; раскрыть содержание, организацию и структуру ученического самоуправления; проанализировать необходимое педагогическое сопровождение самоуправленческой деятельности; развивать интерес к изучению междисциплинарного курса, к педагогической деятельности, формировать профессиональную компетентность.
ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийный комплекс;
тематическая презентация по теме лекции.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления /Авт.-сост. И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. – М., 2004.
2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Минск, 1999.
3. Классному руководителю о самоуправлении в классе /Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. – М., 2005.
4. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. – М., 1959-1960.
5. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
7. Самоуправление в школе /Сост. В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. – М., 2002.
Х О Д З А Н Я Т И Я
І. Вступительная часть.
1.1. Организация студентов.
1.2. Мотивация учебной деятельности.
ІІ. Изложение материала лекции.
План
1. Сущность самоуправленческой деятельности.
2. Цели самоуправленческой деятельности.
3. Принципы самоуправленческой деятельности.
4. Содержание, организация и структура самоуправленческой деятельности.
5. Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.
Сущность самоуправленческой деятельности.
Рассматривая сущность понятия «ученическое самоуправление», нельзя не вспомнить слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». А.С. Макаренко, выдающийся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике. Поэтому становятся более понятными и очевидными затруднения педагогов-современников, направляющих свои усилия на обеспечение развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации.
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, которое
можно найти в справочной литературе и научных публикациях по данной проблеме.
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
В.М.Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники. Например, сами школьники понимают его как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел для своего класса, а значит, и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.