I. Пояснительная записка
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов Факультета непрерывного образования
(специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»
среднего профессионального образования)
Москва, 2012
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности 030912.52
«Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия, 2012. – 81 c.
ОДОБРЕН СООТВЕТСТВУЕТ Государственным требованиям
Предметно-цикловой комиссией к содержанию и уровню подготовки
по общеобразовательным дисциплинам выпускников по специальности «Право и организация
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». социального обеспечения» среднего профессионального
образования.
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Протокол от «___»____________ 2012 г. №____.
Авторы:
Шиховцев А.Л.-профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, кандидат военных наук, профессор
Пухнаревич С.И. – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия
Рецензент: Шильнов А.А. – кандидат военных наук, доцент
Ответственный за выпуск:________
Редактор:_______________________
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул. д.69-А.
© Российская академия правосудия, 2012
© Шиховцев А.Л., Пухнаревич С.И., 2012
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I. | Пояснительная записка ……………………………………………… | |
II. | Объем дисциплины и виды учебной работы.……………………… | |
III. | Тематический план ………………………………………………….. | |
IV. | Программа курса.…….……………………………………………… | |
V. | Тематический план практических занятий………………………... | |
VI. | Планы практических занятий ..………………….………………… | |
VII. | Методические рекомендации по изучению дисциплины………… | |
VIII. | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………… | |
IX. | Примерные задания для самостоятельной работы……………… | |
X. | Примерная тематика рефератов…………………………………… | |
XI. | Рекомендуемая литература ……… ……………………………….. | |
XII. | Примерные вопросы для подготовки к рубежной аттестации…..... | |
XIII. | Примерные вопросы для подготовки к контрольной работе……… |
I. Пояснительная записка
В XXI веке опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они являются угрозой всему населению России и наносят огромный ущерб окружающей природной среде. В настоящее время обеспечение безопасности является одной из важнейших задач каждого человека, общества и государства.
Анализ аварий и катастроф последних 15…20 лет показывает, что в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедии, как в быту, так и в техногенной и социальной среде, чаще всего происходят из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является практически главным условием обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране, обуславливает пересмотр всей системы подготовки в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотиками и военными угрозами.
Настоящий учебно-методический комплекс представляет собой первую часть УМК по безопасности жизнедеятельности для студентов первого курса юридического колледжа Российской академии правосудия факультета непрерывного образования (специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования).
Цель изучения дисциплины - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и формирование правил безопасного поведения в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности.
Тематический план данного учебно-методического комплекса направлен на формирование следующих ключевых компетенций.
Воспитание потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности, физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности.
Развитиеличных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе при угрозе террористических актов.
Освоениесистематизированных знаний для обеспечения личной безопасности повседневной жизни и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Овладениеспособами и приёмамиоказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях и применения средств коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время.
Формирование современного уровня культуры безопасности, способности рассматривать современные опасности и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера с точки зрения эффективного обеспечения жизнедеятельности в современных условиях.
Учебно-методический комплекс по основам безопасности жизнедеятельности разработан на основе:
1) Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (приказ Минобрнауки РФ № 770 от 13.07.2010 г.);
2) Примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (рекомендации Минобрнауки 2008 г.);
3) Примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО (рекомендована Экспертным Советом по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от 25.01.2011 г.);
4) рекомендаций учебно-методического управления Российской академии правосудия.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» студент должен:
знать/понимать:
- нормы здорового образа жизни;
- основные правила, обеспечивающие безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- принцип функционирования государственной системы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- сигналы оповещения ГО и действия при их поступлении в мирное и военное время;
- применение средств коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;
- требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- применять средства коллективной и индивидуальной защиты в мирное и военное время;
- самостоятельно производить поиск и работать с информацией по вопросам изучаемой дисциплины;
- участвовать в дискуссиях по задачам и проблемам безопасности жизнедеятельности, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
- представлять результаты изучения дисциплины в форме конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетенции) для:
- определения собственной позиции по отношению к безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
- ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Структурно курс включает пять разделов, которые соответствуют рекомендуемым модулям дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках каждого из разделов объектом изучения являются человек и сообщества людей, а предметом изучения – причины возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и сообществам людей, а также способы защиты от них.
Учебный материал подаётся в контексте современного развития методологии безопасности жизнедеятельности в России и за рубежом. При этом учитываются знания и умения студентов, полученные в общеобразовательной школе.