Определение темы самостоятельной работы
ПАМЯТКА
К ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические указания
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
С А М А Р А
Издательство СГАУ
2009
УДК
Инновационная образовательная программа
«Развитие центра компетенции и подготовка
Специалистов мирового уровня в области
Аэрокосмических и геоинформационных
Технологий»
Авторы: Г.Ф. Несоленов, В.В. Морозов, В.В. Варфоломеева,
А.В. Терещенко, А.В. Терентьев
Рецензенты: _______
_______
Памятка к выполнению студентами самостоятельной работы Учеб. указания / [Г.Ф. Несоленов и др.]. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009. – __24___с. : ил.
ISBN
Учебно-методические рекомендации предназначены для студентов, сталкивающихся с необходимостью писать тексты для проверки и оценки знаний в академической системе, объединяющей в себе образование и науку.
В учебно-методических рекомендациях содержится необходимая информация, связанная с выполнением студентами самостоятельных работ по курсам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», и приведены отдельные сведения по организации и выполнению таких работ.
Рекомендовано студентам очно-заочной формы обучения всех специальностей, дипломникам, преподавателям, в том числе и читающим лекции по «Экологии» и «Безопасность жизнедеятельности», консультирующим раздел «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных работах, консультантам и рецензентам выпускной квалификационной (дипломной) работы.
ISBN © Несоленов Г.Ф., В.В., Морозов
Варфоломеева В.В., Терещенко А.В.
©Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2009
Самостоятельная работа каждым студентом выполняются в реферативной форме.
Учебно-методические рекомендации могут быть использованы студентами всех форм обучения различных специальностей, в том числе:
015301 «Динамика и прочность машин»,
160201 «Самолёто- и вертолётостроение»,
160801 «Ракетостроение» 160802 «Космические летательные аппараты и разгонные блоки»,
200503 «Стандартизация и сертификация»,
220305 «Автоматизированное управление жизненным циклом продукции»,
220306 «Компьютерные системы управления качеством автоматизированных производств»,
220306 «Компьютерные системы управления качеством автоматизированных производств»,
220501 «Управление качеством»,
230301 «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах»
Сегодня каждый студент, как и во все времена бытия, переживает трудности повседневной жизни: многообразные обязанности взрослого человека, ежедневную бомбардировку плохими новостями средствами массовой информации, наравне с весёлой, порой беззаботной студенческой жизнью, которую каждый из студентов запомнит на всю свою дальнейшую жизнь. Каждый студент отличается своим вкусом познания, в том числе и таких наук как «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности». Значит, и самостоятельная работа каждого из них будет отличаться друг от друга, и нести в себе энергию новых знаний, изменяющих вкус жизни каждого из них.
Ещё в Талмуде описаны четыре разновидности учеников, посещающих дом учения: «Приходит, но не учится, – ему награда за посещение; учится, но не приходит, ему награда за учение; приходит и учится – благочестив; не приходит и не учится, – злонамерен».
Есть и четыре типа сидящих перед мудрецами: «губка», «воронка», «фильтр», «сито». «Губка поглощает всё; в воронку с одной стороны входит, с другой – выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нём остаётся». Узнайте среди них каждый себя?
Кем бы студент ни был, как бы не относился к академическому процессу, всё написанное в этом руководстве будет полезно ему, облегчит его жизнь и избавит от многих неприятностей. А как убедиться в том, что всё это правда? Нет ничего проще. Достаточно лишь внимательно почитать руководство, чтобы понять: студенту в руки попало то, что нужно при подготовке самостоятельной работы, а также и при выполнении дипломного проекта.
Дорогие студенты, не чувствуйте себя жертвой, стонущей под прессом академической машины, которая якобы выжимает из вас все соки и непрерывно требует демонстрировать свою увлечённость учебно-научным процессом.
Для написания самостоятельной, да и дипломной работы тоже, включите свой разум – естественное качество жизни. Если студент разумен, он решит все свои проблемы. Он должен внести разум во всё, что делает. Когда человек ест, Он принимает пищу осознанно? Задаёт ли он себе вопрос: «Питательно ли для него эта пища? Есть ли в этом блюде какая-нибудь ценность? Или он просто набивает свой желудок, не задумываясь, о ценности того, что он ест?
