Рекомендации по спасению из поезда, потерпевшего катастрофу

• не класть тяжелые вещи на верхнюю заднюю (по отношению к локомотиву) багажную полку. Если положить их больше некуда, попробуйте закрепить вещи;
• если есть выбор, куда лечь, лягте на переднюю по отношению к локомотиву полку;
• не оставлять на столике после еды режущие, колющие и бьющиеся предметы - ножи, вилки, стаканы и т.д.;
• передвигаться по вагону во время движения поезда, держась за поручни, т.к. возможно экстренное торможение;
• курить только в специально отведенных местах, обязательно погасить недокуренную сигарету.

Если во время поездки произошло ЧП - столкновение с другим поездом или автомобилем, сход с рельсов, пожар, правила выживания таковы:

• непаниковать!; • почувствовав запах дыма, смочить водой полотенце или одежду и завязать ими нос и рог;
• предупредить об опасности пассажиров соседнего купе; • постараться сообщить о ЧП проводнику;
• в случае пожара не пытаться сразу выбраться через двери вагона: скорее всего, они будут закрыты, ктому же много людей устремится именно к дверям, что неизбежно создаст затор;
• если вы при пожаре пробираетесь квыходу, делать это на четвереньках, ибо у пола скапливается меньше дыма;
• постараться открыть окно или разбить оконное стекло каким-либо предметом. Не пытаться разбить стекло рукой - оно слишком прочное для этого, можно нанести себе травму;
• выбраться из окна вагона, соразмерив высоту прыжка. Если расстояние до земли небольшое, сначала спустить вниз детей, больных и стариков. Если высота велика, прыгать первым и принимать на руки остальных.

Особое внимание на правила поведения при нахождении в зоне действия ж/д транспорта

• при движении вдоль ж/д путей не следует подходить ближе пяти метров к рельсам;
• на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, лежащим на земле проводам;
• переходить ж/д пути нужно только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, - по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
• при переходе через пути ни в коем случае нельзя подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки;
• в ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагонами идущего поезда, стоять менее чем в 2 метрах от края платформы во время прохождения поезда без остановки;
• входить в вагон и выходить из него нужно только со стороны перрона или посадочной платформы;
• при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;
• к вагону следует подходить только после полной остановки поезда.

+К числу наиболее опасных относится автомобильный транспорт.



За 2005 г. общее число ДТП в России составило 223.342, в которых погибло 33.957 чел и получили ранения 179.401 чел.За последние 10 лет в России в ДТП пострадали 2,5 млн чел., из которых 300 тыс. погибли (МК, 2006., 18 марта)

Причины ДТП - нарушения ПДД. Основные виновники этих нарушений - пешеходы (по статистике за 2001 г., в Санкт-Петербурге в 49,5% случаев, причем 13,9% из них находились в нетрезвом состоянии) и водители (в 48,5% случаев, в нетрезвом виде 7,6% из них). Различают следующие виды ПДД:

• наезды на людей и др. подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;
• наезды на неподвижные объекты (в т.ч. и на стоящие на дороге транспортные средства);
• столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами - встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;
• опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления.
• превышение скорости, • управление автомобилем в нетрезвом состоянии, • плохие дороги (скольжение), • неисправность машины (на 1-м месте - тормоза, на 2-м - рулевое управление, на 3-м - колеса и шины).

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения.

Безопасное поведение в автотранспорте.Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности,способные уменьшить опасность получить травму при ДТП:

• в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела - сидя в кресле, наклониться вперед и положить скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижать к рукам, ноги продвинуть вперед, но не просовывать под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;
• при падении сгруппироваться, закрыть голову руками. Не пытаться остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам ипереломам;
• не спать во время движения: опасно не только проехать свою остановку, но и получить травму при торможении;
• если в салоне возник пожар, немедленно сообщить об этом водителю;
•при ДТП открыть двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбить боковые окна;
• по возможности самим гасить огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;
• выбравшись из горящего салона, сразу начать помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

• в темное время суток избегать пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;
• вещи держать на виду. Не засматриваться в окошко, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;
• избегать пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если все же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его кокну или пересядьте.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь.

Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Автомобильные аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых никогда не подпишут ежегодный техосмотр, часто бывают разукомплектованы, а водители не могут ими пользоваться в реальных условиях.

