Математические представления и конструирование

Первое полугодие

Ознакомительно-ориентировочные действия в предмет­но-развивающей среде.Знакомство учащихся с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным матери­алом. Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно-разборной игрушки для конструирования вместе с учителем (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащиеся наблюдают, затем могут привлекаться к совместным с учителем действиям или к действиям по подражанию.

Знакомство учеников с местом расположения сборно-раз­борных игрушек, с дидактическим столом, с настольными и напольным конструкторами.

Рассматривание вместе с учащимися постройки из строи­тельного материала, которую выполняет учитель, прибегая к по­мощи учеников (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать) конструкцию. Показ учащимся действий со строи­тельным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

Упражнения и игровые ситуации со строительными ма­териалами и дидактическими игрушками (сборно-разбор­ными).Воспроизведение учащимися (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов полифункцио­нального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учени­ками обыгрывание постройки по предложенному учителем эле­ментарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, за­лезла под стол и т. п.).

Количественные представления.Демонстрация ученикам действий счета объектов в любом порядке (учащиеся наблюдают, учитель активно стимулирует их к действию с помощью жестовой инструкции).

Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (знакомство с при­емами последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем — подготовка к последовательному пересчету количе­ства предметов). Обучение учащихся складыванию шариков (мелких игрушек, плодов: орехов, каштанов, шишек) в одну ем­кость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

Представления о форме.Тактильные и зрительные упраж­нения на определение формы шара. Для этого используются игры с мячами и шарами: игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля» ), катание и бросание мячей средне­го размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Хождение по коврику «Топ-топ» (учитель придерживает ученика за руку в случае необходимости), когда ученик наступает на «таблетку» (мягкий модуль) с определенной фигурой, педагог называет ее и просит повторить название (если учащийся неговорящий, то он показывает под ноги на фигуру). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колеч­ко (говорит учитель).

Представления о величине.Совместные с учащимися упражнения по сопоставлению двух объектов по величине {боль­шой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Брось большой мяч далеко. Маленький мяч положи к ногам. Он лежит близко.

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие пред­меты, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

Пространственные представления.Совместное перемеще­ние учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выпол­нять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно.

Игровые упражнения, связанные с перемещением в простран­стве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу).

В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует учеников использовать вербальные и не­вербальные средства (большой — разводятся руки в стороны, ла­дони, как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объ­ем, маленький — имитируется захват маленького предмета).

Временные представления.Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений используя невербальные и вербальные средства общения.

Обучение учеников в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения паль­цами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Второе полугодие

Упражнения и игровые ситуации со строительными ма­териалами и дидактическими игрушками (сборно-разбор­ными).Дидактические упражнения на восприятие простран­ственных свойств объектов (форма, величина, расположение). Упражнения на выделение из фона, выбор по подражанию, вме­сте с учителем и по образцу необходимых элементов строитель­ного набора, используя при этом соотносящий и указательный жесты (в качестве образцов применяются объемные и плоскост­ные фигуры).

Создание игровых ситуаций, стимулирующих наблюдения учащихся за действиями учителя, выполняющего простые кон­струкции, совместное обыгрывание построек.

Занятия со сборно-разборными игрушками: пирамидками, мат­решками (двух-трехсоставныи) — по инструкции учителя, осно­ванной на принципе ряда (Из всех возьми самое большое — обво­дящее движение рукой фигур и показ руками величины; Из всех возьми самую большую... а теперь возьми самую маленькую...).

Совместные с учащимися игры с конструктивными материа­лами: «Строим башню: кубик на кубик», «Стол и стул для мат­решки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зай­ки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал М. Монтессори), «Собери колечки (на под­ставке)», «Домик -вкладыш», «Матрешки», «Пирамидки» и др. Игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы, соответствующими вкладышами, игры с дидактическими сто ликами (одноцветными и двухцветными) с отверстиями и ком­плектом втулок или грибочков; игры с использованием тележек со стержневыми и сюжетными съемными фигурками; игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку»); игры с мягким модулем «Пирамида», с модулем «Дидактическая черепаха» (че­хол «Укрась полянку»), дидактическим панно «Ежик» («Составь ежика») и др.

Количественные представления.Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив песка водой; пересы­пание различных плодов, крупы, определяя вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

Упражнения на выбор предметов из множества. Игровые си­туации на развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, мис­ка и др.).

Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полян­ку»): много, мало бабочек, выбор по цвету и количеству — мало (один) желтых грибов, много красных и т. п.

Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового мо­дуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо и т. п.

Количество один и показ пальца — один.

Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

Представления о форме.Тактильные и визуальные упраж­нения на выбор круглых предметов. Упражнения с материалами Фребеля (второй и третий «Дар Фребеля», катание и бросание мячей малого, среднего и большого — пластмассовых, резино­вых, тряпичных и т. п.).

Знакомство с объемной фигурой — кубом. Упражнения с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (расклады­вание в ряд, постройка домика).

Расширение предметно-практических действий с полифункци­ональным материалом: хождение по коврику «Топ-топ» (см. первое полугодие), совместное с учителем конструирование из мягкого модульного материала, например набора «Гномик» и др.

Игры на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Что он делает?», «Дидактический манеж» и т. п.

Представления о величине.Конструирование больших и маленьких пирамидок, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показ пространственных отношений руками и совместные с учи­телем действия или действия по подражанию ему: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие пред­меты, ориентируясь на их величину (словесная инструкция со­провождается совместными действиями ученика и учителя) и др.

Игры на развитие восприятия отношений по величине (сов­местно с учителем и по подражанию его действиям): материал М. Монтессори («Розовая башня», «Цветные цилиндры»), «Га­ражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки» (раз­ной величины), «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), игры с мягким модулем «Пи­рамида» и др.

Пространственные представления.Перемещение учеников в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п. Перенос с одного места на другое бытовых предметов (кастрюли пустые и наполненные водой, шариками, сковородки — пустая и полная, различные миски и другие пустые и полные емкости).

Катание кукольной коляски с куклой, игрушек на палках и веревочках по инструкции учителя о направлении движения.

Ориентировка в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя. Игровые упражнения с куклой (см. упражнения в пособии Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной «Знакомимся с окружающим ми­ром», тема «Я — ребенок»).

Совместные с учащимися игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение пространственных от­ношений: «Достань колечко», «Большая дорожка и маленькая до­рожка к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной ве­личины, разного цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разных форм, разного размера, но одного цвета и т. д.), «Собери колечки»; игры с набором мяг­ких модулей «Островок»: «Поднимись наверх» («Встань на жел­тый куб»), «Скатись с горки» (используется модуль — треуголь­ная призма), «Спустись по лесенке» (берется красный модуль из трех ступенек); игры с «Игровым лабиринтом» («Проползи по лабиринту»), с игровой трубой «Перекати поле» или мягким мо­дулем «Труба» («Покачайся в трубе», покачивает трубу учитель); игры с дидактическим панно «Ежик» или с аналогичными панно с набором деталей различной фактуры, наполнения и звучания («Составь ежика»); игры с пузырьковой колонной с подсветкой, например, «Покажи, как движутся рыбки (шарики и другие пред­меты) в колонне» и др.

Временные представления.Совместные с учениками наблю­дения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.

В процессе игровых упражнений обучение учащихся по под­ражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий (см. первое полугодие).

Совместное с учащимися рассматривание картинок о време­нах года, о погодных явлениях, сопровождая рассматривание чтением стихотворений, песенок о зиме, весне, лете.

ВТОРОЙ КЛАСС

Наши рекомендации