Задумайтесь, человек когда-нибудь наблюдал, что он делает? Например, он продолжает курить. Значит, нужен разум, что он делает? Просто вдыхает и выдыхает дым? Он не задумывается, что, вдыхает дым, На самом деле он разрушает свои лёгкие, тратит впустую деньги, приносит вред своему здоровью. Каждый из курящих должен включить свой разум, когда курит – и он самостоятельно без всякого побуждения со стороны бросит курить. Человек обязан включить свой разум, когда он ест, и он поймёт, каков вкус у пищи. Включив разум, когда куришь, можно сделать вывод для самого себя, что это опасно для здоровья и здоровья своего будущего поколения.
Разум должен распространиться в жизни каждого на всё. Это не воскресное мероприятие, и человек не можете о нём вспомнить, а потом забыть. Чтобы человек ни делал – малое или большое – всё надо делать разумно. Потому что, когда он делает что-то неразумно, он не получает радости от этого.
Это вступление – напоминание студентам для того, чтобы каждый из них понял, осознал, что прежде чем начать писать самостоятельную или затем дипломную работу, надо захотеть её сделать. Захотеть не из чувства долга или «быстрее бы», а доставить себе удовольствие, которое не помешает его дальнейшему росту. Если человек делает в жизни слишком много вещей, от которых на самом деле хочется избавиться, он живёт неразумно. Это его личная жизнь, и если он недостаточно добр к себе, кто же другой будет к нему достаточно добр? Если человек тратит свою жизнь впустую, за это не ответственен никто другой. Надо самостоятельно научиться быть ответственным, прежде всего перед самим собой. Всё остальное вторично. Надо научиться жить гармонично, осознанно, всё остальное в виде успеха и счастья придёт само собой.
Самостоятельной работе предшествует выбор темы – это целькаждого студента. Только правильно выбранная цель и поставленные для её выполнения задачи предопределяют успех. Но этот успех зависит и от средств достижения цели – тех источников, над которыми работало огромное число деятелей науки во всех сферах, в том числе, и сфере, интересной лично для студента. Студенту следует только найти достойную литературу, грамотно отредактировать, привести свои знания в порядок и оформить. Тогда преподаватель, читающий студентам любой курс лекций, оценит старания каждого из них, их прилежность и самостоятельное проявление научной мысли.
С возникновением цели деятельности в виде «модели потребного будущего» в сознании человека актуализируется план действий по достижению им этой цели.
План формируется в виде последовательных действий (циклов, тем, задач), на основе опыта каждого из студентов. Причём каждое действие плана должно быть направлено на достижение некоторой промежуточной цели (результата цикла – подготовки к сдаче зачёта или экзамена) определённой деятельности («Экологии» и «Безопасности жизнедеятельности»).
Сам цикл действия определяется начальной фазой, временем протекания действия (процессом) и конечным результатом, который может быть положительным (цель достигнута (реферат зачтён), а значит, выполнено условие безопасности – «есть допуск к зачёту или экзамену!») и отрицательным (цель не достигнута – условия безопасности не выполнены).
Цель может быть достигнута за счёт формирования тактики выбора цели и стратегии её достижения, а также тактики достижения цели.
Тактика выбора цели заключается [[1]]:
- в формировании цели (выбор темы самостоятельной работы),
- выборе пути движения к цели (прямолинейный, в обход цели, со всех сторон, с возвратом) – выбор соответствующего плана действий,
- определении средств достижения цели (выбор необходимых для написания самостоятельной работы источников).
Стратегия достижения цели состоит:
- из организации процесса движения к цели (по потоку, против потока) – ритмичность работы, чтобы реферат сдать в оговоренные преподавателем сроки,
- выбора принципа достижения цели: «Жизнь – есть игра».
Тактика достижения цели заключается:
- в приобретении знаний (работа над источниками),
- использовании знаний других людей и их опыта (использование конспекта лекций по соответствующим предметам, материала, имеющегося в отобранных источниках, периодической литературы и пр.),
- умении как проигрывать, так и выигрывать (работа над ошибками и замечаниями, сделанными преподавателем при проверке реферата).
Цикл действия можно представить отрезком времени, характеризующимся началом и завершением действия, и средствами, необходимыми для достижения поставленной цели.
Действием принято называть процесс, подчинённый представлению о том промежуточном результате, который должен быть, достигнут.
Деятельность и действие представляют собой связанные, но не совпадающие реальности, так как одна и та же деятельность может осуществляться посредством различных действий, а одно и то же действие – входить в разные виды деятельности. Если деятельность движима её общим мотивом и направлена на её конечную цель, то действие побуждается тем же мотивом, но направляется лишь на промежуточный результат, промежуточную цель, которая в нём достигается.
