Технология реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие: математические представления»

С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) педагоги:

включают математическое содержание в творческую продуктивную деятельность детей. Предлагают детям лепку, аппликацию, рисование, конструирование на математические темы (этот приём используется во всех возрастных группах);

используют в качестве овеществлённого понятия числа числовой фриз — последовательность из девяти страниц, расположенных по порядку возрастания представленных на них чисел. Каждая страница представляет собой тематический коллаж. В технике коллективной аппликации дети собирают на лист плотной бумаги или картона все изображения чисел. Числовой фриз помещается на стену в группе и постепенно «наращивается». К концу года все девять страниц фриза будут перед глазами детей;

создают абстрактные геометрические панно с применением аппликации из геометрических форм контрастных размеров и цветов, вырезанных из фольги и картона, ткани и дерматина, газетной и журнальной бумаги. Панно, как и числовой фриз, располагается на стене в группе и не снимается в течение всего учебного года. Его дидактическая цель — сформировать у ребёнка на уровне образа представление об определённом классе фигур;

используют интерактивный математический спектакль с применением проблемных ситуаций в качестве итогового занятия года. В спектакле дети будут играть роли чисел, с которыми они познакомились в течение года. Активно заняты в спектакле не только дети-актёры, но и дети-зрители, которые разрешают проблемные ситуации, возникающие в ходе спектакля;

практикуют приём эстетической подачи знака при знакомстве детей с цифрами.

Данный приём предполагает демонстрацию детям изображений цифр в разных шрифтах, по возможности с использованием достижений и возможностей современной компьютерной графики;

инсценируют сказки «Три поросёнка», «Три медведя».

Педагоги применяют в образовательном процессе приём одушевления персонажей, в качестве которых выступают числа первого десятка. Числа-персонажи являются содержательными, а не развлекательными. Они жители и представители того мира абстрактных понятий, в который мы погружаем ребёнка. Для этого педагоги:

изготавливают числа-персонажи из картона с использованием аппликации из цветной бумаги; создают истории о придуманных персонажах — числах первого десятка. В этих историях ожившие числа должны рассказать о себе достоверную информацию;

используют при разыгрывании театрализованных историй «Математический театр в коробке»;

каждую неделю в утреннее время показывают детям театрализованные спектакли на основе этих историй, используя:

праздник-знакомство с новым числом и появление его в качестве персонажа «Математического театра в коробке»;

рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире;

рисование и лепку цифры, рассматривание её в разном графическом исполнении;

создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур;

итоговое занятие по составлению коллажа на тему изученного числа — страницы числового фриза, который затем помещается на стену в группе и находится там до конца учебного года. В конце года фриз используется как декорация к математическому спектаклю.

Лет

Наши рекомендации