Конфликтология продолжениеJ

3. Источники конфликтов и зоны разногласий Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за кого-то пустяка, в котором стоит одному спорщику уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще тем, что зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» - и в результате к расхождениям по делу добавляется еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласия разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, стягивается. При ликвидации всех расхождений оно исчезает. Зона разногласии -предмет, факт, вопрос спора, который отражает сущность противоречий конфликтантов. Может возникать по отношению к целям, интересам, ценностям. Не всегда проявляется в конфликте сразу. Три типа ЗР (определяют причину конфликта): 1.по поводу материальных и ресурсных благ.2.деление власти. 3.проблемы ценностной, духовной, культурной направленности чела. В реальной конфликтной ситуации все зоны переплетаются.   23. Психологический смысл творческого подхода к разрешению конфликтов. Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в новые возможности. Он означает извлечение макс выгоды из данной ситуации. Реакция или сознательный отклик. Реакция -импульсивное поведение, особенно когда вам кажется, что вы не можете его контролировать или найти иной выход. Вы видите причину вашей реакции в ком-то или в чем-то. Сознательный отклик -продуманное поведение, при кот вы чувствуете себя хозяином положения и сохраняете самообладание. Когда в нашем окружении находится раздраженный чел или чел, сопротивляющийся нашим желаниям, мы можем реагировать тем или иным путем: * Мы можем воспользоваться тактикой отхода. * Мы можем начать поучать "их", как правильно вести себя. * Мы можем тоже впасть в раздражение. * Мы можем начать думать, как бы отплатить "им". С др стороны, мы можем творчески откликнуться на ситуацию, используя все содержащиеся в ней возможности. Как мы можем —повернуть ее в другую сторону? Взгляните на ситуацию так, как она есть, нужно просто принять ее такой, какая она есть в настоящий момент. Обсуждение ситуации может пагубно отразиться на вашей попытке посмотреть на нее объективно. Если вы боретесь с чем-то или полны критики, вы не принимаете ситуацию так, как она есть. Прежде всего посмотрите на положение в настоящий момент. Начиная с этого, легче опознать новые возможности. Как только проблема признается, она сразу станет более разрешимой. Если у кого-то плохое настроение, наискорейший путь его изменения - признать факт плохого настроения. Чему мы можем научиться в данной ситуации? Важно отметить, что творческий подход не означает замазывания сущ трудностей. Притворяться, что все прекрасно, когда на деле это вовсе не так. Бесполезно делать вид, что совершенная ошибка не требует исправления или что вы выполнили работу хорошо, когда на деле испоганили ее. Вы вовсе не обязаны притворяться, что вам нравится выслушивать чьи-то жалобы, или вести себя так, как будто вам все равно, получите ли вы нужную помощь или нет. Вы знаете, что вы должны переосмыслить положение и произвести перегруппировку сил, если вы потеряли важный контракт. При творческом подходе вы признаете ваши чувства по поводу любой из этих ситуаций, а затем смотрите, какой урок из них можно извлечь. Вы превращаете досаду в рассаду. В следующий раз, когда вы почувствуете раздражение, попробуйте сказать: "Ну и сюрприз!" Следует подумать, что надо сделать, чтобы этого больше не было, или посмотреть, какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации. Превратить конфликт в новую возможность установить, какие новые возможности она открывает перед вами. Подход требует изменения угла зрения. Как можно улучшить нынешнюю ситуацию? Как использовать эту проблему для того, чтобы создать нечто более совершенное, чем то, что имело место раньше? Можно ли превратить эту проблему в зачаток нового прозрения? Вам нужно будет искоренить негативные установки, лежащие в основе многих как будто случайных замечаний. Следите за тем, какие выражения вы используете при описании проблемы. Перенаправьте свою энергию на то, чтобы поддержать связь с вашим партнером, а не отходить от него, приветствуйте проблему, вместо того чтобы отвергать ее Нейтрализуйте конфликт посредством «+» утверждений, замените негативные обороты речи «+» и перенаправьте вашу энергию на то, чтобы приветстаовать, а не. отвергать проблему. Примите «+» меры.   4. Мотивационная основа конфликта. Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Конфликт – есть одновременное развертывание действия и контр действия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Существуют две точки зрения на природу конфликта: 1. Ресурсная - доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. 2. Ценностная - на первый план выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, культурные взаимоисключающие стереотипы. