Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация
План лекции:
Место и роль этико-ценностного регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи.
Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции.
Место и роль профессионально-этического кодекса в регулировании профессионального и обыденного поведения специалиста.
Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.
В первую очередь, этико-ценностное регулирование выполняет функцию обеспечения заданного, запланированного обществом и государством конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.
В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.
Действительно, внешнее измерение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального (и/или коллективного) милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку и он предпринимает определенные усилия, направленные на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи. Социальная работа здесь выступает как результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости, ее личной активности. Но она есть результат не только доброты личности или общественной необходимости, но и чувства взаимной ответственности граждан, причем ответственность распространяется не только на прошлое и нынешнее положение нуждающегося, но и на его будущее состояние. Эта ответственность распространяется не только на качество жизни человека, но и на качество его личности. Такая ответственность человека и общества предполагает не только желание, но и умение оказывать помощь, знание человека и условий его жизнедеятельности, возможности использования индивидуальных и социальных ресурсов. Она накладывает на помогающего ответственность (в разумных пределах, конечно) за все, что происходит с человеком и обществом и устанавливает качественно новые связи между человеком и другим человеком, человеком и обществом, человеком и мирозданием. Чувство такой ответственности возникает, когда человек и общество признаются высшими ценностями и личность ощущает потребность в содействии их реализации. Именно человек и общество здесь выступают главными результатами социальной работы. Причем когда мы говорим «человек», то имеем в виду и человека, получающего помощь, и человека, оказывающего помощь.
Социальная работа, внешне являющаяся актом индивидуального милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели. В частности, известная поговорка о том, что «нищий богатым питается, а богатый нищим спасается» дает возможность увидеть иные ценности и цели помогающего: личное спасение, индивидуальный душевный покой и т.п., в то время как «спасаемый», т.е. индивид, получающий помощь, выступает как условие и средство спасения. В этой ситуации важнейшим результатом социальной работы является не только и не столько изменение ситуации нуждающейся личности, сколько изменение к лучшему жизненной ситуации человека, оказывающего помощь, а преодоление трудной жизненной ситуации объектом деятельности становится вторичным по значимости результатом. Чувство ответственности в данном случае ограничивается ответственностью помогающего за себя лично.
При таком подходе к социальной работе – как к средству личного спасения – ценность человека приобретает отчетливо ситуативный утилитарный характер, хотя формальный результат деятельности может быть позитивным: проблемная ситуация будет разрешена.
Но профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации) может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.
Таким образом, эти различные подходы к определению результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.
Из приведенных рассуждений видно, что этико-аксиологическое регулирование профессиональной социальной работы должно выполнять еще одну функцию, более важную по сравнению с названной ранее – смыслобразующую. Причем эта функция должна выполняться как относительно профессиональной деятельности вообще, так и относительно деятельности профессиональных коллективов и каждого конкретного специалиста, формируя его восприятие социальной работы как деятельности высокой социальной и индивидуальной значимости и ценности, направленной на человека и общество с целью реализации их ценности. Помимо этого, этико-аксиологическое регулирование призвано выполнить также и структурирующую (иерархическую) функцию – помочь совокупной профессиональной группе и каждому социальному работнику выстроить собственную, индивидуальную иерархию и структуру ценностей в соответствии со смыслом деятельности, содействовать конструированию социально значимого индивидуального идеала. Вследствие этого этико-аксиологическое регулирование выступает как важнейший элемент профессиональной социальной работы, имманентно в ней присутствующий.
Из вышесказанного видно, что профессиональный социальный работник должен постоянно сверять свои мысли и чувства, действия и поступки, отношения и деятельность с основными профессионально-этическими императивами и, соответственно, знать и понимать основные положения этико-аксиологической системы социальной работы, уметь их идентифицировать и опредмечивать. При этом профессионально-этическая система социальной работы должна быть когнитивно доступна для каждого социального работника. В социальной работе задействованы специалисты не только различной профессиональной подготовленности, но и различного уровня культуры и различной образованности, что, в общем оправданно: например, работа по надомному социально-бытовому обслуживанию в силу своего содержания не требует от специалиста высокого уровня профессионального образования. Тем не менее такой работник должен свободно оперировать основными профессионально-этическими императивами и критериями, обращаясь к ним в своей повседневной практике. Следовательно, необходима работа по адаптации профессионально-этической системы для нужд практики социальной работы, визуализации ее основных компонентов. Такая работа может быть осуществлена посредством кодификации профессионально-этической системы, и при помощи кодификации профессионально-этической системы этико-аксиологические критерии оценки и сравнения могут быть сделаны вполне доступными.
