Единые педагогические требования
Все сотрудники лагеря должны помнить и осознавать, что в лагере нет чужих детей, все дети - общие, все дети - наши. И у руководства лагеря, и у вожатых и воспитателей одинаковые цели: обеспечить детям полноценный отдых, чтобы все дети вернулись домой живыми и здоровыми, хорошо отдохнувшими, набравшимися сил и энергии к следующему учебному году, получив массу новых положительных впечатлений. В условиях рынка появляется дополнительная цель - чтобы в следующем году ребенок захотел приехать именно в этот лагерь.
Цели одинаковые, соответственно и требования к детям должны быть одинаковые. В первую очередь, это требования, касающиеся безопасности пребывания детей в лагере, их жизни и здоровья. Например, если один вожатый запрещает детям курить на территории, то и другой должен также придерживаться этого.
Желательно, еще до начала лагерной смены собрать весь коллектив лагеря и обговорить основные требования и правила поведения в лагере. И, если педагоги, стараясь создать доброжелательную атмосферу в лагере, улыбаются и говорят ласковые слова ребенку, а повар или медсестра может ему нагрубить, то у ребенка все равно испортиться настроение. Поэтому важно согласовывать свои действия и свои позиции со всеми членами коллектива. Тогда в лагере ребенку будет хорошо и комфортно.
Далее представлен кодекс корпоративной этики, включающий единые педагогические требованияРОПО «ЮгА».
Мы, члены Ростовского областного педагогического отряда «ЮгА», придерживаемся в работе следующих принципов:
1. Результативность работы в лагере мы ставим выше любых личных целей.
2. Мы воздерживаемся от выражения любой неконструктивной критики в адрес кого-то лично из организаторов или участников лагеря, а конструктивную высказываем только лично человеку без присутствия третьих лиц. Высказывая конструктивную критику отряду в целом, мы воздерживаемся от обидных или несущественных замечаний.
3. Закон 0:0 мы считаем одним из важнейших и на все мероприятия обеспечиваем явку отряда вовремя.
4. Мы умеем планировать свой график работы, расставлять и выполнять рабочие задачи в порядке важности и сложности
5. Мы не боимся брать на себя ответственность за конкретную часть работы в лагере и строго выполнять данные нам задачи. В то же время мы не берем на себя сверх того, что в состоянии выполнить.
6. Мы относимся ко всем событиям и людям объективно, не примешивая в работу личные привязанности, симпатии или антипатии
7. Во время проведения кем-то игры, тренинга, лекции и мероприятия мы не позволяем себе комментировать деятельность ведущего. После проведения игры возможен комментарий о других подобных вариантах игры, однако критика ведущего осуществляется строго наедине с ним (см пункт 3).
8. Мы четко умеем ставить перед собой и объяснять другим цели и задачи любых проводимых нами мероприятий.
9. Мы воздерживаемся от курения и принятия спиртных напитков в присутствии участников лагеря. Мы своим примером и словами пропагандируем здоровый образ жизни!
10. Мы не выдаем никакой личной информации (возраст, вредные привычки, семейное положение и т.д. и т.п.) о других членах оргкомитета.
11. Мы уважаем личное время друг друга и на планерках говорим коротко и по существу о состоянии дел в отряде и планах на завтра.
12. В рамках лагеря мы считаем недопустимым повышать голос на кого бы то ни было по любой причине, а также использовать ненормативную лексику. Мы стараемся всегда и при любой ситуации создавать атмосферу комфорта, благожелательности и хорошего настроения.
13. Мы всячески пытаемся беречь свое здоровье и здоровье коллег, разумно распределять свои силы в целях сохранения работоспособности на весь период работы
14. Мы постоянно стараемся повысить свой уровень профессионализма, знакомимся с методической литературой и новыми разработками.
15. В рамках лагеря мы не допускаем никакой дискриминации по любым признакам. Мы содействуем достижению взаимопонимания представителями разных национальностей и.д.
16. Мы всегда открыты для сотрудничества и обмена опытом с любыми заинтересованными лицами.
