Математические представления и конструирование
Первое полугодие
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.Знакомство учащихся с дидактическими сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Выбор наиболее интересного простого конструктора и сборно-разборной игрушки для конструирования вместе с учителем (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение учителем простой постройки из двух-трех деталей: учащиеся наблюдают, затем могут привлекаться к совместным с учителем действиям или к действиям по подражанию.
Знакомство учеников с местом расположения сборно-разборных игрушек, с дидактическим столом, с настольными и напольным конструкторами.
Рассматривание вместе с учащимися постройки из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру), побуждая называть (показывать) конструкцию. Показ учащимся действий со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).Воспроизведение учащимися (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учениками обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
Количественные представления.Демонстрация ученикам действий счета объектов в любом порядке (учащиеся наблюдают, учитель активно стимулирует их к действию с помощью жестовой инструкции).
Упражнения на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (знакомство с приемами последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем — подготовка к последовательному пересчету количества предметов). Обучение учащихся складыванию шариков (мелких игрушек, плодов: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
Представления о форме.Тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара. Для этого используются игры с мячами и шарами: игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля» ), катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Хождение по коврику «Топ-топ» (учитель придерживает ученика за руку в случае необходимости), когда ученик наступает на «таблетку» (мягкий модуль) с определенной фигурой, педагог называет ее и просит повторить название (если учащийся неговорящий, то он показывает под ноги на фигуру). Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель).
Представления о величине.Совместные с учащимися упражнения по сопоставлению двух объектов по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Брось большой мяч далеко. Маленький мяч положи к ногам. Он лежит близко.
Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
Пространственные представления.Совместное перемещение учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно.
Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу).
В процессе называния и показа пространственных отношений учитель стимулирует учеников использовать вербальные и невербальные средства (большой — разводятся руки в стороны, ладони, как бы обхватывают большой предмет, демонстрируя объем, маленький — имитируется захват маленького предмета).
Временные представления.Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений используя невербальные и вербальные средства общения.
Обучение учеников в процессе игровых упражнений по подражанию педагогу изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Второе полугодие
Упражнения и игровые ситуации со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными).Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение). Упражнения на выделение из фона, выбор по подражанию, вместе с учителем и по образцу необходимых элементов строительного набора, используя при этом соотносящий и указательный жесты (в качестве образцов применяются объемные и плоскостные фигуры).
Создание игровых ситуаций, стимулирующих наблюдения учащихся за действиями учителя, выполняющего простые конструкции, совместное обыгрывание построек.
Занятия со сборно-разборными игрушками: пирамидками, матрешками (двух-трехсоставныи) — по инструкции учителя, основанной на принципе ряда (Из всех возьми самое большое — обводящее движение рукой фигур и показ руками величины; Из всех возьми самую большую... а теперь возьми самую маленькую...).
Совместные с учащимися игры с конструктивными материалами: «Строим башню: кубик на кубик», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал М. Монтессори), «Собери колечки (на подставке)», «Домик -вкладыш», «Матрешки», «Пирамидки» и др. Игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы, соответствующими вкладышами, игры с дидактическими сто ликами (одноцветными и двухцветными) с отверстиями и комплектом втулок или грибочков; игры с использованием тележек со стержневыми и сюжетными съемными фигурками; игры с прищепками («Составь елку, солнце, бабочку»); игры с мягким модулем «Пирамида», с модулем «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку»), дидактическим панно «Ежик» («Составь ежика») и др.
Количественные представления.Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
Упражнения на выбор предметов из множества. Игровые ситуации на развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).
Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полянку»): много, мало бабочек, выбор по цвету и количеству — мало (один) желтых грибов, много красных и т. п.
Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо и т. п.
Количество один и показ пальца — один.
Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.
Представления о форме.Тактильные и визуальные упражнения на выбор круглых предметов. Упражнения с материалами Фребеля (второй и третий «Дар Фребеля», катание и бросание мячей малого, среднего и большого — пластмассовых, резиновых, тряпичных и т. п.).
Знакомство с объемной фигурой — кубом. Упражнения с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывание в ряд, постройка домика).
Расширение предметно-практических действий с полифункциональным материалом: хождение по коврику «Топ-топ» (см. первое полугодие), совместное с учителем конструирование из мягкого модульного материала, например набора «Гномик» и др.
Игры на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Что он делает?», «Дидактический манеж» и т. п.
Представления о величине.Конструирование больших и маленьких пирамидок, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия или действия по подражанию ему: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться», искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (словесная инструкция сопровождается совместными действиями ученика и учителя) и др.
Игры на развитие восприятия отношений по величине (совместно с учителем и по подражанию его действиям): материал М. Монтессори («Розовая башня», «Цветные цилиндры»), «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки» (разной величины), «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), игры с мягким модулем «Пирамида» и др.
Пространственные представления.Перемещение учеников в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п. Перенос с одного места на другое бытовых предметов (кастрюли пустые и наполненные водой, шариками, сковородки — пустая и полная, различные миски и другие пустые и полные емкости).
Катание кукольной коляски с куклой, игрушек на палках и веревочках по инструкции учителя о направлении движения.
Ориентировка в схеме своего тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) перед зеркалом и стоя напротив учителя. Игровые упражнения с куклой (см. упражнения в пособии Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной «Знакомимся с окружающим миром», тема «Я — ребенок»).
Совместные с учащимися игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений: «Достань колечко», «Большая дорожка и маленькая дорожка к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины, разного цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; разных форм, разного размера, но одного цвета и т. д.), «Собери колечки»; игры с набором мягких модулей «Островок»: «Поднимись наверх» («Встань на желтый куб»), «Скатись с горки» (используется модуль — треугольная призма), «Спустись по лесенке» (берется красный модуль из трех ступенек); игры с «Игровым лабиринтом» («Проползи по лабиринту»), с игровой трубой «Перекати поле» или мягким модулем «Труба» («Покачайся в трубе», покачивает трубу учитель); игры с дидактическим панно «Ежик» или с аналогичными панно с набором деталей различной фактуры, наполнения и звучания («Составь ежика»); игры с пузырьковой колонной с подсветкой, например, «Покажи, как движутся рыбки (шарики и другие предметы) в колонне» и др.
Временные представления.Совместные с учениками наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.
В процессе игровых упражнений обучение учащихся по подражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий (см. первое полугодие).
Совместное с учащимися рассматривание картинок о временах года, о погодных явлениях, сопровождая рассматривание чтением стихотворений, песенок о зиме, весне, лете.
ВТОРОЙ КЛАСС