Индивидуальные формы гигиенического воспитания
Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).
Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.
Основным средством реализации индивидуальных форм гигиенического воспитания является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).
В настоящее время все более широкое применение получают индивидуальные формы гигиенического воспитания, основанные на использовании компьютеров. Эффективность их применения доказана экспериментально. Разрабатываются компьютерные программы для гигиенического обучения, самообучения, интервьюирования, контроля знаний.
Медицинскую информацию можно получить с помощью телефонной связи: ответы на поставленные по телефону вопросы даются на терминале домашнего компьютера или компьютера учреждения. Заслуживают внимания индивидуальные оздоровительные программы, основанные на предварительном диагностировании с помощью ЭВМ параметров индивида (выяснении его физиологических, психологических особенностей, условий труда и быта, факторов риска, стиля жизни в отношении здоровья и т.д.).
Компьютеры могут быть использованы в школах, культурно-просветительных и лечебно-профилактических учреждениях, промышленных предприятиях и т.д.
Индивидуальная беседа основана на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.
В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.
Индивидуальное консультирование основано на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом советов в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний.
Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за консультацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут даваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность
выбора.
В настоящее время находит все большее распространение консультирование контингентов практически здоровых лиц в различных лечебно-профилактических учреждениях. Консультации осуществляет как один специалист, так и группа специалистов: геронтолог, врач по рациональному питанию, психотерапевт, сексолог, гигиенист-эколог и др. Практикуются выезды этих специалистов на места (в сельскую местность, на промышленные предприятия и т.д.).
Предварительное определение состояния индивида (степени стресса, АД, других физиологических параметров), выяснение уровня его гигиенической культуры повышает эффект консультацией.
В процессе индивидуального консультирования речь специалиста может дополняться изобразительными средствами, печатными изданиями.
Создаются специальные консультативно-оздоровительные центры или подразделения учреждений и предприятий (например, Центров здоровья, врачебно-физкультурных диспансеров промышленных предприятий), где пациенты получают не только индивидуальную информацию по оптимальным для здоровья стилям жизни, но проходят оздоровительный курс, включающий занятия на тренажерах, плавание, аутотренинг, массаж, электросон, профилактическое иглоукалывание и т.д. Возможна организация таких центров на кооперативной и хозрасчетной основе.
Индивидуальный инструктаж: предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характера, используется для нормализации гигиенического поведения вопределенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструктажа определяются спецификой этих условий.
Индивидуальное телефонное консультирование - сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону.
Ответ на поставленные абонентом вопросы может быть получен на терминале компьютера (компьютера учреждения, домашнего компьютера). Для проведения телефонных консультаций работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.
Личная корреспонденция предусматривает ответы специалиста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.
Групповые формы гигиенического воспитания
Групповые формы гигиенического воспитания - это формы гигиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусматривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.
Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального состава группы, наличием обратной связи и т.д.
Наиболее оптимальный количественный состав группы - 15-20 человек.
В процессе группового общения устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием современной компьютерной техники.
Групповая беседа предусматривает как сообщение специалистом информации гигиенического характера, так и обмен мнениями между собеседниками.
Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Как и индивидуальная беседа, групповая беседа сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведение их. С целью стимулирования поисковой активности обучаемой группы лиц специалист может строить беседу эвристического характера. Эвристическая беседа, в отличие от репродуктивной, требует не только воспроизведения знаний, но и осуществления частичного самостоятельного поиска решения проблемы, о которой идет речь.
Таким образом, беседа способствует повышению уровня знаний гигиенического характера, укреплению имеющихся знаний, а также формированию творческого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.
Беседа за круглым столом - это групповая форма гигиенического воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круглым столом проводится под руководством ведущего (модератора).
Дискуссия - предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует формированию позитивных установок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья.
Клубы здоровья - групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Среди клубов здоровья можно назвать: спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, вдов, близнецов и др.
Занятия в клубах осуществляются под руководством одного или нескольких специалистов.
В функции специалистов, кроме гигиенического воспитания (лекции, просмотры фильмов, видеозаписей, ознакомление с литературой и т.д.), входит организация оздоровительных процедур, спортивных упражнений и т.д. Для каждого из посетителей предусматривается повседневная оздоровительная программа. Осуществлению оздоровительных функций клуба способствует наличие бассейнов, бань, помещений для аэробики, массажных залов, коктейль-баров, площадок для спортивных игр, оснащенность тренажерами, теннисными кортами и т.д.
Эффективность работы клуба повышается, если он обеспечивает посещаемость в течение всего дня. В этих условиях создается возможность не только для непосредственного оздоровления, но и общения.
Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья - это предоставление группам лиц информации по вопросам здоровья посредством видеозаписи.
Сочетание в видеозаписи устной речи с изображением, музыкальное оформление делает ее показ весьма эффективной формой гигиенического воспитания, которая постепенно находит применение в лечебно-профилактических и учебных заведениях. Демонстрация видеозаписи осуществляется по внутреннему телевидению.
Применение видеозаписи может рассматриваться также в качестве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания. Игра - групповая форма гигиенического воспитания, представляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины и др. Популярностью у детей пользуются игровые аттракционы.
Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию.
Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.
Практическое занятие проводится путем организации выполнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний.
В качестве примеров практических занятий можно назвать выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за больными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.
Занятия по решению задач - групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении специалиста с группой лиц, на которую направлен воспитательный процесс, путем постановки вопросов, требующих поиска решения по определенным данным с соблюдением известных условий.
Задачи могут иметь проблемный характер. При этом в условиях содержатся какие-либо установочные параметры, но поиск решения осуществляется обучаемыми самостоятельно. Решение задач способствует формированию творческой потенции, умению самостоятельно применять полученные гигиенические знания.
Урок по охране и укреплению здоровья. Для проведения групповых занятий могут быть использованы уроки естественных дисциплин (анатомии, биологии, химии), а также часы дополнительной работы классного руководителя, самостоятельные уроки здоровья.
Форма урока предусматривает возможность комплексного применения различных средств гигиенического воспитания, поясняющих и иллюстрирующих живое слово учителя.
Курсовое гигиеническое обучение - групповая форма гигиенического воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объединенных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изложения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.
Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.
Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Так, лекции сочетаются с практическими занятиями, с использованием печатных изданий различного характера, демонстрацией кинофильмов, видеозаписей и т.д.
Организация курсового обучения может осуществляться путем создания народных университетов, факультетов, школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и др. объектах.
Массовые формы гигиенического воспитания
Массовые формы - это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.
Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное - через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.
Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным изложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала. Вопросы ЗОЖ могут найти отражение в лекциях на любые медико-гигиенические темы. Например, «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний», «Как предупредить диабет», «Предупреждайте неврозы» и т.д. Лекции о здоровом образе жизни, как правило, пользуются большим успехом. Но интерес к ним во многом зависит от тематики лекций и квалификации лекторов. Поэтому в работе лектория важно все: от анонсирования программы до тщательного подбора лекторов. В программе лектория не должны фигурировать названия болезней, так как образ жизни предполагает различные формы жизнедеятельности, а не их результат. Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:
а) уровня подготовки, развития слушателей;
б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);
в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработни-
ки, интеллигенция и др.);
г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориен
тиры, традиции, настроения).
Желательно, чтобы лектор хорошо владел местным материалом и излагаемые им положения и советы были обоснованы практическими данными или научными исследованиями.
Устная пропаганда ЗОЖ должна быть в центре внимания секций по пропаганде биологических и медицинских знаний общества «Знание», Центров медицинской профилактики, санэпиднадзора, общей врачебной (семейной) практики, которые должны изучать: интерес аудитории к вопросам ЗОЖ, познавательную активность населения по проблеме, проводить подбор лекторов, апробацию и рецензирование тематических лекций, издавать материалы «В помощь лектору», проводить конкурсы лекций по пропаганде ЗОЖ.
Форум - это непосредственное общение с большой по численности аудиторией одного или нескольких специалистов, которые отвечают на вопросы по тематике стиля жизни в отношении здоровья и профилактики заболеваний.
Ответы на вопросы могут сопровождаться просмотром кинофильмов, видеозаписей, диапозитивов и т.д.
Радиопередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством радио информации по проблемам здоровья и профилактики заболеваний.
Радиопередача может быть представлена в форме радиолекции, радиобеседы, ответов на вопросы радиослушателей, радиожурнала и др. Она может быть включена в различные рубрики и циклы.
По своей тематике радиопередачи часто бывают адресованы определенным целевым группам населения с учетом их специфических потребностей в гигиенической информации.
Телепередача по вопросам здоровья - сообщение населению посредством телевидения информации по проблемам здоровья и профилактики заболеваний.
Телепередача характеризуется жанровым разнообразием и может быть представлена в виде тележурнала, телефильма, телеинтер вью, телерепортажа, ответов на вопросы телезрителей. Она может быть представлена различными рубриками и циклами.
Специальный цикл телепередач, посвященных различным аспектам поведения в отношении здоровья, позволяет в значительной мере систематизировать полученные знания. Намечается тенденция к дифференциации тематики телепередач в зависимости от состава зрителей (телепередачи для детей, для родителей и т.д.).
Перспективна организация специальных телевизионных «каналов здравоохранения». Передачи по этим каналам, например, в больницах, могут вестись в дневное время в течение всей недели.
Демонстрация фильма по вопросам здоровья предполагает как демонстрацию кинофильмов по гигиенической тематике, так и кинофестивали, тематические декадники. Кинофестивали, как правило, охватывают более широкий круг проблем, чем тематические декадники. Показ кинофильма целесообразно сочетать с лекцией по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Использование печатных изданий - это предоставление населению информации об оптимальных стилях жизни, профилактике заболеваний посредством текстовых материалов, выпускаемых в виде различных печатных изданий.
