Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения

Модуль № 3

«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема № 1:Суть, цель, принципы и функции обучения.

Дидактика –наука об обучении и образовании, их целях содержания методов, формах, средствах, достигаемых результатах. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

Дидактика случит основой преподавания всех учебных дисциплин.

Функции обучения:

- подготовка детей к гармоническому взаимодействию со всеми

сферами жизнедеятельности: трудовой, межличностной,

учебной, личной, благотворительной т.п.;

- подготовка детей к активному участию в производстве и

общественных отношениях, на основе получения систему

знаний, фактов, законов, которые способствуют

формированию целостного мировоззрения;

- развитие интеллектуальных, психофизиологических, волевых,

эмоциональных качеств, которые обеспечивают расширение

возможностей физических сил, интеллектуальных

способностей;

- формирование духовных и познавательных потребностей в

процессе получения знаний;

- выявление способностей, задатков.

Закономерности обучения:

1. Соответствие воздействий обучающего устремления

обучаемого к знаниям.

2. Соответствие воздействий обучающего особенностям индивидуальной и коллективной деятельности обучаемого.

3. Соответствие воздействий обучающего познавательным индивидуальным возможностям обучаемого.

4. Соответствие деятельности обучаемого к возможности технических средств обучения.

Принципы обучения:

1. Принцип гуманистической направленности обучения, который предусматривает обучение и воспитание всесторонней и гармонически развитой личности, социальной и активной, с учётом индивидуальных и социальных условий жизни.

2. Принцип связи обучения и жизни.

3. Принцип диагностической направленности обучения.

4. Принцип сотрудничества, содружества, сотворчества учителя, учащихся, их коллектива, семьи, общественности, достижения намеченных задач обучения и воспитания.

5. Принцип научности.

6. Принцип наглядности.

7. Принцип максимальной самостоятельности учащихся, их микроколлектива в решении воспитательных задач.

8. Принцип допустимости, системности, последовательности в реализации содержания обучения и использования методов и форм технологии обучения.

9. Принцип личностно-коллективного подхода к обучению.

Основные категории дидактики:

- учение, обучение, образование;

- знания, умения, навыки;

- цель;

- содержание;

- организация;

- виды.

Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по организации осуществления и управления процессом формирования у обучающихся определённых знаний, умений, навыков, развития их психики и научного мировоззрения.

Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения.

Форма организации обучения – это компонент процесса обучения, который представляет собой целенаправленную чётко организованную содержательно насыщенную, методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимоотношений, взаимодействия учителя и учащихся.

Классификация форм организация обучения:

1. Индивидуальная

(репетиторство, доп. занятия)

- характеризуется высшим уровнем самостоятельности,

возможностями регулирования темпа действий учащегося,

получением своевременной помощи со стороны учителя

2. Фронтальная

- предусматривает одновременную работу со всем классом,

способствует развитию коллектива, установлению

доброжелательных отношений, решению воспитательных

задач; быстро устанавливается уровень подготовки

учащихся; недостатки: невозможность учёта

индивидуальных особенностей учащихся, их

познавательных интересов

3. Групповая

- разделение класса на несколько групп по 5-7 человек,

каждая из которых выбирает свой темп обучения, а так же

лидера, с помощью которого учитель руководит группой

4. Классно-урочная

- включает все вышеперечисленные; достоинства: более

строгая организаторская структура, одновременная работа

со всем классом, взаимообучение, взаимопроверка,

соревновательная деятельность; недостатки: ориентация на

«среднего» ученика, отсутствие возможности

осуществления индивидуального подхода, потеря времени

из-за дисциплины

5. По Хуторскому

А.В.Хуторской выделяет 3 группы форм обучения:

- индивидуальные занятия

(репетиторство, гувернёрство, тьюторство, семейное

обучение, самообучение)

- коллективно-груповые занятия

(уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады,

экскурсии, деловые игры)

- индивидуально-колективные занятия

(форма погружения, творческие недели, научные недели,

проекты)

Требования к современному уроку:

1. психологические

- учёт психологических особенностей каждого ученика;

-нормальное психологическое состояние и стойкое

настроение учителя и учеников;

-разумная требовательность и доброжелательность учителя к

ученикам;

-педагогические этика и такт.

2. гигиенические

- температурный режим;

- нормы освещения, проветривание;

- соответствие нормативам школьной мебели;

- чередование учебной работы.

3. дидактические

- рациональное использование каждой минуты урока;

- рациональное единство словесных и прочих методов обучения; - использование активных методов обучения, связь с ранее

приобретённым опытом ребёнка;

- умение самостоятельно приобретать знания;

- желание учеников находить свой способ работы с учебным

материалом.

4. общепедагогические

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика

- ориентация на личностные достижения учеников в учебном

процессе;

- педагогический такт и культура речи;

- сознание эмоционально актуального фона урока;

- триединость целей учебно-воспитательного процесса

(обучающая, воспитательная, развивающая);

- приоритет личности в организации учебного процесса;

- познавательная самостоятельность учеников;

- первостепенность учебного процесса.

Урок – основная форма организации обучения.

Характерные черты урока:

- дидактическая цель;

- определённый оббьем учебного материала;

- постоянный возрастной состав;

- последовательность различных видов деятельности учителя и

учащегося в зависимости от типа структуры урока;

- овладение учащегося знаниями, умениями и навыками в

определённый промежуток времени;

Типологии урока:

- урок объяснения нового материала;

- урок освоения навыков и умений;

- урок комплексного исследования знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знания;

- комбинированный урок;

- уроки-беседы, лекции, экскурсии, киноуроки, самостоятельная работа учащихся в классе, лабораторные и практические занятия.

Структура комбинированного урока:

- актуализация опорных знаний, умений, навыков

(повторение пройденного материала);

- мотивация обучения, сообщение темы, цели, задачи урока;

- изучение нового материала, его восприятие, понимание, осмысление;

- первичное закрепление

- усвоение знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных условиях;

- самостоятельная работа

- итоги и результаты урока, домашнее задание.

Стили обучения:

- репродуктивный (отсутствие самостоятельности детей);

- творческий (проявление инициативы детей);

- эмоционально-целостый (личное включение учеников в

учебно-воспитательный процесс на уровне эмфатического понимания и восприятия как учебного материала, так и личности учителя: учитель должен быть открытым, эмоциональным, доброжелательным, уважительным);

2 разновидности стиля:

- эмоционально-методический;

- эмоционально-импровизационный.

Наши рекомендации