I. Пояснительная записка

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов Факультета непрерывного образования

(специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»

среднего профессионального образования)

Москва, 2012

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности 030912.52

«Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия, 2012. – 81 c.



ОДОБРЕН СООТВЕТСТВУЕТ Государственным требованиям

Предметно-цикловой комиссией к содержанию и уровню подготовки

по общеобразовательным дисциплинам выпускников по специальности «Право и организация

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». социального обеспечения» среднего профессионального

образования.

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Протокол от «___»____________ 2012 г. №____.

Авторы:

Шиховцев А.Л.-профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, кандидат военных наук, профессор

Пухнаревич С.И. – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия

Рецензент: Шильнов А.А. – кандидат военных наук, доцент

Ответственный за выпуск:________

Редактор:_______________________

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул. д.69-А.

© Российская академия правосудия, 2012

© Шиховцев А.Л., Пухнаревич С.И., 2012

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. Пояснительная записка ………………………………………………  
II. Объем дисциплины и виды учебной работы.………………………  
III. Тематический план …………………………………………………..  
IV. Программа курса.…….………………………………………………  
V. Тематический план практических занятий………………………...  
VI. Планы практических занятий ..………………….…………………  
VII. Методические рекомендации по изучению дисциплины…………  
VIII. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………  
IX. Примерные задания для самостоятельной работы………………  
X. Примерная тематика рефератов……………………………………  
XI. Рекомендуемая литература ……… ………………………………..  
XII. Примерные вопросы для подготовки к рубежной аттестации….....  
XIII. Примерные вопросы для подготовки к контрольной работе………  

I. Пояснительная записка

В XXI веке опасные и чрезвычайные ситуации при­родного, техногенного и социального характера стали объектив­ной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они являются угрозой всему населению России и наносят огромный ущерб окружающей природной среде. В настоящее время обеспечение безопасности является одной из важнейших задач каждого человека, общества и государства.

Анализ аварий и катастроф последних 15…20 лет показывает, что в 80% случаев причи­ной гибели людей является человеческий фактор. Трагедии, как в быту, так и в техногенной и социальной среде, ча­ще всего происходят из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является практически главным условием обеспечения личной безопасности каждого человека и на­циональной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране, обуславливает пересмотр всей системы подготовки в области безопасности жизнедея­тельности на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния челове­ческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связан­ных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотиками и военными угрозами.

Настоящий учебно-методический комплекс представляет собой первую часть УМК по безопасности жизнедеятельности для студентов первого курса юридического колледжа Российской академии правосудия факультета непрерывного образования (специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования).

Цель изучения дисциплины - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и формирование правил безопасного поведения в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности.

Тематический план данного учебно-методического комплекса направлен на формирование следующих ключевых компетенций.

Воспитание потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности, физических и морально-психологических качеств, необхо­димых для выполнения гражданином обязанностей в профессио­нальной деятельности.

Развитиеличных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в условиях опасных и чрезвычайных ситуа­ций, в том чис­ле при угрозе террористических актов.

Освоениесистематизированных знаний для обеспечения личной безопасности повседневной жизни и правил поведения в опасных и чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Овладениеспособами и приёмамиоказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и применения средств коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время.

Формирование современного уровня культуры безопасности, способности рассматривать современные опасности и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера с точки зрения эффективного обеспечения жизнедеятельности в современных условиях.

Учебно-методический комплекс по основам безопасности жизнедеятельности разработан на основе:

1) Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (приказ Минобрнауки РФ № 770 от 13.07.2010 г.);

2) Примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (рекомендации Минобрнауки 2008 г.);

3) Примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО (рекомендована Экспертным Советом по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 25.01.2011 г.);

4) рекомендаций учебно-методического управления Российской академии правосудия.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» студент должен:

знать/понимать:

- нормы здорового образа жизни;

- основные правила, обеспечи­вающие безопасное поведение в чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- принцип функционирования государственной системы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- сигналы оповещения ГО и действия при их поступлении в мирное и военное время;

- применение средств коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;

- требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

- применять средства коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;

- самостоятельно производить поиск и работать с информацией по вопросам изучаемой дисциплины;

- участвовать в дискуссиях по задачам и проблемам безопасности жизнедеятельности, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

- представлять результаты изучения дисциплины в форме конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетенции) для:

- определения собственной позиции по отношению к безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и са­мообучения;

- ответственного отношения к сохранению окру­жающей природной среды, к личному здоровью как индивиду­альной и общественной ценности.

Структурно курс включает пять разделов, которые соответствуют рекомендуемым модулям дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках каждого из разделов объектом изучения являются человек и сообщества людей, а предметом изучения – причины возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и сообществам людей, а также способы защиты от них.

Учебный материал подаётся в контексте современного развития методологии безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. При этом учитываются знания и умения студентов, полученные в общеобразовательной школе.


Наши рекомендации