+ Аварии на водном транспорте

В н/вр. под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят примерно 60 тыс. крупнотоннажных судов. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по воде. В морях и океанах постоянно находятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350-400 судов, т.е. ежедневно гибнет одно судно.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

• кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
• авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 час. (для пассажирского - 12 час.)
• катастрофа - все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы:

• допущенные при проектировании и строительстве судна; • происшедшие в ходе его эксплуатации.

В большинстве случаев причины катастроф и крупных аварий - ошибки 2 группы.

В помощи на море нуждается значительное число людей. В условиях мирного судоходства, несмотря на значительное повышение надежности судов и совершенствование техники мореплавания, кораблекрушения все же происходят. Поэтому принят Международной конвенцией в Берлине 3.11.1906 г. сигнал бедствия SOS (••• - - - •••).

Для беспрепятственного приема сигнала каждый час в течение 6 мин. (с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48-ю) на «частотах бедствия» - 500 и 2182 кГц - замолкают все радиостанции мира, и в эфире наступает тишина.

Причины гибели. Из 200 тыс. ежегодных жертв морских катастроф ~ 1/2 погибают у самого берега, примерно 50 тыс. чел. оказываются непосредственно в воде и тонут тотчас же или вскоре после катастрофы в открытом море. Многие из них гибнут, в результате переохлаждения в воде. Однако решающую роль играет моральный фактор: утрата мужества и разума, панический страх, чувство безнадежности.

90% пострадавших, оказавшихся на спасательных средствах, погибают в течение первых 3-х дней после кораблекрушения, когда никакой речи о гибели от жажды, а тем более от голода быть не может. Более того, во многих случаях люди гибнут, несмотря на то, что у них имеются достаточные запасы воды и пищи.

Преодолевая чувства страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, душевную стойкость, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международная конвенция по охране человеческой жизни на море предусматривает снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров.

Корабли и суда оснащаются спасательными средствами • коллективного и • индивидуального пользования. Основные средства коллективного пользования - • спасательные шлюпки и • плоты, а средствами индивидуального пользования - • спасательные пояса, • круги и• шары.

Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования - придать человеку дополнительную плавучесть, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею. Эти средства должны иметь цвет, обеспечивающий поиск человека, находящегося в воде - обычно имеют желто-оранжевую окраску и на них располагаются светящиеся буйки для поиска в темное время суток. Для эффективного использования индивидуальных спасательных средств имеет продуманное размещение их по палубам и помещениям, чтобы люди на судне (корабле), терпящем катастрофу, легко могли их найти.

Т.о., кораблекрушение не является фатальной неизбежностью гибели человека на море. Надо только обладать мужеством, волей и стремлением выйти победителем из любой ситуации.

Основное правило поведения при кораблекрушении: пока потеря судна не является неизбежной, не спешите его покидать. Опыт показывает, что время его погружения обычно дольше, чем думают. Когда капитан подает сигнал «Покинуть корабль», весь экипаж и пассажиры немедленно должны направиться в заранее определенные места. Прежде чем покинуть судно, следует:

• сохранять спокойствие и не создавать беспорядок; • правильно надеть спасательный жилет;
• помогать тому, кто находится в затруднении; • выпить побольше воды.
• надеть теплую одежду;  

Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, т.к. сухая одежда лучше защищает от холода. Если вы вынуждены прыгать прямо в воду, проверьте, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 метра над уровнем воды. Для прыжка следует использоватьследующую технику:

• соединить колени и держать ноги слегка согнутыми; • одной рукойзакрыть нос и прикрыть рот; • другой - крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем, - так жилет не поднимется вверх и не накроет голову.

Если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки; днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранина), проверить действие «вистка.

После посадки на плот необходимо предпринять следующие действия:

• помочь другим подняться на плот • собрать плавающие в воде предметы, могущие помочь при ожидания помощи • закрыть специальными пробками клапаны безопасности; • проверить возможные потери; • открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое; • начать лечение раненых и успокоить упавших духом; • как можно лучше осушить внутренности плота; • спустить в воду плавучий якорь, позволит медленнее удаляться от места бедствия, дать большую стабильность; • держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь; • стараться разглядеть кого-нибудь и что-нибудь, напр., находящихся в воде людей или спасательные суда; • не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если нет реальных возможностей быть замеченными.

