Нормативно-правовая база в отношении инвалидов

Цифры

650 миллионов человек, что составляет около 10 процентов населения в мире, являются инвалидами. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью.

По данным Программы развития ООН (ПРООН) на долю развивающихся стран приходится 80 процентов инвалидов.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития среди групп населения с более низким уровнем образования входящих в нее стран показатель уровня инвалидности выше. В среднем по странам, входящим в ОЭСР, он составляет 19 процентов по сравнению с 11 процентами среди населения с более высоким уровнем образования.

В большинстве стран, входящих в ОЭСР, количество случаев инвалидности среди женщин выше, чем среди мужчин.

По оценкам Всемирного банка 20 процентов наиболее бедных слоев жителей Земли являются инвалидами, и в их собственных общинах к ним относятся как к наиболее обездоленным.

Женщины-инвалиды находятся в особо неблагоприятных условиях, поскольку являются отверженными как по признаку пола, так и по инвалидности.

Женщины-инвалиды и девочки-инвалиды особенно часто страдают от жестокого обращения. Небольшое обследование, проведенное в 2004 году в Ориссе, Индия, свидетельствует о том, что практически все женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергались дома избиению, 25 процентов женщин с психическими нарушениями были изнасилованы и 6 процентов женщин-инвалидов были насильно стерилизованы.

По данным ЮНИСЕФ 30 процентов «уличных» детей являются инвалидами.

Смертность среди детей-инвалидов может достигать 60 процентов в странах, в которых коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет составляет в целом не более 20 процентов. Эти сведения приводятся Департаментом международного развития Соединенного Королевства. Также отмечается, что в некоторых случаях создается впечатление, что дети уничтожаются «как сорняки».

Сравнительные исследования законодательства по вопросам инвалидности свидетельствуют о том, что лишь в 45 странах существуют законы против дискриминации инвалидов и другие законы, касающиеся инвалидов.

В Соединенном Королевстве 75 процентов компаний, которые входят в фондовый индекс, основанный на курсах 100 ведущих акций на Лондонской фондовой бирже, не обеспечивают базового уровня доступности сети и в связи с этим теряют более 147 млн. долл. США.

Образование

По данным ЮНЕСКО 90 процентов детей-инвалидов в развивающихся странах не посещают школу.

Глобальный показатель грамотности для инвалидов-взрослых составляет лишь 3 процента и 1 процент для женщин-инвалидов. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном в 1998 году ПРООН.

В странах, входящих в ОЭСР, студенты-инвалиды в высшей школе представлены недостаточно, хотя их число увеличивается.

Занятость

По оценкам Международной организации труда (МОТ) 386 миллионов человек из общей численности населения трудоспособных возрастов в мире являются инвалидами. В некоторых странах безработица среди инвалидов достигает 80 процентов. Работодатели нередко считают, что инвалиды не способны работать.

Насилие

На каждого ребенка, убитого в ходе военных действий, приходится трое получивших ранения и оставшихся на всю жизнь инвалидами.

По данным ВОЗ в некоторых странах до четверти случаев получения инвалидности связаны с полученными ранениями и случаями насилия.

По данным Британского исследования, проведенного в 2004 году, инвалиды гораздо чаще становятся жертвами насилия или изнасилования и в меньшей степени получают защиту от полиции, правовую или профилактическую помощь.

Исследования показывают, что случаи насилия над детьми-инвалидами в течение года происходят в 1,7 раз чаще по сравнению с их сверстниками, которые не являются инвалидами.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 600 реабилитационных центров, учреждений и специализированных отделений, а также 11 колледжей-интернатов для инвалидов, подведомственных Минздравсоцразвития России.

Проблема комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешла в категорию «национальной безопасности». Объясняется это тем, что на фоне устойчивой и долговременной убыли населения быстро увеличивается численность инвалидов в стране. Если в 1992 году в России было 3,98 млн. инвалидов, то сегодня их численность составляет 13,1 млн. человек. Количество инвалидов в России составляет приблизительно 10 процентов населения страны. Почти две трети инвалидов – люди старше трудоспособного возраста. Более 600 тысяч – дети.

Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно – 2,5 млн. граждан.

Специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении действующей системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов к 2015 году численность взрослых инвалидов в Российской Федерации составит 15,3 – 15,5 млн. человек. Это увеличение числа инвалидов произойдет на фоне продолжающегося демографического кризиса.

В настоящее время в РБ проживают более 315 тысяч инвалидов, в том числе 14,5 тысяч - это дети-инвалиды. Из общего числа инвалидов 7% имеют I группу инвалидности, около 40% - II, и чуть меньше имеют III группу.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп.

По возрасту - дети- инвалиды; инвалиды - взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инва­лиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды - трудо­способные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные); инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ог­раниченных сферах); инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих ус­ловиях труда).

По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от степени нарушения здоровья человека, приводящего к

Поскольку в результате лечения, а также под влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов: для инвалидов первой группы — один раз в два года, для инвалидов второй и третьей групп — один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.

В научной литературе и социальной практике сложились модели инвалидности.

1. инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская, или так назы­ваемая «административная» модель). Инвалидность - это медицинская патология, и этим инвалиды отлича­ются от «нормальных» (здоровых) людей. Все проблемы инвалида - следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей и задача социальной работы - помочь инвалиду в его адаптации, а основ­ным ее содержанием должна быть социальная защита. Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика иногда обозначаются термином «disabilism» - дизабилизм (инвалидизм). Дизабилизм (инвалидизм) предполагает дискриминацию людей с ОВ и отноше­ния к ним как неполноценным. Ценность человека в данном случае рассмат­ривается с точки зрения его «полезности» для общества. Такое понимание проблемы инвалидности доминировало в общественном сознании до середи­ны XX в. и являлось характерным для индустриального обществ.

2. инвалидность рассматривается как социальная проблема. В центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (в т.ч. обществом). Ограничение возможности по­нимается как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная организация, инфраструктура и т.д.), т.е. инвалиды рассматрива­ются скорее как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности - в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ОВ и помощь в осознании ими своих неотъемлемых человеческих прав, т.е. человек с ОВ должен рассматриваться, независимо от своей дееспо­собности и полезности для общества, как объект социальной помощи и забо­ты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интегра­ции в общество.

Барьеры, которые мешают инвалидам нормально жить можно разделить на три группы.

- Физические барьеры, которые окружают людей каждый день. К ним относятся отсутствие пандусов, отсутствие вспомогательных ассистивных устройств на средствах транспорта и т.д., неприспособленность зданий.

- Информационные барьеры. Информация, которая предоставляется людям без инвалидности, должна иметь формат предоставления информации для людей с ограничениями по зрению, по слуху, по интеллекту.

- отношенческий барьер. Он есть и у общества, которое воспринимает инвалида. Этот же барьер есть и в головах самих инвалидов, людей, которые были достаточно долго сегрегированны. Процесс интеграции инвалидов и общества необходимо начинать с обеих сторон. Поэтому и было запланировано начинать решать данную проблему программным способом.

Нормативно-правовая база в отношении инвалидов

Наши рекомендации