Ситуативно-деловое общение
Непосредственно-эмоциональное общение (Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина) постепенно переходит в русло «делового сотрудничества», связанного с решением простейших задач — вместе поиграть с погремушкой,
подтолкнуть партнеру мячик и др. (рис. 5.5).
Младенец начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, он ждет именно положительной оценки, но она должна быть дана за конкретное совершенное им дело.
После полугода ребенок готов перейти к новой для себя ситуативно-деловой форме общения со взрослым, в связи с чем у него начинает проявляться потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становитсяинтересен не сам по себе, а потому, что у него есть разные предметы и онумеет что-то с ними делать.
При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, которое перерастает затем в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действия, направляя его движения. Он учит малыша правилам поведения и обращения с вещами, каждый раз озвучивая его действия.
До 3 лет для ситуативно-деловой формы общенияхарактерны потребности в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.
В такой форме общения:
1) ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой и др.), играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.;
2) ребенок проявляет активность и самостоятельность, становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;
3) ребенок начинает произносить первые слова, и чтобы получить желанный предмет, ему нужно назвать его, то есть произнести слово. Сам ребенок без побуждения со стороны взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать тот или иной предмет, а малыш произносит вслед за ним новое слово.
Ребенок рано реагирует на речь взрослого:он затихает, прислушивается, когда с ним разговаривают (табл. 1).
Таблица 1
Развитие речи в младенческом возрасте
Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова, что обычно происходит к концу их первого года жизни. К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Только тогда можно сказать, что основа языка заложена и начинается его усвоение. Часто мимика и жестикуляция (мимический язык) заменяют ребенку еще отсутствующую звуковую речь. Использование мимики человеком, разговаривающим с ребенком, способствует пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка со
взрослым большую роль играют жесты (табл. 2).
Хотя жесты нередко и являются очень выразительными и достаточными для понимания, но ребенку, для того чтобы быть правильно понятым, все же лучше использовать речевые средства. Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами, для того чтобы у малыша правильно сформировалась собственная активная речь.
Таблица 5.2
Язык жестов в младенческом возрасте