17. Мы прилагаем все усилия для создания позитивного имиджа педотряда «ЮгА», лагеря, в котором работаем и оргкомитета этого лагеря. Мы прививаем участникам лагеря уважение к символике, гимну РСМ и его работе, а также к работе самого педагогического отряда «ЮгА».
18. Мы воздерживаемся от любых любовных связей во время смены c участниками лагеря.
19. Мы придерживаемся норм ЕПТ (единых педагогических требований), ставим перед всеми участниками лагеря одинаковые правила, запреты и разрешения. Мы не разрешаем того, что запрещают другие кураторы, и наоборот. Во всех спорных случаях мы сначала принимаем коллективное решение оргкомитетом, разрешать что-либо или нет, а потом действуем в соответствии с этим решением.
20. Мы умеем признавать свои ошибки и брать ответственность за них на себя, не ища других виновных.
21. Мы не упускаем случая похвалить своих подопечных или коллег.
22. Мы никогда не теряем присутствия духа.
23. Проводя любую игру или тренинг, мы четко оговариваем правила
Должностные обязанности вожатого.
Отвечать за благополучия детей в период работы в лагере (благополучия: физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное).
Вожатый обязан:
· Следить за здоровьем и гигиеной воспитанников.
· Проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, в которых возможна травма детей, знать, где находятся все его дети в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте.
· Соблюдать дисциплину, составить четкий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей.
· Не создавать ситуации, в которых возможна психологическая травма детей, не применять манипулятивные техники, агрессивные и жесткие методики, а также методики в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.).
· Создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, создавать условия для развития чувства эмоционального комфорта.
Обеспечивать личностный рост каждого ребенка.
Вожатый не имеет право выделять «любимчиков» из отряда, каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребенок особенный по своему и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.
Вожатому следует:
· Знать об индивидуальных особенностях каждого ребенка, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
· Помогать ребенку строить собственные планы и давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
· Учить ребенка общаться с взрослыми любого возраста.
· Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.
· Создавать условия, в которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому.
· Хвалить ребенка только за конкретные успехи и поступки.
Сплачивать детский коллектив.
Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.
Вожатый должен знать межличностные отношения в отряде, решать детские конфликты.
Вожатому нельзя держаться изолированно, дистанционно от детей, отговариваясь тем, что вожатый должен давать свободу детям.
Содействовать успешной реализации программы.
Вожатый должен:
· Проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной лагерем программе.
· Привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией лагеря для детей.
Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.
Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в лагере и отдельные мероприятия в присутствии детей.
Сплачивать педагогический коллектив.
Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.
Вожатому следует преследовать совместно поставленные общие цели, участвовать в общественной жизни педагогического коллектива лагеря.
Не разрешается:
- Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
- Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.
- Навязывать детям свою волю.
- Держаться изолированно от детей.
- Проявлять самоуправство и неподчинение.
- Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
- Быть безразличным к недисциплинированности детей.
- Заниматься своими личными делами в рабочее время.
- Позволять равнодушное отношение к детям, быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
- Потакать ленивым.
- Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
- Вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.
- Срывать свое настроение на детях.
- Командовать.
- На пляже загорать, не обращая внимания на детей.
- Унижать и смеяться над ребенком.
- Акцентировать внимание на «влюбленных» в отряде.
- Запрещать что-либо, а потом позволять это же.
- Появляться перед детьми «нечищеным, мятым».
- Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики во время лагерной смены.
Невредные советы вожатому
1. В лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.
2. Хороший вожатый – это тот, у которого больше всего душа болит о том, что нужно детям. И он потому всегда немного мученик.
3. Для вожатого особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения – ремесленник.
4. Талант вожатого – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.
5. Воздействуя на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают.
6. Творящие дети дурного не натворят.
7. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
8. Не делай ничего за ребят, делай с ними.
9. Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных.
10. Добрый вожатый – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
11. Вожатый должен быть с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
12. Умей выслушать и услышать каждого ребенка.
13. Сначала «включай» сердце ребенка, потом голову, а потом руки.
14. Главная «тропа» вожатого – справедливость.
15. Старайся ничему не учить ребенка напрямую – учись сам.
16. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
17. Выходя играть, всегда имейте больший запас игр, чем нужно.
Что нужно знать о детях?
