Различных категорий грузов
Тарно-штучные грузы. Наиболее безопасна перегрузка штучных грузов в пакетированном виде, на поддонах и подкладках. Пакеты формируют рабочие, получившие необходимый инструктаж. Перегрузка пакетов, сформированных стропами, разрешается только после предварительного их осмотра старшим технологического звена или прорабом.
Перегрузка грузов в ящиках, мешках и кипах, как правило, связана с трудоемкими ручными операциями. Масса ящика длиной до 0,6 м, переносимого одним портовым рабочим, не должна превышать 50 кг; при большей длине ящика предельная масса его должна составлять 32 кг. Более тяжелые ящики перемещают двое рабочих с использованием приспособлений.
Для погрузки катно-бочковых грузов используют специальные грузозахватные приспособления, при этом захваты должны равномерно размещаться на раме. Некоторые операции с катно-бочковыми грузами выполняют вручную, в данном случае рабочие должны обязательно находиться сзади перекатываемого груза, а при установке его с образующей на торец или обратно – на стороне, противоположной направлению движения. Запрещается кантовать рулоны бумаги вручную, также не разрешается переносить катно-бочковые грузы на спине. Значительные трудности возникают с катно-бочковыми грузами при проведении вагонных и особенно судовых работ и в первую очередь работ по разгрузке и загрузке подпалубных пространств. Эти операции обычно связаны с выкатыванием груза на просвет люка, навешиванием и снятием захватов, кантованием груза и требуют особых мер предосторожности.
Значительный процент перевозимых штучных грузов составляют металл и металлоизделия. Перегружать и складировать цветные и немагнитные металлы в чушках и слитках следует пакетным способом. Особое внимание при этом необходимо обращать на безопасность при расформировании пакетов в трюме судна, перемещении слитков металла, а также при укладке или разборке штабелей. Для выполнения отдельных ручных работ, связанных с перегрузкой металла в чушках, портовых рабочих обеспечивают средствами индивидуальной защиты: очками, рукавицами с кожаными надлокотниками и специальной обувью с жестким носком для защиты пальцев ног от ушибов.
Металлолом и магнитные металлы в чушках обычно перегружают кранами с помощью электромагнитов и грейферов. В этом случае зону работы кранов ограждают, портовым рабочим запрещается находиться в зоне работы кранов.
Лесные грузы. Анализ травматизма в портах показывает, что перегрузка лесных грузов создает особо опасные условия труда. Для этих грузов характерна широкая номенклатура типоразмеров и форм (круглый, длинномерный и короткомерный лес, пиломатериалы, фанеры, шпалы и пр.), что обусловливает различную технологию их транспортирования и перевалки. Основную массу круглого длинномерного леса и рудничной стойки перевозят в непакетированном виде, а пиломатериалы – преимущественно в пакетах. К работам по перегрузке круглого леса допускают портовых рабочих, прошедших специальное обучение, старшими в звеньях назначают лиц, имеющих стаж работы на лесных грузах не менее одного года. Для перегрузки лесных грузов портовых рабочих обеспечивают ручным инструментом (ножницами, баграми, крючьями), а для хождения по круглому лесу – специальной обувью, исключающей скольжение.
Учитывая повышенную опасность при застропке или отстропке лесных грузов в полувагонах, в местах постоянной обработки последних следует устанавливать стационарные или переносные устройства (эстакады, площадки, переходные мостики), на которых могут находиться люди во время выполнения работ.
В ряде портов большое распространение получил грейферный способ перегрузки круглого леса с использованием торцевальных машин. Торцевание проводится без применения ручного труда, при этом управление торцевальной машиной осуществляется дистанционно, что значительно повышает безопасность труда.
При грейферной перегрузке леса необходимо исключить возможность самопроизвольного раскрытия грейфера. Он должен полностью закрываться и обжимать бревна, что требует от крановщика высоких профессиональных навыков.
Непакетированный круглый лес складируют способом порядной укладки с подпорными устройствами по концам штабеля или естественным осыпанием бревен (при грейферной перегрузке).
Улучшение условий труда на перегрузочных работах с лесными грузами и обеспечение их безопасности связаны с повсеместным переходом на пакетный способ перегрузки и применением автоматических грузозахватных приспособлений.