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию: Потребностей Ценностей Интересов Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на 2 типа: конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов или из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации. Они разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований, оценок и отношений. Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации родителей и детей. Конфликты между ними часто основаны на половом диморфизме (различии восприятии и реагировании) мужчин и женщин. 37. Нарушение семейной ситуации как конфликт. -комуникативного канала -семейных представлений -семейной интеграции -ролевой структуры семьи Самое главное последствие всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.   36. проблема совместимости в в брачно-семейных отношениях. Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим ин­дивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены — сенсорный. Ее «природа» требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены «как положено», сопровождая свои требования «лекцией». Причиной возможного межличностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им «беспорядок» не вызывает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями. Для избежания подобных конфликтов необходимо знать особенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управлять ими. Нелегко из двух сформировавшихся «Я» прийти к одному «мы». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, совместная терпеливая работа над собой создадут условия для бесконфликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.   7. Психоло характеристика конструктивного конфликта. Конструктивная сторона межличностных конфликтов состоит в том, что они могут вести к прояснению взаимоотношений между сторонами и нахождению способов улучшения как поведения, так и личностных качеств участников конфликта. Конструктивные последствия межличностных конфликтов могут проявиться, например: - в создании общности людей, причастных к решению проблемы; - в расширении сферы сотрудничества на другие области; в том, что скорее происходит процесс самосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.     8. Психол характеристика деструктивного конфликта. Деструктивная сторона межличностных конфликтов проявляется тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методом борьбы, стремиться психологически подавить партнеров, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление с другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения, наносится вред здоровью. При деструктивном конфликте наблюдается: - поляризация оценочных суждений партнеров; - стремление к расхождению исходных позиций; - стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; - обострение конфликта; - желание уйти от исходной проблемы; - болезненные формы выхода из конфликтной ситуации.   34. Семейный конфликт. Виды и факторы эскалации.Семейный конфликт - противоборство, противостояние между членами семьи, основанное на противоположности направленных мотивов и взглядов. На протяжение всей жизни семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями - болезни, жилищно -бытовые неудобства, конфликты с соц окружением, последствия широких соц процессов (война, социальные кризисы и т.п.). Т.о., возникают проблемы. 80-85% семей происходят конфликты, 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Уникальность семейных отнош обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Зоны взаимодействия и жизнед-ти семьи, в кот зарождаются конфликты: -культура общения - соблюд или несоблюд супругами норм поведения в повседневной жизни (Как ты смеешь на меня кричать?) -недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов, в потребности защиты Я-концепции, кот поддерживается удовлетворением в любви, ощущением своей значимости и чувства собственного достоинства (Ты не уважаешь меня как чела) -ролевая сфера взаимодействия связана с удовлетворением ролевых потребностей супругов с позициями матери, отца, мужа и т.д. -сфера д-ти связанная с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личных особенностях (А раньше ты была другая) Семейный конфликт по своей структуре и динамике схож с развитием классического конфликта, но конфликтологу необходимо иметь ввиду и учитывать, что особенности: этих конфликте более травмирующие, чем обычные и протекают они с большей скоростью, связаны с большей эмоциональностью. Виды:.1. В зависимости от субъектов конфликта: -супружеские конфликты (включают весь спектр причин семейных конфликтов); -конфликт между родителями и детьми (издержки воспитания детей, регидность семейных отношений, кризисные возрасты детей); -конфликт родственников (личностный фактор, авторитарное вмешательство). 