Возрастные особенности детей и
прогнозируемые трудности в работе с ними
Знание возрастных особенностей поможет вожатому найти общий язык с детьми, правильно выстроить свою работу с детским коллективом, подобрать игры и дела, которые ребятам будут интересны и увлекательны.
Дети младшего возраста (5-8 лет)
Общее управление телом хорошее координация глаз и рук улучшается к 7 годам. Быстрая утомляемость, особенно при однообразных движениях. Слабая мускулатура спины и брюшного пресса, нарушениеосанки. Руки и ноги растут быстрее тела.
Высокий уровень активности, кризис 7 лет-«кризис непосредственности». Любознательны. Мышление конкретное. Подвижны. Не умеют концентрировать внимание на чем-то одном. Высокий авторитет взрослого. Желание научиться различать - что такое хорошо и что плохо. Лучшая награда- похвала. Считают друзьями тех, кого видят чаще других.
Совет: организуйте подвижные игры при ограничении прыжков и бега. Используйте ритмические виды деятельности, пение, театральные постановки. Предоставляйте детям свободу действий, развивайте их способности.
Возможные проблемы и варианты их решения:
-Тоска по дому - решение: Отвлечь интересными делами, переключить внимание
- Задают множество вопросов - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
-Быстро утомляются- Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, в труде.
- Не имеют навыков самообслуживания (не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.)- Терпеливо приучать к порядку.
- Неуверенны в себе- Дать нагрузку с учетом из возможности и состояния здоровья, не акцентируя на этом внимание
- Готовы пробовать все на вкус- Рассказать о ядовитых ягодах и растениях.
- Потеряли интерес к занятиям, рассеянное внимание- Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени.
-Слезы и страхи в темноте- Не оставлять ребенка одного в темноте.
- Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых- Стремится не подавать им дурного примера
- Впечатлительны - Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки»
- Постоянно рискуют, склонны к травматизму- Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности
Дети среднего возраста (9-11 лет)
Рост девочек опережает рост мальчиков. Начинается процесс полового созревания. Учащается сердцебиение. Чаще появляется головная боль. Ускоряется развитие скелета, рук, ног. Активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек. Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны. Часты беспокойные состояния. Шумны, спорят, влюбчивы. Боятся поражения, чувствительны к критике. Интересы постоянно меняются. Мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых. Укрепляется волевая сфера. Бурно проявляются эмоции. Повышенное стремление к спорам, неуступчивость. Стремятся испытать себя в активной практической деятельности. Поручения выполняют легко и охотно. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Совет: Поощряйте детей. Организуйте коллективные спортивные игры и соревнования, занятия по интересам. Организуйте разумное руководство пробуди в ребятах интерес к окружающему миру. Используйте виды деятельности, которые дают простор проявления мускульной активности.
Возможные проблемы и варианты их решения:
- Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости- Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей
-Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление нецензурных слов, использование косметики и украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия- Проводить разъяснительную работу с привлечением специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению режима дня.
- Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
-Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры- Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
- Появление тайн, озорство, шалости- Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать игры с элементами романтики.
Дети подросткового возраста (12-14 лет)
Активность – потребность свободного применения своих сил и возможностей – остро ощущаемая потребность этого возраста.
Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.
Но в то же время у подростка имеется довольно большой жизненный опыт. Нередко опыт довольно суровый.
Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.
В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не отстать от друзей; «быть как все», других – выделиться среди сверстников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.
В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полового созревания, у мальчиков начинается.
Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную возбудимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.
Совет: проводите коллективные игры(различные для мальчиков и девочек), отдавай предпочтение спортивным играм, используй энтузиазм.
Дети старшего подросткового возраста (14-16 лет)
Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями, завершается рост скелета, усиливаются различия среди детей, развивается мужское и женское поведение.
Ориентация на мир взрослых, достижение личностного самоопределения, желание поставить себя в позицию взрослого. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Наблюдается беспокойство о своей внешности, рождается первая любовь,растет социальная активность, профессиональное самоопределение, кризис «независимости», проявляется тяга к самопознанию, к принятию ответственности.
