Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения
Модуль № 3
«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема № 1:Суть, цель, принципы и функции обучения.
Дидактика –наука об обучении и образовании, их целях содержания методов, формах, средствах, достигаемых результатах. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».
Дидактика случит основой преподавания всех учебных дисциплин.
Функции обучения:
- подготовка детей к гармоническому взаимодействию со всеми
сферами жизнедеятельности: трудовой, межличностной,
учебной, личной, благотворительной т.п.;
- подготовка детей к активному участию в производстве и
общественных отношениях, на основе получения систему
знаний, фактов, законов, которые способствуют
формированию целостного мировоззрения;
- развитие интеллектуальных, психофизиологических, волевых,
эмоциональных качеств, которые обеспечивают расширение
возможностей физических сил, интеллектуальных
способностей;
- формирование духовных и познавательных потребностей в
процессе получения знаний;
- выявление способностей, задатков.
Закономерности обучения:
1. Соответствие воздействий обучающего устремления
обучаемого к знаниям.
2. Соответствие воздействий обучающего особенностям индивидуальной и коллективной деятельности обучаемого.
3. Соответствие воздействий обучающего познавательным индивидуальным возможностям обучаемого.
4. Соответствие деятельности обучаемого к возможности технических средств обучения.
Принципы обучения:
1. Принцип гуманистической направленности обучения, который предусматривает обучение и воспитание всесторонней и гармонически развитой личности, социальной и активной, с учётом индивидуальных и социальных условий жизни.
2. Принцип связи обучения и жизни.
3. Принцип диагностической направленности обучения.
4. Принцип сотрудничества, содружества, сотворчества учителя, учащихся, их коллектива, семьи, общественности, достижения намеченных задач обучения и воспитания.
5. Принцип научности.
6. Принцип наглядности.
7. Принцип максимальной самостоятельности учащихся, их микроколлектива в решении воспитательных задач.
8. Принцип допустимости, системности, последовательности в реализации содержания обучения и использования методов и форм технологии обучения.
9. Принцип личностно-коллективного подхода к обучению.
Основные категории дидактики:
- учение, обучение, образование;
- знания, умения, навыки;
- цель;
- содержание;
- организация;
- виды.
Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по организации осуществления и управления процессом формирования у обучающихся определённых знаний, умений, навыков, развития их психики и научного мировоззрения.
Тема № 2: Урок и другие формы организации обучения.
Форма организации обучения – это компонент процесса обучения, который представляет собой целенаправленную чётко организованную содержательно насыщенную, методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимоотношений, взаимодействия учителя и учащихся.
Классификация форм организация обучения:
1. Индивидуальная
(репетиторство, доп. занятия)
- характеризуется высшим уровнем самостоятельности,
возможностями регулирования темпа действий учащегося,
получением своевременной помощи со стороны учителя
2. Фронтальная
- предусматривает одновременную работу со всем классом,
способствует развитию коллектива, установлению
доброжелательных отношений, решению воспитательных
задач; быстро устанавливается уровень подготовки
учащихся; недостатки: невозможность учёта
индивидуальных особенностей учащихся, их
познавательных интересов
3. Групповая
- разделение класса на несколько групп по 5-7 человек,
каждая из которых выбирает свой темп обучения, а так же
лидера, с помощью которого учитель руководит группой
4. Классно-урочная
- включает все вышеперечисленные; достоинства: более
строгая организаторская структура, одновременная работа
со всем классом, взаимообучение, взаимопроверка,
соревновательная деятельность; недостатки: ориентация на
«среднего» ученика, отсутствие возможности
осуществления индивидуального подхода, потеря времени
из-за дисциплины
5. По Хуторскому
А.В.Хуторской выделяет 3 группы форм обучения:
- индивидуальные занятия
(репетиторство, гувернёрство, тьюторство, семейное
обучение, самообучение)
- коллективно-груповые занятия
(уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады,
экскурсии, деловые игры)
- индивидуально-колективные занятия
(форма погружения, творческие недели, научные недели,
проекты)
Требования к современному уроку:
1. психологические
- учёт психологических особенностей каждого ученика;
-нормальное психологическое состояние и стойкое
настроение учителя и учеников;
-разумная требовательность и доброжелательность учителя к
ученикам;
-педагогические этика и такт.
2. гигиенические
- температурный режим;
- нормы освещения, проветривание;
- соответствие нормативам школьной мебели;
- чередование учебной работы.
3. дидактические
- рациональное использование каждой минуты урока;
- рациональное единство словесных и прочих методов обучения; - использование активных методов обучения, связь с ранее
приобретённым опытом ребёнка;
- умение самостоятельно приобретать знания;
- желание учеников находить свой способ работы с учебным
материалом.
4. общепедагогические
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ученика
- ориентация на личностные достижения учеников в учебном
процессе;
- педагогический такт и культура речи;
- сознание эмоционально актуального фона урока;
- триединость целей учебно-воспитательного процесса
(обучающая, воспитательная, развивающая);
- приоритет личности в организации учебного процесса;
- познавательная самостоятельность учеников;
- первостепенность учебного процесса.
Урок – основная форма организации обучения.
Характерные черты урока:
- дидактическая цель;
- определённый оббьем учебного материала;
- постоянный возрастной состав;
- последовательность различных видов деятельности учителя и
учащегося в зависимости от типа структуры урока;
- овладение учащегося знаниями, умениями и навыками в
определённый промежуток времени;
Типологии урока:
- урок объяснения нового материала;
- урок освоения навыков и умений;
- урок комплексного исследования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знания;
- комбинированный урок;
- уроки-беседы, лекции, экскурсии, киноуроки, самостоятельная работа учащихся в классе, лабораторные и практические занятия.
Структура комбинированного урока:
- актуализация опорных знаний, умений, навыков
(повторение пройденного материала);
- мотивация обучения, сообщение темы, цели, задачи урока;
- изучение нового материала, его восприятие, понимание, осмысление;
- первичное закрепление
- усвоение знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных условиях;
- самостоятельная работа
- итоги и результаты урока, домашнее задание.
Стили обучения:
- репродуктивный (отсутствие самостоятельности детей);
- творческий (проявление инициативы детей);
- эмоционально-целостый (личное включение учеников в
учебно-воспитательный процесс на уровне эмфатического понимания и восприятия как учебного материала, так и личности учителя: учитель должен быть открытым, эмоциональным, доброжелательным, уважительным);
2 разновидности стиля:
- эмоционально-методический;
- эмоционально-импровизационный.