Воспитание быстроты и точности реакции

«Процесс реакции составляет основную часть общей струк­туры психомоторного акта, обусловливая в значительной сте­пени качество и успех его выполнения. Изучение процесса реак­ции в связи с этим имеет очень большое значение для физиче­ской культуры, поскольку любое физкультурное упражнение и различные виды спорта включают в себя моменты реакции» (Г. М. Рагаева, Исследование механизма нарушения скоро­сти процесса реакции, Сборник ЦНИИФК «Психомоторика » физическая культура», Москва, 1935).

Это положение в особенности верно для бокса, в котором быстрота и точность реагирования имеют решающее значение, обусловливая не только успех того или иного удара, или защиты, но и самого боксерского матча.

Сами упражнения, применяемые в боксе, содействуют вос­питанию быстроты и точности реакции. Это, однако, не снимает с тренера обязанности специально работать над воспитанием боксера в этом направлении.

Для того, чтобы определить, насколько быстро и точно ре­агирует боксер на действия партнера, как быстро он исполь­зует представляющиеся ему в ходе боя возможности приме­нить тот или иной прием и в связи с этим так или иначе вос­питывать быстроту реакции, тренер должен устранить из упра­жнений все, что может замедлять реакцию, тормозить ее. Ины­ми словами, он должен стремиться работать над ускорением; реакции по возможности в ее чистом виде.

Для этого, во-первых, нужно строить упражнения на знако­мом ученику и хорошо усвоенном им материале, так как за­трудненность восприятия всегда тормозит реакцию.

Во-вторых, из упражнений должны быть устранены (во вся­ком случае, на первом этапе) моменты, могущие вызвать страх и нерешительность со стороны ученика, также тормозящие ре­акцию.

Наконец, упражнения следует строить, последовательно пе­реходя от элементарных, простейших (воспитывающих простую реакцию) к более сложным, в которых на одно действие воз­можно несколько различных ответов, и к наиболее сложным,, где на несколько действий возможно несколько ответов.

Воспитание быстроты и точности реакции строится: а) на приемах атаки, б) на приемах защиты в соединении с контрата­кой.

Испытанным снарядом для воспитания быстроты реакции в приемах атаки служат так называемые «лапы».

Вначале тренер работает над ускорением простейших ответов на раздражение, которым и служит появление лапы перед учеником. Так, тренер, поднимая правую лапу целевой точкой к ученику, вызывает его на прямой удар левой рукой. Затем на такое положение лапы ученик может отвечать либо прямым ле­вой, либо правой рукой, либо ударами «раз-два». На поворот лапы целевой точкой книзу ученик отвечает ударом снизу, в «сторону (внутрь) — боковым ударом. При этом тренер доби­вается, чтобы ученик отвечал ударом возможно быстрее, при­чем внимание обращается не только и не столько на быстроту удара, а именно на быстроту ответа. Последовательность упражнений здесь такова: вначале на определенное положение лапы, заранее известное ученику, последний отвечает опреде­ленным заранее ударом; затем на такое же положение лапы он отвечает любым из возможных ударов; далее — на каждое, не­известное заранее, положение лапы ученик должен ответить определенным для этого положения ударом; наконец, на неиз­вестное заранее положение лапы ученик отвечает любым воз­можным для этого положения ударом.

Дальнейшее усложнение производится путем различных комбинаций двух лап, причем упражнения также строятся вна­чале на известном положении лап, затем — на неизвестном, на которые ученик отвечает вначале указанными ему, а затем свободно избираемыми ударами.

Несколько по-иному тренируется точность ударов. Если ученик, нанося удары, ошибается в дистанции, «мажет» или промахивается, тренер должен те же упражнения и в той же последовательности проводить в медленном темпе, ускоряя их лишь по мере того, как будет достигнута необходимая точ­ность. Для выработки точности удара могут служить также подвесные снаряды.

Воспитание быстроты реакции в приемах защиты осущест­вляется при разучивании этих приемов в перчатках, причем за­щита обязательно соединяется с ответным или встречным контрударом. Тренер или партнер ученика атакует его опреде­ленным ударом, на который ученик отвечает заданными защи­той и контрударом. Так, например, при атаке прямым левой в голову, ученик защищается подставкой открытой ладони пра­вой руки, одновременно нанося встречный прямой удар в голо­ву. Затем на эту же атаку он может применить защиту шагом назад с ответным прямым левой. Так последовательно трени­руются все защиты, которые затем постепенно усложняются по тем же принципам, что и приемы атаки. В конечном итоге нужно добиться того, чтобы ученик на любой атакующий удар отвечал любой свободно избранной защитой в соединении с одним или несколькими ударами.

