Принципы комбинаторности средового оборудования, типы и виды комбинаторных структур

ОБОРУДОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ

Основные группы оборудования внутренней архитектурной среды и его членение по технологическому и отраслевову признакам.

Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурного, производственного и другого назначения.

Основные компоненты средовых объектов:

- объемно-планировочная организация пространства,

- строительные конструкции и отделка этого пространства,

- элементы оборудования и наполнения объекта.

Характер и особенности перечисленных компонентов обусловлены:
• средовыми процессами функционально-утилитарного характера и особенностями их технологического осуществления;
• требованиями оптимизации условий жизнедеятельности, их комфортности и безопасности;
• образно-эмоциональными моментами восприятия отдельных компонентов.

Количество видов и типов оборудования, а тем более предметного наполнения средовых объектов, исчисляется сотнями. Для удобства проектной практики все многообразие оборудования подразделяется на типологические группы.

1. По типу помещений:

Процессы жизнедеятельности человека как общественного существа можно ус­ловно поделить на три основные группы: ПРОИЗВОДСТВО, ОБСЛУЖИВАНИЕ и ПРО­ЖИВАНИЕ. Соответственно подавляющее большинство архитектурных объектов служат обеспечению этих процессов и делятся на производственные, обществен­ные и жилые объекты.

- оборудование жилой среды

Оборудование жилого помещения зависит от функциональных зон, входящих в его состав:

• коммуникационная зона (прихожая, шлюз, коридоры);

• зона общения (общая комната, гостиная);

• рабочая и учебная зона (кабинет, рабочее место, место для занятий);

• зона приготовления и приёма пищи (кухня, кухня-столовая);

• зона реабилитации и личной гигиены (санузел, ванная комната, тренажёр);

• зона сна, индивидуальная зона (спальня, детская, личная комната, место для сна);

• зона любимых занятий, увлечений (студия, мастерская, отдельное место за столом);

• зона хранения (кладовая, подсобное помещение, шкаф, полка).

- оборудование интерьеров общественных зданий

• бытовое, общее для всех видов помещений (инженерные коммуникации, мебель, сантехника, электроосветительные приборы и т.д.);

• технологическое, обусловленное спецификой функциональных процессов (медицинские приборы и оснащение, тренажёры, прилавки и витрины, копировально-множительные системы…).

- оборудование производственных помещений

- бытовое, общее для всех видов помещений (инженерные коммуникации, мебель, сантехника, электроосветительные приборы и т.д.);

- оборудование помещений, предназначенных для протекания в них производственных процес­сов (классифицируются в зависимости от характера этой деятельности):

• промышленные,

В свою очередь делятся на предприятия первичной обработка материала (крупногабаритное уникальное оборудование, диктует значитель­ные габариты внутренних пространств, опасность производства для здоровья че­ловека и окружающей среды, на первый план выступают проблемы создания благоприятной среды путем снижения вредных воздействий тепла, газов, шума, пыли); и на предприятия, перерабатывающие первичное сырье в изделия (станочное оборудование, рабочее место человека более фиксирова­но в пространстве, что позволяет лучше решать его защиту, освещение, отвод вредных выделений и т.д.).

• предназначенные для научной деятельнсти (помещения кабинетного типа с отдельными рабочими местами и компьютерным оборудованием, лабораторные помещения со специальным оборудованием),

• проектно-технической (индивидуальные рабочие места проектировщи­ков с рекреационными, административны­ми зонами, а также зонами для копировального и компьютерного оборудования, помещения макетных мас­терских),

• административной (изолированные модули на одно или не­сколько рабочих мест, оснащенных компьютерами и другой оргтехникой),

• художественной деятельности (мастерские со специальным оборудованием, зонами для хранения материалов и готовых произведений, важнейшую роль играет специальное освещение).

2. По принципу установки:

- инженерные коммуникации:

• отопление;
• вентиляция;
• кондиционирование;
• водоснабжение;
• канализация;
• электрооборудование;
• газоснабжение;

• лифтовое и другое внутреннее транспортное оборудование;
• мусоропровод.

