Проблема структуры социальной реабилитации
Задача такого типа учреждений помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, достойно выйти из нее. Трудная жизненная ситуация - это проблемы экономического, правового, социального, психологического характера: умер близкий человек, произошло изнасилование, сложный “переходный” возраст не нашел должного понимания со стороны взрослых, пьют родители, сгорел дом и т.д.
Анализ условий жизни детей “группы риска” показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным проживание ребенка в семье, где создается прямая угроза его здоровью и жизни. Но достаточно длительное воздействие неблагоприятных условий вызывает негативные психические и физические изменения в организме ребенка, которые приводят к значительным отклонениям, как в его поведении, так и в личностном развитии. Таким детям присущи слабая адаптивная способность, гиперсексуальность, нарушение полоролевой ориентации, склонность к воровству и лживости, жестокость, агрессивность, отсутствие норм морали и нравственности, бездуховность, утрата интереса к жизни, к знаниям, к труду, употребление алкоголя, курение и многое другое.
Несформировавшаяся личность очень ранима и очень важно в трудный момент жизни ребенка профессионально помочь ему.
Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.
В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.
Для решения этих задач создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного типа достаточно “молоды” и не имеется большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в процессе работы, что-то идет хорошо, а что-то не очень. Для методико-статистического контроля реализации социально-реабилитационных программ, наш центр решил вести мониторинг отслеживания результатов реализации этих программ. Была разработана “Карта методического контроля реализации социально-реабилитационных программ”, которая выявляет уровень эффективности, успешности или не успешности их реализации, конкретные положительные и отрицательные стороны (карта прилагается). Вследствие работы этой карты нашему методическому отделению центра было легче выявить недостатки программ и внести соответствующие корректировки.
Хочется поделиться с вами рядом проблем, возникших у нас в ходе работы и высказать свое мнение по поводу их разрешения.
Педагоги реабилитационных центров работают согласно “Закону об образовании”, но в силу того, что эти учреждения относятся к социальной сфере, а не образовательной (по моему мнению должно бы быть наоборот), очень многое со стороны нормативно-правовой базы и методико-педагогической не определено и несовершенно, очень хотелось бы, чтобы этой проблеме государство уделило бы должное внимание.
Если говорить о том, чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов. Существующая система в социальной структуре несовершенна, так как, не отрегулирована аттестационная система, в должной мере не распространяется опыт других реабилитационных центров. Во-вторых, хотелось бы, чтобы поощрительная система труда, которая в последнее время нашла распространение в образовании (“надтарифный фонд”) имела место и в социальной структуре (для педагогов). В-третьих - самое главное, чтобы работа ориентировалась на благо ребенка, а не на осуществление государственной политики “ребенка в семью”. Семья – это главное, но нельзя возвращать ребенка в семью, где будет продолжение пьянства, насилия, асоциального поведения со стороны родителей.
Ребенок, попавший в “рай” после “ада” опять попадает в “ад”, он получает еще большую психологическую травму. В ходе этой политики обнаруживается бессмысленность работы из-за того, что дети, уйдя из центра, чувствуют себя опять никому ненужными, возвратившись в кровную семью. Стремление к тому, чтобы было меньше детских домов прекрасно, но всех пристроить в семьи – не реально, а менталитет нашего народа таков, что мы в “лепешку расшибемся” и буквально его исполним, а что из этого может получиться? Можно провести аналогию с законом об уничтожении воробьев в Китае, а к чему привело? Устоявшуюся систему нельзя разом уничтожать, необходимо большее внимание уделить этой проблеме.
В-четвертых – родители, дети которых помещены в реабилитационный центр, ведущие асоциальный образ жизни (пьющие, не желающие работать и т.п.), должны зарабатывать на содержание детей в принудительном порядке (и не смешные суммы по существующему законодательству). Еще провожу аналогию, за границей мало детских домов, потому что люди, родившие ребенка, но отказавшиеся его воспитывать, содержат его материально, отчисляя не малые суммы. В-пятых – следует создать систему психологической поддержки педагогов, в силу повышенной эмоциональной напряженности на работе, для профилактики профессионального и эмоционального выгорания педагогов.
Политика государства правильна, но не продумана в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические для того, чтобы по-настоящему исправить сложившуюся ситуацию в положительную сторону.
Проблемы ребенка и его семьи настолько глубоки, что только педагогическими методами они не решаются. Для осуществления реабилитации этих несовершеннолетних и их семей необходим межведомственный подход, помощь специалистов различных ведомств.