III. Нездоровый образ жизни родителей будущего ребёнка до зачатия и бере менной женщины
Отягощённая наследственность (курение, алкоголизм, наркомания и др.), пьяное зачатие обрекает ребёнка на психическое или физическое уродство.
Педиатры не устают удивляться, как в наш просвещенный век можно больше лежать, нежели двигаться. Только в исторических романах можно прочитать: "Она родила в меже, завернула в рубашку и пошла домой". В этих словах истина: беременная работала до последних дней. Нет, врачи не зовут в пещеры обратно и не призывают юных матерей рожать в цеху, но они утверждают: будущие мамы слишком мало двигаются. Нет ничего хуже, если, ожидая ребенка, мама больше лежит и любящие близкие чуть ли не в постель носят ей кушать.
Возникают две проблемы:
1. Увеличивается вес новорожденных.
2. Чем больше вес, тем больше травм у матери и у ребенка при рождении.
Итак, поведение матери во время беременности закладывает основы здоровья будущего ребенка. Излишний вес беременной запрограммировано переходит в излишний вес будущего ребенка со всеми последствиями. Но лозунг "Ты должна есть за двоих" остается в силе. От того, как будет расти ребенок в первый год, зависит, каким он будет в дальнейшем. Сегодня 20-30% детей имеют избыточный вес. Если это сохранится, то большой % взрослых запрограммирован на серьезные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Факт! Среди семей, в которых оба родителя имеют нормальный вес – только 7% детей имеют избыточный вес. Если один из родителей – то 40%. Если оба – 60-80%. Но дело не в генетике.
IV. Самый большой стресс – момент рождения ребенка и отсутствие физического («кожа к коже») и эмоционального контакта с матерью в первые часы и дни после рождения. Рождение ребеночка, его первый крик – радостное известие о рождении на самом деле выглядит прозаично. Это страшная боль, которую он испытывает с первой порцией воздуха, которая расправляет легкие. Шумовой, световой факторы. Это боль.
Идя в этот мир, ребеночек должен рождаться в благоговейной тишине, радости, любви, когда присутствует папа и зовет его, ждет его. И он спешит родиться.
После появления на свет нельзя уносить ребеночка в другую палату, нельзя отрывать его от матери. Это одна из причин сокращения жизни человека.
V. Нефизиологическое ведение беременности и родов, ведущее к увеличению числа физиологически незрелых детей (сейчас их 90%)
VI. Позднее прикладывание к груди матери(через 1 – 3 суток).Искусственное вскармливание. Ранний прикорм(ранее 5-6 месяцев). Перекармливание, стимулируемое всё возрастающими (аселеративными) нормами роста и веса. Когда ребёнок питается грудным молоком, он развивается нормально. Сегодня в искусственных смесях 5% углеводов. Как же мечтают педиатры, чтоб дети питались материнским молоком! Хотя бы два месяца! А кто из современных матерей кормит хотя бы полгода?
Прикорм! Его полагается делать из овощных смесей, но всезнающие бабушки: "Делай манную кашу!" Как же красиво выглядит ребенок, словно снятый с картин Рубенса! Знакомые восхищаются "ниточками" на ножках, а на самом деле складками от жира. Как переживают педиатры, когда им приходится видеть ребенка с избыточным весом.
Для детского ожирения есть несколько причин:
1) наследственность
2) несоразмерный возрасту прием пищи
3) большая масса тела при рождении
4) ранний переход на искусственное вскармливание
5) Пониженная физическая активность.
Факт! Если программа избыточного питания заложена в первый год, ребенок получает возможность в 2 раза чаще иметь избыточный вес в дальнейшем.
VII. Перекутывание в часы бодрствования и термостатическое содержание ( постоянно в тепле), ведущее к угнетению механизмов терморегуляции и частым простудным заболеваниям.
VIII. Стерилизация пищи, питья, посуды, пелёнок, игрушек и пр., задерживающая развитие и формирование иммунитета и приводящая к болезненности ребёнка: к нему будет «липнуть» любая инфекция.
IX. Малоподвижность в первые 6 месяцев жизни и недостаток движения и физических нагрузок до и после года, ведущие к недоразвитию мышечной системы и коррелятивно – к слабости всех внутренних органов, а также к задержке умственного развития.
