Принципы комбинаторности средового оборудования, типы и виды комбинаторных структур
ОБОРУДОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО СРЕДОВЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ
Основные группы оборудования внутренней архитектурной среды и его членение по технологическому и отраслевову признакам.
Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурного, производственного и другого назначения.
Основные компоненты средовых объектов:
- объемно-планировочная организация пространства,
- строительные конструкции и отделка этого пространства,
- элементы оборудования и наполнения объекта.
Характер и особенности перечисленных компонентов обусловлены:
• средовыми процессами функционально-утилитарного характера и особенностями их технологического осуществления;
• требованиями оптимизации условий жизнедеятельности, их комфортности и безопасности;
• образно-эмоциональными моментами восприятия отдельных компонентов.
Количество видов и типов оборудования, а тем более предметного наполнения средовых объектов, исчисляется сотнями. Для удобства проектной практики все многообразие оборудования подразделяется на типологические группы.
1. По типу помещений:
Процессы жизнедеятельности человека как общественного существа можно условно поделить на три основные группы: ПРОИЗВОДСТВО, ОБСЛУЖИВАНИЕ и ПРОЖИВАНИЕ. Соответственно подавляющее большинство архитектурных объектов служат обеспечению этих процессов и делятся на производственные, общественные и жилые объекты.
- оборудование жилой среды
Оборудование жилого помещения зависит от функциональных зон, входящих в его состав:
• коммуникационная зона (прихожая, шлюз, коридоры);
• зона общения (общая комната, гостиная);
• рабочая и учебная зона (кабинет, рабочее место, место для занятий);
• зона приготовления и приёма пищи (кухня, кухня-столовая);
• зона реабилитации и личной гигиены (санузел, ванная комната, тренажёр);
• зона сна, индивидуальная зона (спальня, детская, личная комната, место для сна);
• зона любимых занятий, увлечений (студия, мастерская, отдельное место за столом);
• зона хранения (кладовая, подсобное помещение, шкаф, полка).
- оборудование интерьеров общественных зданий
• бытовое, общее для всех видов помещений (инженерные коммуникации, мебель, сантехника, электроосветительные приборы и т.д.);
• технологическое, обусловленное спецификой функциональных процессов (медицинские приборы и оснащение, тренажёры, прилавки и витрины, копировально-множительные системы…).
- оборудование производственных помещений
- бытовое, общее для всех видов помещений (инженерные коммуникации, мебель, сантехника, электроосветительные приборы и т.д.);
- оборудование помещений, предназначенных для протекания в них производственных процессов (классифицируются в зависимости от характера этой деятельности):
• промышленные,
В свою очередь делятся на предприятия первичной обработка материала (крупногабаритное уникальное оборудование, диктует значительные габариты внутренних пространств, опасность производства для здоровья человека и окружающей среды, на первый план выступают проблемы создания благоприятной среды путем снижения вредных воздействий тепла, газов, шума, пыли); и на предприятия, перерабатывающие первичное сырье в изделия (станочное оборудование, рабочее место человека более фиксировано в пространстве, что позволяет лучше решать его защиту, освещение, отвод вредных выделений и т.д.).
• предназначенные для научной деятельнсти (помещения кабинетного типа с отдельными рабочими местами и компьютерным оборудованием, лабораторные помещения со специальным оборудованием),
• проектно-технической (индивидуальные рабочие места проектировщиков с рекреационными, административными зонами, а также зонами для копировального и компьютерного оборудования, помещения макетных мастерских),
• административной (изолированные модули на одно или несколько рабочих мест, оснащенных компьютерами и другой оргтехникой),
• художественной деятельности (мастерские со специальным оборудованием, зонами для хранения материалов и готовых произведений, важнейшую роль играет специальное освещение).
2. По принципу установки:
- инженерные коммуникации:
• отопление;
• вентиляция;
• кондиционирование;
• водоснабжение;
• канализация;
• электрооборудование;
• газоснабжение;
• лифтовое и другое внутреннее транспортное оборудование;
• мусоропровод.