В процессе массового предъявления информации по гигиенической тематике используются такие печатные издания, как книги, брошюры, листовки, памятки и др. Предоставление текстовых материалов населению может быть самым разнообразным: непосредственное вручение, например, на врачебном приеме; ознакомление с памятками и буклетами, разложенными на столах в холле поликлиники; чтение детям литературы на гигиенические темы; доставка печатных изданий в каждую семью через почтовые ящики и т.д. Положительным моментом использования печатных изданий является возможность выбора читателем наиболее интересной для него информации, ознакомления с информацией в любое удобное время, возвращения к прочитанному. Публикации, сопровождаемые рисунками, фотографиями и другими иллюстративными материалами, способствуют лучшему усвоению информации.
Демонстрация наглядных пособий предусматривает предоставление населению информации об оптимальных для здоровья стилях жизни, профилактике заболеваний посредством показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.
Демонстрация наглядных пособий сочетается с формами, основанными на устном или письменном слове, которые выполняют пояснительную, комментирующую функцию.
Демонстрация наглядных пособий часто выступает как дополнительная форма для иллюстрирования различных положений гигиенического характера.
Театрализованное представление - массовая форма гигиенического воспитания посредством сценической постановки и показа конкретных предметов, процессов и явлений, а также их изображений.
Театрализованное представление имеет разнообразные жанры: сценки, «судебные разбирательства», кукольные представления, «театр теней», клоунады. Кукольные представления наиболее целесообразны для детей.
Успехом у молодежи пользуются шоу, подготовленные специалистами-медиками совместно с рок-группами.
В спектаклях по гигиенической тематике могут принимать участие сами зрители.
Телефонное консультирование с помощьюавтоответчика -автоматическое предоставление абонентам по определенному номеру телефона гигиенических сведений справочного характера.
Информация, получаемая с помощью автоответчика, носит обобщенный характер и не учитывает индивидуальных особенностей абонента.
Прослушивание тематической звукозаписи по вопросам здоровья - это ознакомление населения с информацией по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний посредством записи речи специалиста на магнитофонную ленту или пластинку; информация имеет тематическую направленность.
Экспонирование - показ для обозрения на выставке, в музее совокупности различных изданий, наглядных пособий, предметов повседневного обихода, ухода за больными и других экспонатов, имеющих отношение к гигиенической тематике, а также технической аппаратуры, в том числе компьютеров, видео- и радиоаппаратуры, автоматических устройств, используемых в процессе гигиенического воспитания.
Экспонирование по проблемам гигиенического воспитания может быть организовано в лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждениях, музеях гигиенической ориентации, например в Музее гигиены, истории медицины и здравоохранения в Санкт-Петербурге.
В ныне организуемых специализированных центрах по отдельным проблемам, связанным с поведением человека в отношении здоровья, в частности, в Центрах по планированию семьи и др., наряду с экспонированием различных материалов проводится индивидуальное консультирование, предоставляется литература по вопросам охраны здоровья матери и плода, осуществляется показ кинофильмов, видеофильмов по соответствующей тематике, проводятся экскурсии по музею центра.
Массовая оздоровительная кампания предполагает осуществление в определенный период различных видов деятельности с целью пропаганды оптимальных для здоровья стилей жизни, обеспечения участия значительного числа лиц в оздоровительных мероприятиях.
Широкое распространение имеют так называемые праздники, дни, декадники, недели, месячники здоровья. Они проводятся с предварительной рекламой, тщательной подготовкой, отработкой сценария, привлечением общественности. При этом используют практически все разнообразие форм гигиенического воспитания. Например, в день здоровья предоставляется возможность получить консультацию по коррекции стиля жизни, ознакомиться с санитарно-просветительной литературой, принять участие в играх, викторинах гигиенической тематики, конкурсе детского рисунка, ознакомиться с выставками, посмотреть театрализованные представления, послушать информационные выступления и т.д. Обычно наряду со специфическими формами гигиенического воспитания в период массовых кампаний проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия.
Кампании часто имеют тематическую направленность, например, антиалкогольные, антитабачные кампании, кампании по борьбе со СПИДом и др. Разновидностью массовых кампаний является форма, которая характеризуется одновременным и повсеместным (в пределах данного города, района, страны и т.д.) применением практически всех форм гигиенического воспитания.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1.Цель гигиенического воспитания - восполнить:
1) отсутствующие умения и навыки здорового безопасного образа жизни
2) социальную политику по увеличению потенциала здоровья
Цель гигиенического воспитания:
1) сохранение и укрепление здоровья
2) обеспечение высокого уровня трудоспособности
3) достижение активного долголетия
4) религиозно-культовые отправления
5) сопротивление лечению
2.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья — цель гигиенического воспитания:
1) ближайшая
2) долгосрочная
Задачи гигиенического воспитания населения:
1) реабилитация
2) формирование здорового образа жизни
3) изменение отношений людей к здоровью
4) изменение поведения в решении проблем со здоровьем
5) информация и пропаганда здорового образа жизни
3.Гигиеническое воспитание населения преимущественно осуществляется:
1) через средства массовой информации
2) групповыми занятиями
3) через книгоиздательскую деятельность
4) индивидуальными методами и средствами
4.Метод индивидуального воздействия:
1) личная беседа
2) индивидуальный инструктаж
3) телефонная служба
4) лекция
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.