Обычно каждое действие плана может выполняться различными способами, поэтому студенту придётся в каждом конкретном случае выбирать такой способ его осуществления, который наиболее соответствует сложившимся условиям и наиболее безопасен для него. Следовательно, наряду с общим действием, направленным на достижение промежуточной цели, можно вести речь и о конкретном способе его выполнения – об операции. А это означает, что, понятие «операция» учитывает одновременно и направление действия, и способ его реализации.
«Операция, – пишет А.Н. Леонтьев, – это те способы, которыми осуществляется действие. Их особенность состоит в том, что они отвечают не мотиву и не цели действия, а тем условиям, в которых дана эта цель», т.е. задаче (задача и есть цель, данная в определенных условиях) [[2]].
Понятие условия в этом определении трактуется широко – сюда входят и внешние факторы, обусловливающие деятельность, и внутренние факторы, определяющие возможности человека по её реализации.
Если действие избирается, исходя из его цели, то операция является результатом преломления действия через наличные орудия и условия его осуществления, т.е. она как бы обусловливается «технологией» действия. Выбор действия диктуется обеспечением успешности всей деятельности, выбор же операции – обеспечением успешности этого действия, которое зависит от психологического состояния человека.
Значит, чтобы успешно написать самостоятельную работу, студенту, прежде всего, нужно справиться с самим собой. Главное в деле достижения успеха – это правильный настрой. Помните, плохое настроение, неуверенность, страх, соответствующим образом повлияют на успех и сдачу зачётов или экзаменов.
Корнем всех страхов является не что иное, как суетные надежды на помощь сокурсников, на снисходительность преподавателя, надежда на подсказки и т.п.
Каждый из студентов должен осознать, что надеяться нужно только на себя, тогда, только тогда он избавится от оставшихся надежд и попадёт в особое состояние духа. Когда он будет рассчитывать только на себя, им овладеет настоящее спокойствие, и он приобретёт ту уверенность, которая сделает его открытой, яркой личностью. Он обретёт состояние, которое поставит его на путь к победе. на этом пути уже нет никаких посторонних предметов, затрудняющих студенту движение к ней. Останется только он, его спокойствие, его заинтересованность и его полная свобода от всяческих страхов.
Непосредственную организацию и контроль выполнения самостоятельных работ проводят преподаватели, читающие лекционные курсы по этим предметам.
Преподаватели помогут каждому студенту создать условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, необходимых для правильного формирования личности специалиста, на основе системы подготовки специалиста-инженера, существующей на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности». Эта система построена таким образом, чтобы создать у студентов сильные мотивы к развитию их творческой деятельности.
Все преподаватели кафедры хотят, чтобы каждый студент ощутил себя специалистом, квалификация которого всё время растёт, постоянно чувствовал потребность в знаниях и получал от этого положительные эмоции, приобщался к культуре в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии. Чтобы каждый студент смог продемонстрировать свои достижения в освоении своего мастерства, проявил творческую инициативу и креативность в показе технологических новинок и рациональной организации производственной и экологической безопасности. Чтобы работать в авиапромышленности не только продуктивно, но и созидательно, трудясь над разработками технических новинок и технологических процессов, требуются серьёзные знания и профессиональное отношение к делу. Задача студента не в том, чтобы слепо следовать новым модным веяниям, а на основе выбранной достоверной информации в интересующей его области, в том числе авиационной и космической науки, и идеях, воплотить их достижения в самостоятельно выполненной работе.
При работе над рефератом рассматривайте техническое искусство как ценную часть национальной культуры, подчёркивайте, что традиции предшествующего поколения надо сохранять и развивать на современном мировом уровне.
Стремитесь к тому, чтобы понимать, что выбранная профессия всегда была бы в радость, удовлетворением и приносила чувство наслаждения от её исполнения. В этом заключено будущее каждого инженера, так как необходимое условие безопасной жизнедеятельности является добросовестность, чувство ответственности за себя и других людей в любой профессиональной деятельности, в том числе и учебной, от которой зависит здоровье, жизнь и судьба не только его, но и других людей, а также общества в целом.