Пищу надо раздавать, начиная со 2-го дня нахождения на плоту (шлюпке). Следует помнить, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Нужно избегать пить воду в первые 24 часа, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации. В день надо выпивать 0,5 л. воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту, прежде чем проглотить. Пить маленькими глотками.

+ Подземный транспорт.В н/вр. метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь происходят печальные события - аварии и пожары. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов - небольшой перечень причин аварий подземного транспорта.

28 октября 1995 г. Баку крупнейшая за всю историю мирового метро катастрофа. За считанные минуты на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманов" в ядовитом дыму от пожара задохнулись почти 300 чел., среди них 28 детей

Наиболее вероятные места аварийной ситуации: эскалатор, платформа, вагоны, туннель. Разумные действия дают шанс выйти из экстремальной ситуации с наименьшими потерями.

VI.

Аварии на коммунально-энергетических сетях в нашей жизни стали обыденным явлением. Ущерб от них оценивается миллиардами рублей. Основное здесь - умение вести хозяйство, ответственность руководителей всех рангов и выполнение требований (мероприятий) по повышению устойчивости, т.е. добиться того, чтобы коммунально-энергетические сети были способны работать при разрушении отдельных элементов.

В ЖКХ России действует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 32 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет около 201 тыс. км, тепловых в двухтрубном исчислении - 101 тыс., канализационных - около 105 тыс., укрепленных берегов рек в пределах населенных пунктов - 2,3 тыс. км. Существующие мощности систем жизнеобеспечения практически по всем населенным пунктам РФ не отвечают нормативным требованиям. (Мастрюков Б.С. Указ. соч., с. 10)

Аварии на коммунально-энергетических сетях стали, к сожалению, обыденным явлением.

+ Водоснабжение.Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Отключение электроэнергии, разрушение подземных трубопроводов, как правило, происходит из-за коррозии и ветхости. Наиболее уязвимыми являются места соединений и выводов в здания. Подача воды прекращается не только из-за аварии на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник обычно отсутствует.

Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.

Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.

Одним из лучших способов повышения устойчивости водоснабжения предприятий является строительство на открытых источниках самостоятельных водозаборов. Отсюда вода может подаваться непосредственно в сеть объекта.

+ Канализация.Чаще всего аварии происходят на коллекторах и канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды могут попасть в водопровод, что повлечет за собой распространение инфекционных и др. заболеваний. Аварии на станции перекачки могут привести к переполнению резервуара сточной жидкостью. Нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны.

На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии. Токоприемное устройство надо подготовить так, чтобы можно было быстро переключиться на резервный источник тока.

+ Газоснабжение.Определенную опасность представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятий. Аварии на компрессорных и газорегуляторных станциях, газгольдерах. Причиной аварий является старение и ветхость оборудования, деформации почвы ведут к разрыву трубопроводов. Взрывы в жилых домах и на предприятиях в результате утечки газа - результат невнимательности и элементарной дисциплины каждого пользователя.

+ Электроснабжение.Как правило, при всех стихийных бедствиях страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, которые приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения ломает весь установившийся ритм жизнедеятельности. Для повышения устойчивости электроснабжения имеется несколько способов.

Первый - снабжение предприятия, учреждения, населенного пункта с 2-х направлений, от независимых энергоисточников. Это значительно повышает надежность, т.к. одновременный выход из строя 2-х линий передачи электроэнергии (при закольцованности) менее вероятен.
Второй способ - замена воздушных линий на кабельные подземные.
Третий - создание автономных источников энергии для обеспечения электричеством, в первую очередь цехов с непрерывным технологическим циклом, водопроводных и канализационных станций, котельных, медицинских и других учреждений.

+ Теплоснабжение.Аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях случаются большей частью в самые морозные дни, когда увеличивается давление и температура воды. Большинство котельных работает на природном газе. Повреждение трубопровода приводит к тому, что подача газа прекращается. Чтобы этого не допустить, надо каждую котельную оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом. Кроме топлива, котельные надо снабжать электроэнергией от 2-х источников и иметь резервный электроагрегат. В каждой котельной должно быть устройство для переключения питания с основной электросети на автономный источник.

Наши рекомендации