Организация и деятельность гражданской обороны в современных условиях
Одним из главных направлений в обеспечении национальной безопасности Украины является защита населения в чрезвычайных ситуациях. С этой целью 3 февраля 1993 года был принят Закон Украины «О Гражданской обороне Украины», в котором было определено гарантированное право граждан на обеспечение государством их безопасной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Законом Украины «О гражданской обороне» государство как гарант этого права, создает гражданскую оборону – государственную систему органов управления и сил, предназначенных для организации и проведения мероприятий по защите населения и территории страны от опасных последствий чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона Украины имеет свою историю. Ее предшественниками являются: местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная 4 октября 1932 года в соответствии с положением, утвержденным Советом Народных Комиссаров СССР. Основной задачей МПВО была защита населения и объектов народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. МПВО в полной мере справилась с этой задачей в годы Великой Отечественной войны и внесла значительный вклад в восстановлении промышленных предприятий и сельского хозяйства.
В 1961 году МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Это произошло в связи с тем, что в арсеналах некоторых государств появился новый вид оружия массового поражения – ядерное оружие, возникла необходимость создания Гражданской обороны, основной задачей которой стала защита населения, всей территории страны, объектов народного хозяйства от оружия массового поражения.
В начале 90-х годов на территориях постсоветских республик, в том числе и на Украине наметилась тенденция к увеличению числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Организационная структура Гражданской обороны Украины не отвечала возросшим требованиям к защите населения от ЧС мирного характера, необходимо было в кратчайшие сроки провести реорганизацию ГО.
Во-первых, ГО была выведена из протектората Министерства обороны, так как на первое место была поставлена защита от ЧС мирного характера, а не военного, как это было ранее.
Во-вторых, приоритетным направлением стало не ликвидация последствий ЧС, а их предупреждение, так как на превентивные мероприятия требуется в 3-4 раза меньше финансовых и материальных средств, чем на ликвидацию их последствий.
В-третьих, Президент Украины 26 октября 1996 года издал Указ «О Министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы» (далее МЧС).
МЧС– это центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение в жизнь государственной политики через систему гражданской обороны по защите населения и территорий от ЧС, предупреждение этих ситуаций и реагирования на них.
МЧС руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, Законами Украины, Указами Президента и Постановлениями Кабинета Министров Украины и Положением о МЧС, приведенном в приложении А.
В-четвертых, Кабинет Министров 3 августа 1998 года принял Постановление о единой государственной системе предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера.
В-пятых, на территории Украины действует положение о ГО, которое определяет организацию, задачи и порядок функционирования ГО Украины.
В соответствии с законодательством Украины гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории государства.
Общее руководство Гражданской обороной Украины осуществляет Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования. Руководство гражданской обороной Автономной республики Крым, областей, районов, городов, территорий сельских советов и населенных пунктов осуществляют Совет Министров Автономной республики Крым (АРК), местные государственные администрации, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования.
Начальником Гражданской обороны Украины является Премьер-министр, его заместителем – руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; начальником Гражданской обороны АРК является председатель Совета Министров АРК, начальниками ГО в областях, городах, районах являются руководители местных государственных администраций.
Руководство ГО в министерствах, других центральных органов исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляют министры, руководители других центральных органов исполнительной власти, предприятий.
ГО на объектах общественного производства организуется с цельюсвоевременной подготовки их к защите от последствий ЧС, снижения затрат, создания условий для повышения устойчивости функционирования объектов и своевременного проведения аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется начальнику ГО министерства, ведомства и начальнику ГО города (района), на территории которой расположен объект.