Основные стратеги поведения по Р. Бейлзу
Http://obekasova.narod.ru/mgopu.html
Тема № 6.
Межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Предварительные знания того, что
Собираешься сделать, дают смелость и ловкость.
Дидро
Действие – главное содержание общения. Общаясь, мы постоянно совершаем определенные действия и постоянно реагируем на действия партнеров. Мы реагируем на действия партнеров по общению, каждый раз по-особенному интерпретирую их. От чего зависит такое восприятие? За одними и теми же словами партнеров могут стоять разные действия. Что позволяет понять смысл действий партнера?
Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации, также очень важно уметь соотнести действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и, соответственно, их действия в одной и той же ситуации могут быть разными.
Существует несколько общеизвестных подходов, позволяющих проанализировать ситуации и правильность выбора действий.
Подход к анализу ситуаций, в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа. Эрик Берн «Игры в которые играют люди» и М. Джеймс и Д. Джонджевал «Родиться, чтобы победить», Т. Харрис «Я – о овей – ты – о кей».
Транзактный анализ
Разработан в США в 1955 году.
Транзакция – действие (акция), направленное на другого человека, это единица общения, транзактный стимул, исходящий от определенного эго-состояния агента, плюс транзактная реакция определенного эго-состояния респондента. Транзакция, как составная часть социального действия.
Транзактный анализ:
1) психотерапевтическая система, основанная на анализе транзакций и серий транзакций, осуществляемых в течение терапевтических сеансов.
2) теория личности, основанная на изучении специфических эго-состояний.
3) Теория социальных действий, основанная на тщательном анализе транзакций, исчерпывающее и завершенное распределение их по классам в соответствии с тем, какое из основных эго-состояний принимает в ней участие.
4) Анализ единичных транзакций при помощи транзактных схем,
все это и составляет транзактный анализ.
Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Существуют несколько вариантов для определения этих позиций.
Самое максимальное применение схем транзактного анализа разработано Э. Берном.
Основные понятия:
Ø состояния ЭГО - относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Э. Берн выделяет три:
o родитель (Р) –это такое состояние ЭГО, чувства, установки и привычное поведение которое относятся к роли родителя. Родительское Я подразделяется на: заботливого родителя и критического родителя. Родительское Я состоит из правил поведения, норм; позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, обеспечивает успех в ситуациях дефицита времени (мыть руки или нет). Позиции Р – роль отца, старшей сестры, педагога, начальника.
o Состояние взрослого (В) обращено к реальной действительности. Эго-состояние, ориентированное на объективную, независимую обработку информации и отработку вероятностей. Это состояние принимает и перерабатывает информацию и принимает решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность. Отличается от родительского тем, что помогает адаптироваться в уникальных ситуациях, требующих размышлений, дающих свободу выбора, необходимость осознания последствий и ответственности решений. Функции В – проверка того, что заложено в нашем Родительском/Детском «Я». Роли В – сосед, случайный прохожий, подчиненный, знающий себе цену и т.д.
o Состояние ребенка (Рб) - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Адаптированный ребенок отвечает за реализацию родительских директив. Естественный ребенок автономен. Отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получения приятных впечатлений. Детское «Я» проявляется тогда, когда человек не чувствует в себе сил для самостоятельного решения или когда не может противостоять давлению другого человека. Роли – молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.
Важно, что согласно теории Э. Берна, Р, В и Рб – это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека. И которые далеко не всегда можно произвольно припомнить. Но они есть и оказывают ощутимое влияние на поведение человека.
Каждое «Я» выполняет свои функции и задачи, поэтому является жизненно важным. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения транзактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармоничны все три состояния.
Важно отметить, что одни транзакции приводят к оптимизации отношений, другие наоборот.
Различают:
· Параллельные трансакции – находятся на одинаковых позициях и ожидаются ответы именно с тех позиций, на которых стоят партнеры. Вопрос от В к Рб, ответ Рб для В.
· Пересекающиеся трансакции –это неправильное взаимодействие. Стороны демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия.
Пример. Приятель спрашивает, который час, а другой отвечает: «Ты что не можешь посмотреть на свои часы?».
· Скрытые трансакции – они включают в себя два уровня – явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. За внешней безобидностью скрывается обидный подтекст.
Позитив = параллельные транзакции, ссоры и конфликты = пересекающиеся.
Транзактный анализ нанимается изучением комплексных стереотипов поведения в стандартных ситуациях. Среди таких стереотипов поведения важную роль занимают игры.
Игры – стандартные цепочки трансакций. Общая черта таких игр – в основном отсутствие враждебности и подчинение определенных правил, договору.
Три типа: жертва, преследователь, избавитель.
Транзактный анализ исследует также одну из главных потребностей человека – потребность в структурировании времени. Т.е. нахождение какого-либо занятия с целью избавления от скуки, безделья, однообразия жизни.
Выделяют 6 способов упорядочения времени:
· Отстраненность (замкнутость) – отказ от общения,
· Ритуал – порядок проведения времени. Все заранее знают, кто и что будет делать.