2. По источнику конфликта: ценностные конфликты (наличие противоположных интересов); -позиционные конфликты (борьба за лидерство в семье, неудовлетворение в признании значимости своего Я); -сексуальные конфликты (психосексуальная несовместимость); -эмоциональные конфликты (неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях); -хозяйственно-экономические конфликты (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участи каждого из них, тяжелое материальное положение); 3. В зависимости от поведения конфликтующих: -открытые конфликты-взаимные оскорбления, битье посуды (индивидуальные психологические особенности членов семьи, уровень воспитания); -скрытые конфликты-демонстративное молчание.   52. Личностные переменные индивидуального стиля поведения в конфликте. Индивидуальный стиль личности в конфликте – репертуар поведенческих и эмоц реакций чела на конфликтную ситуацию. 2 гр переменных, обуславливающих инд стиль повед: 1. – переменные власти; - степень компетентности личности; - достаточность владения инфо. 2. индивид-типологические особенности личности; - ценностная ориентация; - дух Ур культуры; - характер, темперамент, вид ВНД. 15. Этика деловой коммуникации как условие предупреждения конфликта. Одним из проявлений многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, могут быть сведены к следующим простым требованиям: 1 Не опаздывайте. Опоздание может быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. 2 Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы так же, как и свои личные тайны. 3 Будьте доброжелательны и приветливы. 4 Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других. 5 Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня. 5 Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. 32. Психологическая готовность к разрешению конфликтов. Формируется с помощью следующих механизмов: 1. Установка на признание в другом друга и отсутствие злого умысла или злого намерения 2. Умение пересматривать собственные позиции, принимать и анализировать собственную вину в конфликте, не давать возможностей проявляться механизмам защиты (экстернальности, завышенного самоотношения) 3. Разрешать ситуацию совместно и руководствоваться конструктивным стилем поведения в связи со стилем направленности 4. Делать первый шаг навстречу оппоненту по ситуации 5. Исключить механизмы аффективного реагирования на оппонента и включить когнитивные механизмы 6. Необходимо продемонстрировать оппоненту по ситуации собственную готовность разрешать конфликт и добиваться от него принципиального согласия. Основные условия 1. Отказаться от стратегии общения в стиле обвинения и перейти к общению без обвинений 2. Необходимо учитывать проекции/перенос наших мыслей на других людей 3. Необходимо работать со своим субъективным «Я» 4. Анализировать подавленные потребности для того, чтобы выявить истинность предметов в конфликтных ситуациях 5. Необходимо проанализ неприемлемые качества или черты характера 6. Анализировать неразрешенные потребности Альтернативное решение разрешение конфликтов основывается на следующих положениях: 1. процесс разрешения конфликта должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму его деструктивные возможности и, наоборот, способствовать максимальному проявлению его позитивных функций; 2. конструктивное разрешение достигается лишь в том случае, если будут удовлетворены интересы всех сторон-участниц и достигнут результат, отвечающий подходу «выигрыш-выигрыш» 3.. решение задачи конструктивного разрешения конфликта и достижение результата «выигрыш-выигрыш» возможно лишь в случае отказа сторон от опозиционного торга в пользу ведения переговоров на основе интересов.   51. Понятие о пед конфликте.Практика показывает, что большинство затруднений, кот возник м педагогом и учащимися происходят на 1ой стадии взаимодействия, т.е. при сообщении педагогом к-л инфо. Т.К. именно на этой стадии педагог стремится придать повед учащихся опред направленность. Причин затруднений: 1. отсутствие взаимопоним; 2. отсутствие согласия учащегося с позицией педагога (конфликт). Наруш внимания в межличностном взаимод учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера, возникн кот можно рассматривать как признак отсутствия вним и индивид подхода к обучению и воспитанию. А). Смысловой барьер по отнош к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от требований. Причины такого барьера: 1. не учет мотивов поведения учащегося, или приписывание таких мотивов, которых не было. 2. педагог прав, но ученик не согласен с ним, т.к. не осознает действительных мотивов своего поведения. Б). смысловые барьеры к конкретному требованию. Причина: повторение одних и тех же требований, которые становятся привычными и ученик их перестает воспринимать. Случ в тех требованиях, в кот смысл разный для ученика и педагога. 2 ошибки, усложняющие взаимоотнош педагога и ученика: 1. педагог в общении ориентировании на себя. 2. педагог не внимательно слушает.

Наши рекомендации