Воспитание быстроты отдельного движения

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой (их числом в единицу времени). Скорость, которую может развить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и от ряда других факторов (силы, гибкости, уровня владения техникой и т.п.). Поэтому в воспитании быстроты ведущим является повторный метод.

В качестве средств воспитания быстроты используются упражнения, кото­рые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны соответствовать следующим требованиям:

1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнить на предельных скоростях;

2)упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу вы­полнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, про­должительность которых не должна превышать 20-22 с.

Скорость одиночного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, сприн­терских беговых упражнений. Большой эффект дают специальные скоростные упражнения, выполняемые по сигналу.

Воспитание быстроты движений (способность к высокому темпу). Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 с) серии упражнений в макси­мальном темпе. Упражнения для развития темпа движений могут выполняться:

1)в заданном темпе и с постоянным увеличением его; темп движений задает­ся метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (сви­сток, хлопки в ладоши);

2)в форме соревнований: кто быстрее выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени.

Воспитание быстроты реакции. Простая реакция - это ответ заранее извес­тным движениям на заранее известный внезапный сигнал. Все остальные типы реакций являются сложными. Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или нео­жиданную короткую или резкую команду тренера.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость Можно определить как способность противостоять утомлению. Общая выносли­вость - способность длительно проявлять мышечные усилия умеренной интен­сивности. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – способность к широкому "переносу", т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжных гонках, ходьбе, стайерском беге на коньках.

В большинстве спортивных упражнений результат в большей степени зависит от специальной выносливости, которую следует понимать как способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определен­ном виде физических упражнений.

Методы воспитания выносливости:

1)непрерывный (равномерный) метод. Заключается в том, что продолжитель­ная нагрузка (не менее 20 мин.) дается в сравнительно равномерном, уме­ренном режиме, при частоте пульса в пределах 140-150 уд./мин.;

2)повторный метод. Характеризуется произвольными паузами отдыха меж­ду повторениями нагрузки, обычно обеспечивающими субъективное чув­ство отдыха;

3)переменный метод. Предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным;

4)интервальный метод - это многократное повторение кратковременных "пор­ций" работы через определенные паузы отдыха.

Часто в спортивной практике все перечисленные методы применяются в ком­бинациях.

ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость - это способность человека успешно решать двигательные задачи в меняющихся обстоятельствах.

Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в про­цессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. Воспита­ние ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания спо­собности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требовани­ями меняющейся обстановки.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколь­ко развита способность к правильному восприятию и оценке собственных дви­жений, положению тела. Иными словами, чем точнее ощущает спортсмен свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной пере­стройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

Основной путь в воспитании ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.

Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы

акробатики, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения. Под­бор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях дол­жен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять.

Следует учитывать, что упражнения "на ловкость" требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не сле­дует применять их в большом количестве и длительными сериями, т.к. они быст­ро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирую­щее воздействие.

ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость определяется подвижностью в суставах, которая зависит от формы и площади сочленяющихся суставных поверхностей (природное, врожденное свой­ство сустава), от длины и эластичности связок, сухожилий и мышц (факторы, из­меняющиеся в процессе двигательной деятельности).

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движений в каком-либо суставе за счет мышечных усилий (вытягивание носков ног в гимнастике). Пассивная гибкость - определя­ется пассивной амплитудой, которую можно достичь за счет воздействия внешних сил (сопротивления опоры или среды, силы тяжести или усилий партнера).

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного раз­вития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Гибкость - это качество, которое сравнительно легко и быстро воспитывает­ся в процессе тренировки. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы: активные движения и пассивные. В активных увеличение подвиж­ности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через данный сустав. В пассивных используются внешние силы, в первую очередь, к ним относятся:

1)простые движения (типа: на счет 1 - наклон, на счет 2-й т.п.);

2)пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающей ампли­тудой (в том числе с применением небольших отягощений);

3)махи с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применени­ем небольших отягощений);

4)статические напряжения - с сохранением подвижного положения тела или конечностей при максимальной амплитуде.

Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с партнером, помогающим увеличить амплитуду (до появления болевых ощущений).

Упражнения на гибкость выполняются обычно повторным методом длинными сериями. В занятия физическими упражнениями их включают либо в разминку, либо дают в конце основной части, причем упражнения на гибкость рекомендуется выполнять ежедневно или, в крайнем случае, - не реже трех раз в неделю.

Наши рекомендации