- оборудование, устанавливаемое по желанию потребителей:
• технологическое оборудование;
• встроенная и свободно стоящая мебель;
• санитарно-техническое оборудование;
• средства и системы аудиовизуальной информации;
• светотехническое оборудование;
• приборы, вещи, бытовые устройства;
• декоративные элементы среды.
Принципы комбинаторности средового оборудования, типы и виды комбинаторных структур.
Комбинаторика — особый творческий подход к формообразованию, основанный на поиске и исследовании закономерностей различных соединений (комбинаций), сочетаний из заданных элементов в определенном порядке. А также способ упорядочения и проектирования объектов дизайна из типизированных элементов (модулей).
В дизайне применение комбинаторно-модульного проектирования считается наиболее перспективным методом проектирования. Комбинаторный перебор модульных структурных элементов, которые используются в различных сочетаниях, размещениях и перестановках, позволяет преобразовывать конструкции изделий и среду. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Взаимозаменяемость модульных элементов, универсальность конструкций ведут к высокой экономичности моделей. Применение комбинаторного модуля способствует ритмической согласованности частей и гармонизации изделия в целом.
В дизайнерском творчестве комбинаторику можно условно разделить на два направления:
- функционально-содержательное (собирающее из одинакового набора разных деталей индивидуальные приборы и изделия — мебельные гарнитуры, кухонные комбайны и т.д.);
- формально-образное (использующее возможности комбинаторики для обогащения облика объекта за счет вариаций цвета, группировки, орнаментации элементов).
Комбинаторика оперирует определенными принципами комбинирования:
- перестановкой,
- группировкой,
- переворотами,
- организацией ритмов.
Основные приемы комбинаторного формообразования:
1.
- комбинирование элементов на плоскости при создании раппортных композиций;
- соединение типизированных стандартных элементов (модулей) в единой целостной объемно-пространственной форме;
- комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри формы.
2.
- разбиение отдельного изделия на ряд самостоятельных подызделий (блоков),
- построения композиций из блоков,
- введения незаполняемых пространств между блоками,
- дополнения композиционных построений за счет элементов более низкого иерархического уровня (накладки, лицевая фурнитура, стойки, подставки, полки, самостоятельные арт-объекты).
Типы комбинаторных построений:
- «конструктор»,
- «универсал»,
- «трансформация».
Конструктор — вид трансформирующейся морфологической структуры, состоящей из определенного набора базовых конструктивов, унифицированных для всего множества функционально значимых трансформаций.
Трансформации конструктора обеспечиваются за счет морфологических особенностей конструктивов.
Различают следующие виды конструктора:
- из одного конструктива (одноэлементный),
- из неповторяющихся конструктивов,
- модульный,
- агрегатный,
- типоразмерный.
Универсал – изделия с формой, используемой в нескольких различных функциональных назначениях.
Трансформация объекта — это всякая материальная структура, способная принимать ряд функционально значимых состояний путем внутреннего переконструирования, совершающегося в промежуточном, функционально-нейтральном состоянии.
Принцип трансформации может быть схематично представлен в виде модели: исходная трансформа — промежуточный процесс — новая трансформа.
Сущность того или иного приема трансформации мебели заключена в особенностях промежуточного процесса, поскольку начальная и конечная трансформы в основном берутся как бы в готовом виде (диван-кровать, тумба-стол, шкаф-кровать и др.). Наиболее широкое распространение в мебели находит применение комбинаторных приемов трансформации, таких как добавление-убавление, складывание-раскладывание, вкладывание друг в друга и пр.
Виды форм трансформации:
- трансформируемо-пакетируемая (превращение в «нерабочем» состоянии в предельно компактную форму);
- штабелируемая форма (пространственная сочетаемость одинаковых или типоразмерных форм, позволяющей их штабелировать в компактное целое).
.
При использовании комбинаторики проектировщик должен учитывать, что не все композиционные решения будут обладать достаточно высокими эстетическими и функциональными качествами. Как правило, построения композиций и требования эргономики внесут дополнительные ограничения, учет которых приведет к уменьшению количества приемлемых композиционных решений.
Все это многообразие, значительно повышающее возможность создания высокохудожественных изделий, зависит напрямую от технологических и конструкторских решений.