Реабилитация средствами физической культуры
Ведущая роль в медицинской реабилитации принадлежит методам физического воздействия, и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив направление, или вид, под названием «физическая реабилитация». Физическая реабилитация — система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки.
В 2002 г. приказом Госкомспорта России утверждены «Перечень типов государственных учреждений и общественных организаций,
осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту» и «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования спортивно-адаптивной направленности для инвалидов и лиц с отклонениями в развитии».
Среди нормативных документов, регулирующих деятельность но организации спортивно-оздоровительной реабилитационной работы с инвалидами, следует отметить Постановление Минтруда России от 2000 г. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик-работников физической культуры и спорта Российской Федерации». Этим постановлением, принятым по инициативе Госкомспорта России, впервые в истории нашей страны введены должности работников физической культуры специально для проведения занятий с инвалидами — тренер-преподаватель по адаптивной физкультуре и инструктор-методист по адаптивной физкультуре. Эти должности предназначены для включения в штат физкульту^но-спортивных клубов инвалидов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью «использования средств и методов физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов». В соответствии с введенными специальностями был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В настоящее время ряд вузов страны уже осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов по адаптивной физкультуре, Госкомспортом России утвержден «Порядок присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам по адаптивной физкультуре» (2001).
Адаптивная физкультура представляет собой новое направление в отечественной системе реабилитации инвалидов. Это часть физической культуры, предназначенная для людей со стойкими нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов, направленная на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей.
Специальность «Адаптивная физкультура» создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, биохимии, общей и частной патологии, медико-социальной экспертизе, физическом воспитании, психологии.
На специалиста по адаптивной физкультуре возлагаются оценка функциональных способностей инвалида и поиск возможности их физического восстановления, проведение контроля физической работоспособности в период реализации программы физической
адаптации, обучение пользованию техническими средствами в целях физического восстановления.
Вынесение решения о рекомендации какой-либо спортивной нагрузки для инвалидов требует знаний об особенностях инвали-дизирующих заболеваний, представлений о физиологических механизмах воздействия спортивных нагрузок на отдельные системы и организм в целом. Это делает очевидной необходимость тесного взаимодействия врача, реабилитолога и специалиста по адаптивной физкультуре.
Подбор и оптимизация физической нагрузки — достаточно сложная задача и зависят от множества факторов. Во время тренировок оптимальной будет комбинация упражнений различной интенсивности, цикличности, быстроты, силы, выносливости, что необходимо практически во всех видах спорта, доступных инвалидам, как в индивидуальных, так и в командных видах.
Среди средств физической реабилитации большое место отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
Суть тренировки — в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма рольного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой — развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия можно восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы.
1. Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и про-
фессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности.
2. Сознательность. Только сознательное и активное участие са
мого больного в процессе реабилитации создает необходимые
психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилити
руемого, что повышает эффективность реабилитационных ме
роприятий.
3. Принцип постепенности особенно важен при повышении фи
зической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивнос
ти, количеству упражнений, числу их повторений, сложности
упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении
всего процесса реабилитации.
4. Систематичность — основа лечебно-воспитательной трени
ровки на протяжении всего процесса реабилитации, продолжаю
щегося порой до нескольких месяцев и лет. Только систематически
применяя различные средства реабилитации, можно обеспечить до
статочное, оптимальное для каждого больного воздействие, позво
ляющее повышать функциональное состояние его организма.
5. Цикличность — чередование работы и отдыха с соблюдением
оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнения
ми, либо между двумя занятиями). Если очередное занятие при
ходится на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки
суммируются и функциональные возможности повышаются до но
вого, более совершенного уровня.
6. Системность воздействия (или поочередность), т.е. последо
вательное чередование исходных положений и упражнений для
различных мышечных групп.
7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических уп
ражнений, т.е. 10— 15 % физических упражнений должны обнов
ляться, а 85 — 90% — повторяться для закрепления достигнутых
успехов лечения.
8. Умеренность воздействия средствами физической реабилита
ции означает, что физические нагрузки должны быть умеренны
ми или дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок
состоянию пациента.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения — мощный стимулятор жизненных функций организма человека.
ЛФК выступает не только лечебно-профилактическим средством, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК способствует активному участию больного в лечебном и реабили-
тационном процессах. В основе участия больного в лечении лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура выступает не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.
Особенности метода лечебной физкультуры. Воснове ЛФК лежит использование биологической функции организма — движения, которое служит основным условием роста, развития и формирования организма, стимулируя активную деятельность всех его систем и способствуя повышению его общей работоспособности. ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексной физической реабилитации ЛФК успешно сочетается с медикаментозной терапией и с различными физическими методами.
Одна из характерных особенностей ЛФК — дозированная тренировка физическими упражнениями, которая пронизывает весь ход лечения и реабилитации. Различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Цель специальной тренировки — развитие функций и восстановление органа, вовлеченного в патологический процесс. Применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаг (дыхательные упражнения при пневмонии, упражнения для разработки парализованных конечностей и т.д.).
Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений.Научные достижения физиологии, анатомии, биомеханики, биохимии мышечной деятельности, спортивной медицины, теории физического воспитания и других дисциплин позволяют правильно оценивать влияние физических упражнений на организм человека. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека. Без мышечной работы человек не может ни познавать природу, ни воздействовать на нее. В организме больного человека происходят различные структурные и функциональные нарушения, но одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, меняется обмен веществ. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезней, вызвать ряд осложнений. ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие (стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсации, улучшая обмен веществ и репаративные процессы, восстанавливая нарушенные функции), с другой — уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности.
Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдаются подавление и ослабление этой способности. Сознательная физическая тренировка, посредством которой стимулируются физиологические процессы, увеличивает возможность больного организма в развитии приспособительных процессов. По мнению В.Н.Мошкова, полнота приспособления и есть полнота здоровья. Как отмечали И.М.Сеченов, И.П.Павлов, С.П.Боткин и др., в развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система. Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительными, слуховыми, тактильными и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. Центральная нервная система (ЦНС), в свою очередь, формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие существует между внутренними органами и ЦНС. В оценке физиологического действия физических упражнений необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние больного. Положительные эмоции, возникающие при занятии физическими упражнениями, стимулируют физиологические процессы в организме больного и в то же время отвлекают его от болезненных переживаний, что имеет большое значение для успеха лечения и реабилитации.
Помимо ведущего значения нервного механизма регуляции физиологических функций большую роль играет гуморальный механизм. При выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), стимулирующие работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, улучшая их кровоснабжение. Химически активные вещества влияют на нервную систему. Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.
Тонизирующее влияние физических упражнений заключается в стимуляции интенсивности биологических процессов в организме и обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы двигательному аппарату, одновременно возбуждает центры вегетативной нервной системы. Усиление деятельности желез внутренней секреции улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе и иммунобиологические.
Чередование упражнений, усиливающих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным напряжением, в быстром темпе), с упражне-
ниями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.
Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни.
Механизмы формирования компенсации. В процессе лечения и реабилитации больных действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций, т.е. временного или постоянного замещения нарушенных функций, когда изменяется или усиливается функция либо поврежденного органа, либо других органов и систем. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. При нарушении функции жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу. Например, при ослаблении сократительной способности сердца и уменьшении в связи с этим систолического объема крови учащаются сокращения сердца, таким образом обеспечивая необходимый минутный ее объем. Регуляция процессов компенсации происходит по рефлекторному механизму. Пути формирования компенсаций установлены П.К.Анохиным. Согласно его теории, сигналы о нарушении функций поступают в центральную нервную систему, которая перестраивает работу органов и систем таким образом, чтобы компенсировать изменения.
Физические упражнения способствуют появлению новых мо-торно-висцеральных связей и тем самым ускоряют формирование компенсаций, делают их более совершенными. Так, при нарушении функции дыхания занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях.
Механизмы нормализации функций. Нормализация функций заключается в восстановлении функций как отдельного поврежденного органа, так и всего организма под влиянием физических упражнений.
Для полной реабилитации недостаточно восстановить строение поврежденного органа, необходимо также нормализовать его функции и восстановить правильную регуляцию всех процессов в организме. Физические упражнения помогают восстановить моторно-висцеральные связи, оказывая нормализующее действие на регу-
ляцию функций организма. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы. Возникающий при мышечной деятельности мощный поток импульсов с проприо- и итерорецепторов может существенно изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содействовать угасанию патологических временных связей. По мнению А. Н. Крестовникова и других, создание в коре головного мозга новой, более сильной доминанты вызывает ослабление и исчезновение ранее доминировавшего «застойного болезненного очага».
Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводит к исчезновению двигательных расстройств. Например, при параличе мышц вследствие парабиотических состояний 'при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических явлений и восстановлению движений. Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций, которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и др.
Средства, формы, содержание метода ЛФК.В ЛФК для лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, т.е. выполняемые мысленно, прогулки, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц), игры, естественные факторы (солнце, воздух, вода), лечебный массаж, а также дополнительные средства — трудотерапия и механотерапия. Под трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью специальных подобранных трудовых процессов. Механотерапия — особый вид физических упражнений, выполняемых на специальных аппаратах, для развития движений в отдельных суставах и группах мышц. Аппараты-тренажеры позволяют строго дозировать воздействие на пораженные суставы или мышцы. Постепенность нарастания нагрузки обеспечивает выраженный лечебный эффект. Метод применяется при стойких двигательных нарушениях вследствие травм и повреждений костно-мышечной системы, для предупреждения контрактур (тугоподвижности) суставов.
Физическая культура показана всем здоровым не только как оздоровительное, но и как профилактическое средство. Особенно она необходима тем лицам, которые хотя и здоровы, но имеют какие-либо факторы риска к различным заболеваниям.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы суть и принципы реабилитации средствами физической
культуры?
2. В чем заключается клинико-физиологическое обоснование лечеб
ного действия ЛФК?
3. Каково значение ЛФК для социальной реабилитации инвалидов?
Литература
1.Адаптивная физическая культура и функциональное состояние ин
валидов: Учеб. пособие / С. И. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова,
А.А.Солодков. — СПб., 1996.
2. Сулимцев Т. И., СахноА.В. Медико-педагогические аспекты оздоро
вительной физической культуры различных категорий населения, вклю
чая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов: Учеб. пособие. — Мала
ховка, 1993.
3. Физическая реабилитация: Учебник для академии и ин-тов физиче
ской культуры / Под ред. С. Н. Попова. — Ростов-на-Дону, 1999.
4. Валеев Н. М. Основы физической реабилитации: Лекция для студен
тов РГАФК специализации «Физическая реабилитация». — М., 1998.
5. ЛФК в системе медицинской реабилитации: Руководство для вра
чей / Под ред. А.Ф.Каптелина, И.П.Лебедевой. — М., 1993.
6. Физическая культура для лиц с нарушенным интеллектом: Учеб.
программа. — Омск, 2000.