· Деятельность – целенаправленные действия (свидание, мытье окон, проведение занятий, написание книг, подготовка к экзаменам и т.д.).
· Развлечения – участие в занятиях, которые приносят удовольствия.
· Игры – последовательность взаимодополнительных, содержащих скрытые компоненты трансакций, с заранее предопределенной, легко предсказуемой концовкой. Игры позволяют структурировать время в тех случаях, когда потребность в одобрении (поглаживании) очень велика, но ощущение неблагополучия препятствует достижению близости.
· Близость – отказ от первых 5 способов. Позиции партнеров «Я хороший – ты хороший».
Игры являются частью трансакций, которые называются сценариями.
Анализ сценариев – это метод выявления ранних бессознательных решений о том, как необходимо прожить жизнь.
В определенной степени рамки поведения и даже жизнедеятельности заданы и сформированы в детстве. Стереотипы поведения навязываются ребенку в семье, определяют его поведение и даже образ мыслей. В результате обучения, навязывания ребенку игр у него появляются «активные» стереотипы поведения и шаблоны «пассивного поведения».
Основные характеристики позиций
Родителя, взрослого и ребенка
Основные характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова Выражение | «Все знают, что ты не должен никогда…» «Я не понимаю, как это допускают…» | «Как?, «Что?» «Когда?» «Где?» «Почему?» «Возможно..» «Вероятно..» | «Я сердит на тебя!» «Вот здорово!» «Отлично!» «Отвратительно!» |
Интонации | Обвиняющие Снисходительны Критические Пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоционально |
Состояния | Надменное Сверхправильное Очень приличное | Внимательность Поиск информации | Неуклюжее Игривое Подавленное Угнетенное |
Выражения лица | Нахмуренное Неудовлетворенное Обеспокоенное | Открытые глаза Максимум внимания | Угнетенность Удивление |
Позы | Руки в бока Указывающий перст Руки сложены на груди | Наклонен вперед К собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанность, подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
Стили общения
Сколько стилей общения всего? На это достаточно трудно ответить, поскольку выбор стиля общения выбирается человеком в соответствии с его мировоззрением, положением в обществе, личностными характеристиками. Но если взять за основу готовность индивида к той или иной ситуации, то в стилях общения можно выделить 3 основных направления:
ü Ритуальное общение. Главная задача - поддержание связей с социумом, подкрепление представлений о себе. Много контактов со стороны (день рожденья).
Партнер – атрибут, его индивидуальные особенности не существенны, важны только его компетентность в отношении данного ритуала.
Важно – разобраться как себя вести и распознать ситуацию (уход из гостей).
Ритуальное общение редко обладает жизнью, оно является прологом к манипулятивному общению.
ü Манипулятивное общение. Главная задача – демонстрация партнеру достижения цели. Цель - «подсунуть» стереотип, который, как нам кажется, выгоден в данный момент. Если цель одинакова у обоих, то победит тот, кто окажется наиболее искусным манипулятором, тот кто лучше знает своего партнера, лучше понимает цели и владеет техникой. Это имеет широкое применение в деловом общении. (Типичный прием манипулятивного общения - тон по телефону, каким тоном и с кем ведется разговор).
Важно– следует отметить, что в некоторых случаях манипулятивыное общение может деформировать личность. Это происходит тогда, когда, в силу частого применения данной техники на профессиональном поприще, происходит виртуозное владение, следовательно успех, и далее как результат – человек начинает считать, что это единственно правильное общение. В дальнейшем все сводится к общению через манипулирование.
ü Гуманистическое общение. Главная особенность – ожидание изменений представлений обоих партнеров в процессе общения. Цели не закреплены, не запланированы – это скорее исповедальное, психотерапевтическое общение, связанное с настроением и целью партнеров, условиями, ситуацией, стереотипами. Здесь общение зависит от индивидуальности партнеров.
Важноотметить, что в данном стиле общения главный механизм воздействия - внушение (суггестия) поскольку это самый эффективный механизм воздействия. Важно помнить, что внушение обоюдно, поскольку партнеры доверяют друг другу, и результатом является не изменение точек зрения.
Основные стратеги поведения по Р. Бейлзу
Для решения задач экспериментальных исследований, психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения. Наиболее известна попытка такого рода принадлежит Р.Бейлзу. Он объявил наблюдаемые образы взаимодействия в целостную систему.
Ориентация
на собственные
цели
max *Противодействие *Сотрудничество
*Компромисс
min *Избегание *Уступчивость
min max
Ориентация
на цели другого
Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие.
Области взаимодействия | Основные поведенческие проявления |
Позитивные эмоции | Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия |
Решение проблем | Предложения указания Выражение мнений Выдача ориентаций |
Постановка проблем | Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях |
Негативные эмоции | Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антагонизма |
Стоит отметить, что эта система фиксирует только форму взаимодействий и не дает оценку того, по поводу чего происходит взаимодействие.
Бейлз считал, что выбор решения действия зависит от эмоционального переживания участников взаимодействия и от времени взаимодействия (урок 45 минут, осмотр пациента 15 -20 минут). Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения (с кем-то можно быть очень долго, а с кем-то не хочется быть долго).