Основные требования безопасности труда при перегрузке навалочных грузов (цемент, апатит, нефелин, глинозем и др.) заключаются в применении для их перегрузки таких машин, которые исключили бы необходимость нахождения людей в зонах выполнения работ (трюмах судов, вагонах, складах и т. п.).
В тех случаях, когда в порту отсутствуют специализированные машины, навалочные грузы перегружают грейферными кранами, при этом запрещается находиться людям в зоне их работы (в трюмах судов, вагонах, на штабеле груза и т. п.).
Наиболее трудоемкими и опасными являются работы по зачистке трюмов судов от остатков навалочных грузов. Эти работы выполняются в ряде случаев вручную. Чтобы обеспечить безопасность портовых рабочих при работе в трюме, назначают сигнальщика, который должен находиться на борту судна. По его сигналу разрешаются спуск и перемещение грейфера. Во время опускания и наводки на груз, а также при подъеме грейфера рабочие должны находиться от него на расстоянии не менее размаха челюстей грейфера.
В качестве средств механизации при зачистных работах используются различные зачистные машины, механические лопаты и другие устройства. Не допускается в этом случае присутствие рабочих в зоне движения канатов механических лопат и против загребающих устройств штивующих машин. Пылящие и вредные грузы зачищают трюмными машинами с дистанционным управлением, имеющими специальные устройства, которые защищают водителя от токсичных веществ.
Переработка пылевидных грузов (цемента, апатита, нефелина и др.), перевозимых в судах навалом, допускается только специальными перегрузочными установками, машинами или устройствами, исключающими интенсивное пылеобразование и вынос пыли в окружающую среду.
При возникновении на отдельных рабочих местах запыленности, которая превышает предельно допустимые концентрации, рабочие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты – респираторами, очками, противопыльной одеждой и т. п.
Минерально-строительные грузы, в частности песок, перегружают в основном наиболее производительным гидромеханизированным способом. Опасными операциями при этом являются укладка грунтопроводов, формирование штабеля бульдозерами, передвижение по намытому грунту. При выгрузке песка из судов гидромеханизированным способом необходимо использовать дренажные устройства для отвода воды.
Работа бульдозеров и трубоукладчиков, используемых при перегрузочных работах, разрешается только после прекращения подачи пульпы и стока воды с карты намыва. Подъем бульдозеров на штабель намытого песка допускается при угле до 25°, а спуск со штабеля — под углом до 30°. Машины, работающие на территории намыва, должны обеспечиваться спасательными канатами. По намытому грунту или вокруг водосбросных колодцев следует ходить только по настилу.
Специфические требования по безопасности труда предъявляются к условиям применения в порту контейнерной транспортной системы, в которую входят пакеты, транспортные средства, контейнеры, а также средства механизации их загрузки, разгрузки и перегрузки. Наиболее экономичной и эффективной является перегрузка грузов, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах. Перегрузка контейнеров и особенно крупнотоннажных – производственный процесс, который требует организационных и технических мер безопасности труда. Эффективность перегрузки контейнеров и особенно безопасность труда существенно возрастают при автоматизации процесса застропки и отстропки. В связи с этим для выполнения перегрузочных работ следует широко использовать автоматические и полуавтоматические грузозахватные устройства, что исключает или сокращает нахождение портовых рабочих на крышах контейнеров.
В порту контейнеры складируют на специально отведенных площадках в соответствии с технологическими картами. Высота складирования их зависит от применяемого способа застропки. Так, при ручной застропке и отстропке высота складирования контейнеров не должна превышать двух ярусов, при использовании автоматических грузозахватных устройств, которые исключают пребывание портовых рабочих на контейнерах, она допускается до четырех ярусов.
В ряде случае в портах возникает необходимость загрузки или разгрузки самих контейнеров. Эти операции могут осуществляться вручную или комплексно-механизированным способом с применением переносных мостков для обеспечения плавного въезда и выезда электропогрузчика и безопасного продвижения рабочих. Грузозахватные устройства, используемые для перегрузки крупнотоннажных контейнеров, оборудуют специальными датчиками и средствами сигнализации для определения положения поворотных штыковых замков. Особое внимание при загрузке крупнотоннажных контейнеров надо уделять равномерному размещению груза в них. При выполнении перегрузочных работ по складированию крупнотоннажных контейнеров запрещается находиться в зоне работ.