X. Применение антибиотиков для лечения младенцев. Антибиотики аминоглюкозидного ряда (неомицин, мономицин, канамицин, стрептомицин) ведут к глухоте: сначала к потере слуха на высоких частотах, затем на низких и при дальнейшем применении – к слепоте.
XI. Применение лекарств кормящей матерью:
- Пенициллины могут вызвать сенсибилизацию ребёнка.
- Тетрациклины – оказывают токсическое действие.
- Сульфаниламиды – усиливают желтуху у ребёнка.
- Левомицитины – вызывают отказ от груди, рвоту, диспепсические явления и даже поражение костно-мозгового кроветворения.
- Метронидазол (трихопол) – оказывают канцерогенное действие.
XII. Детский сад. Родителям говорят: "Дома не кормите. Желудок становится больше, а значит и потребности больше". В детских дошкольных учреждениях, да и дома большая молочная нагрузка у ребенка. Недостаток нашего меню: чрезмерное обилие цельной молочной продукции, а детям нужна кисломолочная продукция, супы, каши. 860 грамм цельного молока – это многовато.
XIII. Одежда малыша.
С момента рождения необходимо исключить синтетическую одежду, только натуральная. Хотя бы до 3-х лет!
XIV. Игрушки ребенка.
По возможности игрушки должны быть натуральными российского производства. Важность игрушки мы недооцениваем. Ведь первым учителем малыша является игрушка, учитель будет гораздо позже. Игрушки (кукла Барби) позволяет малышу просматривать жизненный цикл заранее. Это очень важно.
XV. Оберегание ребёнка от опасностей вместо знакомства с ними, приводящее к неосторожности и заметно увеличивающее вероятность травматизма.
XVI. Ограничение свободы познания мира – после 6 – 7 месяцев усаживание ребёнка, умеющего ползать, в кроватку или в манеж. Задерживающее развитие творческих сторон интеллекта. Огромное количество запретов, делающих ребенка удобным для взрослых, но неразвитым. Две крайности в общении с ребёнком, вызывающие задержку его психического развития: «ЗАОРГАНИЗОВАННОСТЬ» - непрерывные занятия, развлечения, игры и отсутствие времени для самостоятельной деятельности ребёнка ведет к пассивности и апатии; и «ЗАБРОШЕННОСТЬ» - сведение общения только к обслуживанию ребёнка – ведет к психическому голоданию (депривации) и госпитализму.
XVII. «БЕЗОТСОВЩИНА», отстранение или самоустранение мужчины из процесса воспитания, ведёт сначала к физической изнеженности, а затем (в более старшем возрасте) к инфантильности или неуправляемости и агрессивности детей.
XVIII. Разлад в семье – напряженная, холодная, а тем более скандальная обстановка пагубна для психики ребёнка, сильно задерживает его развитие, а позже ведёт к неврозам, угнетённому состоянию, желанию уйти из дома и даже из жизни.
XIX. Школа. Школа как диагноз. Нет приоритета охраны здоровья детей.
Факт. Образование липидных бляшек обусловлено факторами риска:
1) избыточный вес
2) малоподвижный образ жизни
3) курение
4) повышение концентрации холестерина в крови и рядом сложных биохимических преобразований.
Избыточный вес: переедание и недостаточная физическая активность. Куда исчезла двигательная активность? Часами просиживаем у телевизора, "тихие игры". Нет условий для занятий физкультурой и спортом.
А условия должны создавать родители:
1) коляска. Ничего не скажешь, удобно! Сквер, родители с малышом на прогулке. Малыш 2-3 часа сидит и так до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он, этакий Обломов, едет и спит.
2) Детский сад: музыкальные занятия - сидя. А если и непоседливая душа рвется в пляс, ему тут же – сиди! Гиподинамия – слово модное, но ведь двигательная активность – биологическая потребность.
3) Школа. Ребенка усадили за парту – активность снизилась на 50%. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес надо больше двигаться, им ответили: нельзя, освобожден от физкультуры врачом.
Факт: Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов, дошкольник – 12 тысяч. Делают в 2 раза меньше! 1-2 остановки едут на транспорте, ожидают лифт, чтобы подняться на 2-3 этаж.
Факт. Что бы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься физической нагрузкой не менее 2 часов, организованно – один час ежедневно.