Знайте, что через самостоятельную работу каждый из вас получает знания, необходимые лично, но и вашим близким и друзьям для жизни. Сознательно придите к изменению своих поступков, начиная с собственного образа жизни, будьте примером для окружающих, особенно для младшего поколения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подготовка специалиста на кафедре «Экология и безопасности жизнедеятельности» включает в себя аудиторные занятия и самостоятельную работу в виде рефератов, а на заключительном этапе – написание раздела выпускной (дипломной) работы. Это позволяет оценить теоретическую подготовку специалиста – выпускника Самарского государственного аэрокосмического университета к решению профессиональных задач, в том числе и в таких областях как экология и производственная безопасность.
Самостоятельная работа – это научная работа, выполняемая студентом в процессе обучения по дисциплине «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности». Такая работа имеет цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также закрепить уровень подготовленности студента к зачёту по дисциплине «Экология» и экзамену по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», а также к выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломной работе в соответствии с получаемой специальностью. Выполнение самостоятельной работы может стать одним из этапов подготовки к работе над дипломным проектом и даже началом научно-исследовательской деятельности на звание магистра.
Определение темы самостоятельной работы
Коренным вопросом при работе над самостоятельной темой является как раз выбор самой темы. Считается, что правильно выбранная тема исследования – это обеспечение половины, а может даже и больше, успешного его выполнения.
Студенту предоставляется право самостоятельно или совместно с преподавателем выбрать тему самостоятельной работы по определённому направлению читаемых на кафедре дисциплин. Кроме того, студент может предложить свою инициативную тему, согласовав её с преподавателем.
В качестве самостоятельной темы преподаватель может предложить написание программного продукта, связанного с одним из направлений читаемых на кафедре дисциплин, и позволяющих проводить использовать эти программы в качестве деловых игр в учебном процессе кафедры.
Выбранные темы должны соответствовать получаемой специальности и не должны дублировать темы, выбранные другими студентами.
В выборе темы самостоятельной работы, в оценке её актуальности, теоретического или практического значения, в определении границ будущего исследования (при работе над темой дипломного проекта) и в других вопросах важна помощь преподавателя. Однако это не значит, что он обязательно диктует параметры работы, ограничивая тем самым роль самого студента. В этом случае возможны различные варианты сотрудничества, но в конечном итоге конкретная формулировка темы достигается обязательно при обоюдном согласии студента и преподавателя. При этом наибольшую ответственность несёт преподаватель.
При определении темы самостоятельной работы предпочтительнее брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, опираясь на конкретные практические материалы. В то же время, это не значит, что темы самостоятельной работы нельзя связывать с глобальными задачами развития отдельной отрасли, района, города, области. Однако практика показывает, что работы, посвящённые широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема позволяет проработать её глубоко, тщательно и детально. Именно конкретные, узконаправленные темы, как правило, ближе студентам, которые заранее выбрали тему своей дипломной работы или уже имеют опыт практической работы в какой-либо отрасли знаний.
Решая эту начальную проблему студенту необходимо избавиться от излишней осторожности и неуверенности в собственных силах и своих потенциальных возможностях. На первый взгляд, выбираемая тема первоначально может показаться настолько узкой, что и писать вроде бы не о чем. Но по мере ознакомления с материалом, погружения в проблему это опасение исчезает, открываются новые стороны, направления и грани исследования, о которых ранее он и не подозревал.
Для выбора темы дипломной работы студент может использовать следующие приёмы:
• всесторонний анализ и обобщение материалов периодических изданий, научной литературы, практических исследований (желательно за ближайшие два - три года);
• консультации с преподавателями кафедры или специалистами других кафедр, которые позволят найти ответы на возникшие вопросы в процессе работы над выбранной темой;
• использование собственного опыта или опыта знающих специалистов;
• просмотр справочников и периодических изданий по выбранной тематике самостоятельной работы.
Важное место в получении информации наряду с общетеоретической литературой занимают специальные методические пособия и реферативные издания, в том числе и в области правовой направленности, оказывающие большую помощь в ознакомлении с новинками отечественной и зарубежной литературы.
Студент должен чётко представлять, почему он выбрал именно эту тему (желание ознакомления с новой проблемой, доступность информации; дальнейшее изучение исследуемой ранее проблемы в виде развития курсового проекта, сделанного им на другой кафедре).
Название темы должно быть по возможности кратким, точным, соответствовать основному содержанию работы. Нерекоммендуется допускать в заглавии неопределённых формулировок типа «Некоторые проблемы …» «Анализ отдельных аспектов …».
Студенту и преподавателю или руководителю студенческой научной работы необходимо определиться с её темой и объёмом самостоятельной работы в соответствии с графиком учебного процесса.