Могу ли я быть лидером?
Притча «Об Успехе»
Однажды сын спросил у отца:
– Что нужно, чтобы добиться успеха?
– Не знаю, сынок, – ответил отец, – это очень сложный вопрос. Задай его маме.
– Не знаю, сынок, – сказала мама, – спроси об этом у того мудреца, что живет на горе в старом красивом замке.
И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать этот вопрос мудрецу.
– Мудрец, – обратился мальчик к седому старцу, – скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?
– Трудный вопрос ты мне задаешь. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри на мой дворец. Он достоин восхищения! Пройдись по коридорам, посмотри на дивные гобелены, отведай все яства, которые найдешь на моей кухне, послушай пение птиц в моих садах. А потом возвращайся ко мне.
Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и отправился, было, осматривать дворец, но старец остановил его со словами:
– Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.
Через какое-то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.
– Ну, как, тебе понравился мой дворец? – спросил мудрец. – Я ничего не видел, – ответил мальчик, – я боялся, что разолью масло.
Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся. Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного раньше не видел! Когда мудрец спросил его про масло, оказалось, что пока мальчик радовался красотам дворца, он пролил все масло.
– Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха? — сказал ему старец, – я готов тебе ответить. Мы рождаемся на свет и каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя все, что видим, слышим, чувствуем. Со временем это становится нашим жизненным опытом, который нам помогает во всех наших начинаниях. Но так же, со временем, мы становимся более осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретенное, как те капли масла, которые ты разлил, осматривая мой дворец. И это правильно. Секрет успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке. Найти что-то стоящее сложно, но ничего не стоит это потерять...
Условные обозначения:
Теоретические сведения, требующие ознакомления и осмысления | |
Практические задания, помогающие сориентироваться в вопросе и применить полученные знания в конкретной проблемной ситуации | |
Диагностический материал, предполагающий самостоятельную обработку и интерпретацию результатов | |
Задания для рефлексии: осознания личностной значимости обсуждаемой темы Практические советы и рекомендации по применению полученных знаний |
Глава 1. «Юный кадровый резерв» |
Могу ли я быть лидером?
1. Уточните понятия «лидер», «лидерство»? 2. Сравните типы лидерства. 3. Ознакомьтесь с типичными характеристиками лидерства. |
Слово «лидер» в переводе с английского языка («leader») обозначает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «правитель», «ведущий».
Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна. Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:
1. Лидерство – это разновидность власти, которая осуществляется одним или несколькими индивидуумами. Отличием этой власти является направленность сверху вниз.
2. Лидерство является управленческим статусом, социальной позицией, связанной с принятием решений, это руководящая должность
3. Лидерство – это вид влияния на других людей, который отвечает следующим условиям:
– влияние должен быть постоянным, а не эпизодичным;
– влияние лидера должно распространяться на всю группу (организацию);
– лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
– влияние лидера, особенно организационного, должен опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности управления.
4. Лидерство – это неформальное влияние.Оно отличается от руководства, которое предусматривает достаточно жесткую и формализованную систему отношений управления – подчинение.
5. Лидер – это символ общности и образец поведения группы.Он «выдвигается» снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах группы и всех ее членов, которых он ведет за собой.
Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело и люди, а эгоистические желания показать себе, используя для этого ситуацию и окружающих.
По функциям, которые выполняют лидеры в группе можно выделить лидеров-организаторов (деловых лидеров), лидеров – генераторов эмоционального настроя (эмоциональных лидеров), лидеров-инициаторов, эрудитов, умельцев.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.
Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член группы (например, в походе – самый опытный турист).
Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися , в основном, к сфере межличностного общения в коллективе. Молодые люди, успешно действующие в обеих сферах его жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.
Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей. Это позволяет лидерам строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом.
Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры и деловые лидеры.
От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, сочувствие сверстникам, а также утверждение морально-нравственных ценностей.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение группы, но и, прежде всего, благоприятные условиях для успеха каждого ее члена.
Поэтому, чем активнее принимает участие человека в различных видах социально значимой деятельности, тем больше у него шансов проявить свой лидерский потенциал и развить его.