Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
1. Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её цели и задачи.
2. Понятие об опасности, опасные и вредные факторы.
3. Аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия человека со средой обитания.
4. Экстремальные ситуации, предотвращение экстремальных ситуаций.
5. Классификация опасных и вредных факторов.
6. Опасные зоны, чрезвычайные и экстремальные ситуации.
7. Характеристика физических факторов среды обитания.
8. Характеристика биологических факторов среды обитания. Источники опасных биологических веществ.
9. Понятие о биосфере и биологическом круговороте.
10. Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биогеохимические провинции.
11. Понятие о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой.
12. Краткая характеристика нервной системы. Механизм реакции нервной системы на факторы окружающей среды.
13. Понятие об анализаторах. Схема зрительного и слухового анализаторов.
14. Иммунитет, понятие об иммунитете, виды иммунитета.
15. Понятие о микроклимате, характеристика микроклимата.
16. Комфортный и дискомфортный микроклимат. Реакция организма на изменение микроклимата.
17. Зависимость способов теплоотдачи от параметров микроклимата.
18. Влияние перегретого микроклимата на организм человека.
19. Реакция на перегретый микроклимат.
20. Оценка микроклимата в производственном помещении.
21. Влияние охлаждающего микроклимата на организм.
22. Прямые и косвенные показатели освещённости.
23. Классификация основных форм деятельности человека; физический труд и энергетические затраты.
24. Статические и динамические усилия.
25. Понятие о тяжести и напряжённости труда.
26. Понятие о динамическом стереотипе. Значение динамического стереотипа для сохранения работоспособности.
27. Мышечная работа. Понятие об утомлении и переутомлении.
28. Методы оценки труда. Утомление и переутомление.
29. Эргономика и инженерная психология.
30. Влияние ЧС на психическое состояние человека и его работоспособность.
31. Ионизирующее излучение, действие на организм.
32. ОЛБ, стадии.
33. Механические колебания, их характеристика и воздействие на организм.
34. Вибрационная болезнь, причины возникновения, формы.
35. Акустические колебания, постоянный и непостоянный шум. Действие на организм.
36. Ионизация атмосферы, характеристика, значение для человека.
37. Ультрафиолетовое излучение, действие на организм.
38. Недостаточность УФ – излучения, профилактика.
39. Поражение электрическим током. Первая помощь.
40. Понятие о техносфере, ноосфере. Особенности экологии городов.
41. Экологические факторы, пределы выносливости, экологическая валентность.
42. Общая характеристика среды обитания людей.
43. Характеристика и формирование биологических факторов среды обитания.
44. Взаимоотношения человека и среды обитания в антропоэкологических системах.
45. Антропогенные экосистемы. Источники химического загрязнения биосферы опасными и вредными веществами, их трансформация, вторичные явления.
46. Вторичные явления: смог, кислотные дожди, разрушения озонового слоя.
47. Понятие об экологическом кризисе. Причины формирования регионального комплекса опасных и вредных факторов окружающей среды.
48. Региональный комплекс опасных и вредных факторов на примере Ростова и Ростовской области.
49. Понятие об урбанизации. Влияние урбанизации на демографические показатели.
50. Понятие об экологической пирамиде.
51. Влияние загрязнений биосферы на демографические показатели.
52. Определение ПДК, этапы нормирования.
53. Коэффициент запаса при установлении ПДК.
54. Понятие о региональном водоиспользовании.
55. Очистка и нейтрализация жидких отходов, сточных вод.
56. Понятие о способах сбора, утилизации и захоронения промышленных отходов.
57. Общие требования к безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов.
Перечень вопросов для стартового рейтинга по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
1. Как вы понимаете, что такое нормальная или оптимальная жизнедеятельность?
2. Что такое опасность вообще?
3. Что такое «опасная зона»?
4. Что такое «Среда обитания»?
5. Какие факторы могут воздействовать неблагоприятно на организм человека?
6. Какова средняя продолжительность жизни в России и в мире?
7. Что такое работоспособность?
8. Какие факторы могут оказать влияние на работоспособность человека?
9. На какие категории принято делить труд?
10. Что мы называем умственным трудом?
11. Что мы называем физическим трудом?
12. Какие ситуации принято называть чрезвычайными?
13. Назовите известные вам чрезвычайные ситуации мирного времени.
14. Назовите известные вам чрезвычайные ситуации военного времени.
15. Как вы понимаете выражение «экологическая безопасность»?
16. Что такое «охрана труда»?
17. Что такое первая помощь в чрезвычайных ситуациях; какие мероприятия входят в объём первой помощи?
18. Что такое кровотечение? Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение?
19. Что такое рана? Как оказать первую помощь при ранении?
20. Что такое перелом? Как оказать первую помощь при переломе?