- оборудование, устанавливаемое по желанию потребителей:

• технологическое оборудование;
• встроенная и свободно стоящая мебель;
• санитарно-техническое оборудование;
• средства и системы аудиовизуальной информации;
• светотехническое оборудование;
• приборы, вещи, бытовые устройства;
• декоративные элементы среды.

Принципы комбинаторности средового оборудования, типы и виды комбинаторных структур.

Комбинаторика — особый творческий подход к формообразованию, основанный на поиске и исследовании закономерностей различных соединений (комбинаций), сочетаний из заданных элементов в определенном порядке. А также способ упорядочения и проектирования объектов дизайна из типизированных элементов (модулей).

В дизайне применение комбинаторно-модульного проектирования считается наиболее перспективным методом проектирования. Комбинаторный перебор модульных структурных элементов, которые используются в различных сочетаниях, размещениях и перестановках, позволяет преобразовывать конструкции изделий и среду. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Взаимозаменяемость модульных элементов, универсальность конструкций ведут к высокой экономичности моделей. Применение комбинаторного модуля способствует ритмической согласованности частей и гармонизации изделия в целом.

В дизайнерском творчестве комбинаторику можно условно разделить на два на­правления:

- функционально-со­держательное (собирающее из оди­накового набора разных деталей ин­дивидуальные приборы и изделия — мебельные гарнитуры, кухонные ком­байны и т.д.);

- формально-образн­ое (использующее возможности комбинаторики для обогащения облика объек­та за счет вариаций цвета, группиров­ки, орнаментации элементов).

Комбинаторика оперирует определенными принципами комбинирования:

- перестановкой,

- группировкой,

- переворотами,

- организацией ритмов.

Основные приемы комбинаторного формообразования:

1.

- комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций;

- соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме;

- комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы.

2.

- разбиение отдельного изделия на ряд самостоятельных подызделий (блоков),

- построения композиций из блоков,

- введения незаполняемых пространств между блоками,

- дополнения композиционных построений за счет элементов более низкого иерархического уровня (накладки, лицевая фурнитура, стойки, подставки, полки, самостоятельные арт-объекты).

Типы комбинаторных построений:

- «конструктор»,

- «универсал»,

- «трансформация».

Конструктор — вид трансформирующейся морфологической структуры, состоящей из определенного набора базовых конструктивов, унифицированных для всего множества функционально значимых трансформаций.

Трансформации конструктора обеспечиваются за счет морфологических особенностей конструктивов.

Различают следующие виды конструктора:

- из одного конструктива (одноэлементный),

- из неповторяющихся конструктивов,

- модульный,

- агрегатный,

- типоразмерный.

Универсал – изделия с формой, используемой в нескольких различных функциональных назначениях.

Трансформация объекта — это всякая материальная структура, способная принимать ряд функционально значимых состояний путем внутреннего переконструирования, совершающегося в промежуточном, функционально-нейтральном состоянии.

Принцип трансформации может быть схематично представлен в виде модели: исходная трансформа — промежуточный процесс — новая трансформа.

Сущность того или иного приема трансформации мебели заключена в особенностях промежуточного процесса, поскольку начальная и конечная трансформы в основном берутся как бы в готовом виде (диван-кровать, тумба-стол, шкаф-кровать и др.). Наиболее широкое распространение в мебели находит применение комбинаторных приемов трансформации, таких как добавление-убавление, складывание-раскладывание, вкладывание друг в друга и пр.

Виды форм трансформации:

- трансформируемо-пакетируемая (превращение в «нерабочем» состоянии в предельно компактную форму);

- штабелируемая форма (пространственная сочетаемость одинаковых или типоразмерных форм, позволяющей их штабелировать в компактное целое).

.

При использовании комбинаторики проектировщик должен учитывать, что не все композиционные решения будут обладать достаточно высокими эстетическими и функциональными качествами. Как правило, построения композиций и требования эргономики внесут дополнительные ограничения, учет которых приведет к уменьшению количества приемлемых композиционных решений.

Все это многообразие, значительно повышающее возможность создания высокохудожественных изделий, зависит напрямую от технологических и конструкторских решений.

Наши рекомендации