Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
Байкальского государственного университета
экономики и права
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной работе
______________ Л.А. Болтовская
«______» ______________ 2012 г.
Программа дисциплины
Безопасность жизнедеятельности
для студентов 1 курса юридического факультета
очной формы обучения
Направления и профили подготовки:
030900.03 Юриспруденция: Государственное право
030900.01 Юриспруденция: Гражданское право
030900.02 Юриспруденция: Уголовное право
Цикл и часть ООП: Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть (Б-3)
Чита 2013
Планы практических занятий
Тема 1: Нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности
План занятия:
1) Введение в курс БЖД (структура курса, рейтинговая система оценки знаний).
2) Выполнение практической работы №1 и обсуждение результатов.
Рейтинговая оценка:
ü до 5 баллов за работу (баллы текущего контроля)
Практическая работа №1 «Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности»
Методические указания:
ü Работа выполняется на занятии. Все материалы (задания, нормативно-правовые акты) выдаются преподавателем.
ü Содержание работы – см. п.4.1
ü Есть нормативно-правовые акты в электронной версии материалов курса:
1 папка БЖД для ЮФ 2013
1 папка Материалы лекций и семинаров
ü Нормативно-правовые акты в электронном виде также можно найти в справочно-правовых системах Консультант Плюс, Гарант(см. список рекомендованных источников).
Рекомендуемые источники:
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ в ред. от 07.05.2009 N 84-ФЗ)
Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 304 от 21.05.2007
Консультант Плюс // Справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Гарант // Справочная система. – Режим доступа: www.garant.ru
Информационное агентство РИА Новости // Официальный сайт. – Режим доступа: http://rian.ru/
Контрольный семинар
Тема 2: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
План занятия:
1) Устный контроль (экспресс-опрос)
2) Письменный контроль (тестирование и письменный ответ)
Рейтинговая оценка:
ü до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля)
ü до 5 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля)
Контрольные вопросы:
1) Охарактеризуйте безопасность жизнедеятельности (БЖД) как область научных знаний и место БЖД в вашей профессиональной подготовке. Определите место и роль безопасности в экономической деятельности, сфере управления, юриспруденции. Каковы основные опасности и риски в выбранной области профессиональной деятельности?
2) Что такое безопасность? Почему потребность в безопасности можно считать одной из важнейших потребностей человека?
3) Что понимают под термином «среда обитания»? Назовите и охарактеризуйте характерные системы «человек – среда обитания», виды сред обитания (производственная, городская, бытовая, природная). Как осуществляется взаимодействие человека со средой обитания?
4) Что такое опасность? Каковы ее свойства? Объясните принцип «все воздействует на все» и аксиому о потенциальной опасности. Как классифицируют опасности? Что такое идентификация и квантификация опасностей? Каковы причины проявления опасности? Как проявляется роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.
5) Что такое риск и ущерб? Какие выделяют виды рисков и ущербов? В чем основная идея концепции приемлемого риска? Приведите значения приемлемого и неприемлемого риска (современные уровни риска опасных событий), объясните их.
6) Назовите и объясните основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности.
Методические указания:
ü Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по темам 1 раздела. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».
ü Тестовая проверка по темам раздела проводится после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.
ü При подготовке ответов обратите внимание на пункт 2.1 «Темы и краткое содержание курса», тема 1.
Рекомендуемая литература:
Нормативно-правовые акты
Закон РФ «О безопасности» (от 05.03.1992 № 2446-1 в ред. от 26.06.2008)
Учебники
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) – М.: Юрайт, 2010. – 671 с.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.; 2008. – 304 с.; 2009. – 303 с.
Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.2 Коллективная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.
Дополнительная литература
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология – М.: Кнорус, 2008. – 400с.
Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: Ось-89, 2000. – 400 с.
Интернет-источники
Культура безопасности жизнедеятельности // Интернет-ресурс МЧС РФ. – Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности: БЖД Инфо. – Режим доступа: http://bzhde.ru/
Управление по делам ГО и ЧС НГУ / Учебные пособия – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/posobiya/posobiya.htm
Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности
План занятия:
1) Обсуждение контрольных вопросов
2) Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями
3) Обсуждение докладов и подведение итогов
Рейтинговая оценка:
ü до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)
ü до 5 баллов за участие в обсуждении темы (баллы текущего контроля)
Контрольные вопросы:
1) Охарактеризуйте современный комплекс проблем безопасности (схема).
2) Назовите и кратко охарактеризуйте глобальные угрозы от жизнедеятельности человека, возникшие в XX веке. Как мировое сообщество решает глобальные проблемы новой эпохи? Что такое устойчивое развитие? Концепция общества риска.
3) Назовите основные сферы и угрозы национальной безопасности. Охарактеризуйте понятия экономической, информационной и продовольственной безопасности.
Вопросы для самостоятельной подготовки презентаций или сообщений:
1) Глобальные угрозы от жизнедеятельности – новая эпоха и устойчивое развитие.
2) Концепция национальной безопасности России.
Методические указания:
ü В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.
ü Время выступления– 10-12 мин.Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
ü Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
ü При подготовке ответов обратите внимание на пункт 2.1 «Темы и краткое содержание курса», тема 2.
Рекомендуемая литература: