Сущность самоуправленческой деятельности

К О Н С П Е К Т

Л Е К Ц И О Н Н О Г О З А Н Я Т И Я

ПО МДК.03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

ТЕМА: РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВ -

ЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА

Рассмотрен и одобрен предметно-цикловой

комиссией преподавателей педагогики и

психологии

Протокол №1 от 04 сентября 2015г.

Преподаватель: Титаренко В.И.

Председатель ПЦК: Титаренко В.И.

ТЕМА: Развитие ученического самоуправления в коллективе класса.

ЦЕЛЬ:раскрыть сущность понятия «самоуправление в ученическом коллективе», определить цели и ведущие принципы самоуправленческой деятельности; раскрыть содержание, организацию и структуру ученического самоуправления; проанализировать необходимое педагогическое сопровождение самоуправленческой деятельности; развивать интерес к изучению междисциплинарного курса, к педагогической деятельности, формировать профессиональную компетентность.

ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийный комплекс;

тематическая презентация по теме лекции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления /Авт.-сост. И.Д. Демакова, Н.Л. Селиванова. – М., 2004.

2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Минск, 1999.

3. Классному руководителю о самоуправлении в классе /Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. – М., 2005.

4. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. – М., 1959-1960.

5. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.

7. Самоуправление в школе /Сост. В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. – М., 2002.

Х О Д З А Н Я Т И Я

І. Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

ІІ. Изложение материала лекции.

План

1. Сущность самоуправленческой деятельности.

2. Цели самоуправленческой деятельности.

3. Принципы самоуправленческой деятельности.

4. Содержание, организация и структура самоуправленческой деятельности.

5. Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления и его развития.

Сущность самоуправленческой деятельности.

Рассматривая сущность понятия «ученическое самоуправление», нельзя не вспомнить слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». А.С. Макаренко, выдающийся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудноразрешимых проблем в своей педагогической практике. Поэтому становятся более понятными и очевидными затруднения педагогов-современников, направляющих свои усилия на обеспечение развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.

За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.

Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации.

Сущность, как правило, отражается в определении понятия, которое

можно найти в справочной литературе и научных публикациях по данной проблеме.

Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.

Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

В.М.Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники. Например, сами школьники понимают его как:

- управление жизнью класса;

- организацию дел для своего класса, а значит, и для себя;

- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Наши рекомендации