Совет: оказывайте помощь подросткам в принятии их своими сверстниками, постройте руководство поведение подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых, создавай необходимые условия для отдыха, организовывайте для мальчиков спортивные соревнования, а для девушек - активные дела.
Развитие временного детского коллектива
Конечно, настоящий сплоченный коллектив возникает не сразу, в своем развитии он проходит несколько стадий, знание которых облегчает вожатому взаимодействие с детьми.
Стадии развития детского коллектива:
1. ориентация
2. конфликты
3. доверие
4. самостоятельность
5. расставание
Начнем, прежде всего, с организации отряда. Он может быть создан по разным принципам: в соответствии с возрастом детей либо разновозрастный, может быть сформирован по интересам; сейчас в крупных лагерях черноморского побережья появилась еще одна тенденция - создаются отряды по территориальному принципу (так как ребята с одной территории заезжают одновременно). Практически в любом случае возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава.
1 стадия.Ориентация- это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное - знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой ибезболезненной адаптации детей.
2 стадия. Конфликты.Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микро групп в коллектив.
Задача вожатого в данный период - помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
3 стадия.Доверие. Это стадия характеризуется появлением привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание,взаимная поддержка.
На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
4 стадия.Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, решать возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз - «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые самые».
Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
5 стадия.Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.
Лидер и лидерство, виды лидерства
Лидерство- это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (А.С. Чернышев)
Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом (А.А. Ершов).
Лидеры есть в каждом коллективе. В организационный период вожатому необходимо выявить лидеров среди детей, для того, чтобы в дальнейшем учитывать в своей работе их влияние на детский коллектив. С самого начала необходимо найти общий язык с лидерами детского коллектива, завоевать их авторитет, чтобы в дальнейшем не возникало ситуаций, когда детский лидер и вожатый настраивают ребят друг против друга, вносят разлад в деятельность коллектива в целом.
Для того, что бы выявить ребят с лидерским потенциалом и лидерскими способностями, необходимо провести игры, упражнения и творческие конкурсы на выявления лидера (см. часть II).
· Существует особый вид игр (упражнений), в процессе которых группе предстоит решить какую - либо задачу, приняв определенное совместное решение. И успешность работы группы зависит от успешности каждого ее члена, от его вклада в общую победу. При выполнении данных упражнений ярко выделяются те люди, которые могут организовать деятельность группы, проявить инициативу, подать идею или поддержать дух группы при выполнении задания.
· Организовать творческие конкурсы со сменой лидера. Для этого необходимо разбить весь коллектив на несколько микрогрупп и дать творческое задание. После выполнениякоторого следует провести анализ и в каждой группе определить одного человека, который внес наибольший вклад в работу группы. Затем попросить этих лидеров поменяться местами, занять место в другой группе, и вновь провести творческий конкурс. И так несколько раз. Те ребята, которые несколько раз в разных группах становились лидерами, те, скорее всего и будут проявлять свои лидерские качества в дальнейшей работе всего коллектива.
Чем большее количество ребят вы задействуете при флормировании органов самоуправления в отряде, тем легче будет организовать работу в течении смены.
Типология лидерства
Тип лидеров | Основание для типологии | ||||
· Формальный (официальный) · Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) · Смешанный | Сфера взаимоотношений | ||||
· лидер по определению путей к достижению групповой цели · лидер по оптимальному решению технических задач · лидер по установлению психологического климата · лидер по содержанию групповой атмосферы | Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе | ||||
· лидер-инициатор · лидер-организатор (деловой лидер) · лидер-эрудит · лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) · лидер-умелец | Функции, реализуемые лидерами | ||||
· инструментальный лидер (функциональный лидер) · эмоциональный лидер · универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) | Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная | ||||
· лидер-организатор (лидер-созидатель) · лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) | С позиции организованности | ||||
· универсальный лидер (лидер в любой обстановке) · ситуативный лидер | Характер деятельности | ||||
· авторитарный лидер · демократический · пассивный (либеральный) · смешанный | По стилю руководства | ||||
Стили руководства Особое внимание стоит уделить стилям руководства. Ими руководствуются вожатые при выборе манеры поведения с отрядом на разных этапах смены. | |||||
Критерий | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Пассивный (либеральный) стиль | ||
Природа стиля | · Сосредоточие всей власти и ответственности в руках лидера · Прерогатива в установлении целей и выборе средств · Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху | · Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров · Принятие решений раздельно по уровням на основе участия · Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях | · Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации · Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме · Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе | ||
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера | ||
Слабые стороны | Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы | Демократический стиль требует много времени | Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства | ||
На разных стадиях развития временного детского коллектива вожатому следует придерживаться определьных стилей руководства отрядом.