Этими методами воспитание быстроты реакции не исчерпы­вается. Важнейшими средствами в дальнейшем служат услов­ный бой (учебный бой, обусловленный конкретным заданием) и вольный бой. Здесь разнообразие боевого материала, сравни­тельно с предшествующим периодом, резко увеличивается, и быстрота реакции воспитывается в обстановке, приближающей­ся к боевой. Руководя условным боем, тренер своими замеча­ниями побуждает ученика немедленно использовать открываю­щиеся возможности, особенно обращая внимание на то, чтобы ученик не пользовался защитой пассивно, а обязательно, при­менив ее, переходил в контратаку. Наблюдая, насколько быст­ро ученик реагирует на изменения боевой обстановки, тренер может, в случае надобности, вернуться к первоначальным уп­ражнениям, или, наоборот, усложнять задания для условного боя, повышать его темп и резкость.

Вольный бой — высший этап тренировки (наиболее прибли­жающийся к обстановке матча), в котором задачи воспитания быстроты и точности реакции соединяются со всеми другими задачами воспитания боевых качеств боксера.

ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основное мерило дисциплинированности спортсмена — точ­ное и неуклонное соблюдение им правил, установленных для данного вида спорта. Правила в спорте — сильнейшее средст­во воспитания, формирующее дисциплинированность воли спортсмена, его способность к сдержанности и постоянному са­моконтролю. Тем более в боксе, где эмоциональная напряжен­ность боя исключительно велика, правила служат своеобраз­ным кодексом чести, обусловливающим самое содержание бокса и его отличие от беспорядочной кулачной драки.

Тренер должен знакомить учеников с правилами бокса соот­ветственно тому разделу техники, который проходится на данном уроке. Так, например, когда изучаются удары, нужно указать, какой частью кулака разрешается и какой запрещено бить; в какие части тела противника можно бить и куда бить запрещается.

Во время вольного боя тренер должен немедленно реагиро­вать на всякое, хотя бы случайное, нарушение - правил, допу­скаемое учениками. Необходимо, чтобы ученики не только зна­ли, что запрещено, но и почему запрещено. Нужно, чтобы они поняли, что, применяя запрещенное действие или допуская его неумышленно, не только вредишь здоровью товарища, но и проявляешь неумение контролировать свои действия, владеть собой, проявляешь слабость своей техники.

Часто ученик нарушает правила в состоянии страха или оз­лобления. В таких случаях тренеру следует немедленно прер­вать бой, успокоить ученика и изменить самую обстановку боя.

Долг тренера — внушить ученикам, что применять запре­щенные действия позорно для боксера.

Надо приохотить новичка изучать правила в течение всего учебного периода: слишком поздно знакомиться с правилами за день до выхода на ринг.

Приучая боксера точно выполнять правила, тренер должен одновременно воспитывать у него навык слушаться команды на ринге. Обычно тренер руководит вольным боем, не прерывая его и делая замечания на ходу. Но если ученик не реагирует на указания или не слушается — нужно прервать бой и добить­ся, чтобы ученик выполнил требование тренера. В отдельных случаях можно прерывать бой неоднократно до тех пор, пока ученик не станет исправлять ошибку сразу же после замечания.

В результате постоянных упражнений, во время которых: боксер приучается точно соблюдать правила, у него склады­ваются определенные спортивно-этические нормы, принципиаль­но не позволяющие ему нарушать правила и положительно-влияющие на все его поведение.

Этим, однако, не исчерпываются средства воспитания спор­тивной дисциплины. Тренер пользуется всем материалом обуче­ния для воспитания дисциплины. Он при любом уроке или спортивном мероприятии добивается, чтобы его указания вы­полнялись быстро, без колебаний; всякая поблажка, слабость тренера, позволяющего не выполнять его требований, разру­шают дисциплину, разрушают спортивный коллектив.

Хорошим средством воспитания дисциплинированности слу­жат элементы военного строя и вообще некоторая военизация занятий.

Особенно важно воспитать в спортивном коллективе общую нетерпимость к нарушениям дисциплины. Если такой тон в кол­лективе будет создан — специальной работы тренера в этом направлении и не понадобится: коллектив быстро научит каж­дого уважать сложившиеся традиции.

Наши рекомендации