Стадии развития коллектива | Стиль лидерства | Пояснения |
Ориентация | Авторитарный | Происходит формирование коллектива, вожатому важно завоевать авторитет, ребятам необходимо донести важность соблюдения правил и законов лагеря и отряда |
Конфликты | Смешанный (авторитарно- демократический) | Стоит делегировать полномочия органам самоуправления в отряде, но чутко отслеживать и правильно выходить из всех конфликтных ситуаций |
Доверие | Демократический | Роль вожатого – контроль за соблюдением правил и законов лагеря и отряда |
Самостоятельность | Либеральный | Ребята уже заслужили доверие и им можно в большинстве ситуаций предоставлять право самостоятельного выбора (это не должно противоречить правилам лагеря) |
Расставание | Смешанный (либерально-демократический) | Ребята чувствуют свободу, появляется чувство безнаказанности, возможно участившие попытки порчи имущества и попытки нарушения правил. Вожатому следует проявлять особоевнимание к отряду |
Система стимулирования детей
Система стимулирования (поощрений и наказаний) - это особый инструмент, поддерживающий мотивацию ребенка к достижению определенных успехов в деятельности. В данной системе выделяют 2 вида стимулов: внешние и внутренние.
К внешним стимулам относятся:
1. Нематериальные (хорошо, если существует особый ритуал признания вклада ребенка в общее дело):
· Похвала индивидуальная и публичная,
· Выражение одобрения, положительная оценка в присутствии сверстников и родителей,
· Благодарность устная и письменная,
· Аплодисменты,
· Привилегии (например, встречать гостей, поднимать флаг, разжигать костер и т.д.),
· Книга рекордов, стенды достижений, личные и коллективные рейтинги,
· Присвоение звания (в соответствии с установленными в программе ступенями личностного роста),
· Вручение какой-либо отличительной символики,
· Поздравление на «огоньке», в отрядном уголке, по радио, и т.д. или же наоборот,
· Замечания,
· Предупреждения, ведущие к ограничениям и запретам.
2. Материальные:
· Вручение вымпелов, кубков, лент за победы,
· Награждение знаками, значками, установленными в лагере как особые виды поощрения,
· Вручение грамот, дипломов,
· Призы (сладкие и памятные),
· Условная валюта (если на смене реализуется экономическая игра),
· Бонусы.
К внутренним стимулам относятся интерес, самопознание и саморазвитие, преодоление комплексов и страхов, самонаказание и самопоощрение др.
Вожатый до начала смены должен продумать систему стимулирования детей в отряде, соответственно, и в лагере может существовать общая система стимулирования.
Наказание- это наставление провинившемуся, оценка отрицательного поведения, меры сдерживания поступков, действий, качеств, мешающих людям нормально жить и общаться друг с другом. В лагере приемлемы следующие виды наказания:
· Временная смена дружеской позиции в общении на официальную или нейтральную
· Обсуждение на «огоньке» поступка ребенка (но не его личности)
· Разговор с ребенком о его поступке, поведении
· Штраф (игровой валютой)
Наказание тогда значимо, эффективно, когда:
· Поддержано большинством членов коллектива
· Не унижает человеческого достоинства, не озлобляет и не оскорбляет человека
· Не несет физического характера
· Когда оно соразмерно поступку и понятно ребенку
· Когда оно исчерпывает конфликт, а не порождает новый.
Логика развития лагерной смены
Здесь мы будем говорить о развитии лагерной смены. А для начала представим смену в виде схемы, где попытаемся найти место:
позиции вожатого;
основному виду деятельности;
массовым (общелагерным) мероприятиям;
отрядной работе;
межотрядной работе;
играм;
трудностям и кризисам.
Итак, смена…