Потребность в кодификации профессионально-этических систем для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова, так же как неодинаково явной является потребность в этико-аксиологическом регулировании. Этико-ценностное регулирование поведения специалиста, как и совокупной профессиональной группы, может осуществляться различными способами. Так, например, существующие и легитимизированные в конкретном профессиональном сообществе правовые, организационные, технологические механизмы содержат в себе в неявном виде и этико-аксиологические компоненты, регулирующие поведение специалистов. Само содержание и смысл социальной работы как профессиональной социальной деятельности оказывает определенное влияние на поведение и деятельность социального работника. Однако такого неявного влияния оказывается недостаточным в целом ряде случаев.
Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех ее аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность. Это не значит, конечно, что профессиональная деятельность практических социальных работников проходит вне этических норм; речь идет лишь об отсутствии их внешней кодификации. Одним из проявлений тенденции привнесения оценки профессиональной деятельности с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, занятых в сфере социальной защиты населения нашей страны, выработать собственный профессионально-этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения профессиональной морали. Именно необходимость регулирования поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных случаях обусловливает необходимость разработки и введения профессионально-этического кодекса социального работника, как решающего фактора, дающего возможность детерминировать, регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем и в частном и гарантировать целостность и всеобщность этико-аксиологического подхода к профессиональной деятельности. Направленность научной мысли в этом направлении имеет не меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного кодекса.
Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности. Недостаточно оправдывает себя, как уже говорилось ранее, и опора на общественную мораль, поскольку в отдельные периоды развития общества она может быть неприемлема в социальной работе.
Достаточно успешно развивается этика социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина; изданы учебные пособия и другая учебно-научная литература по проблемам этико-ценностного регулирования деятельности специалистов социальной работы. Но и такой механизм, как изучение этико-аксиологической литературы, посвященной проблемам социальной работы, может оказаться недостаточным в целом ряде случаев. Например, трудно предположить, что каждый специалист-практик, пришедший в социальную работу из любой иной сферы профессиональной деятельности, возьмет в руки учебник и самостоятельно возьмется за изучение профессионально-этических основ социальной работы. И, кроме того, в этой области, как и в любой другой, имеются проблемы, изучать которые целесообразно под руководством специалиста. А системой профессионального образования охвачены, к сожалению, далеко не все социальные работники.
Поэтому для обеспечения в рамках профессионально-этической системы оптимального поведения, отношений и деятельности специалистов необходима определенная схематизация, упрощение этико-аксиологического учения профессиональной социальной работы, делающая его более доступным для самостоятельного изучения и понимания и удобная в применении. Таким схематичным отображением профессионально-этической системы является профессионально-этический кодекс.
Профессионально-этический кодекс (от латинского codex - книга)–это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.
Для того, чтобы профессионально-этический кодекс действительно стал «работающим» документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, легитимизации и популяризации. В практике могут иметь место две основные модели внедрения профессионально-этического кодекса в профессиональную деятельность. В соответствии с одной из них, кодекс может являться сводом норм, эволюционирующим в течение длительного времени одновременно с профессионально-этической системой и быть ее отражением. В соответствии со второй моделью, появление кодекса может быть опережающим относительно профессионально-этической системы и базироваться в основном на моральных представлениях членов профессиональной группы, как это имело место в случае с профессионально-этической системой социальной работы в России. И в том, и в другом случае профессионально-этический кодекс является более или менее удачной моделью профессионально-этической системы.
Профессионально-этический кодекс является отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не давая им объяснений, не показывая хода рассуждений и т.п..
Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.
Основной целью профессионально-этического кодекса в социальной работе является содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача - обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.
Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:
адаптация профессионально-этической системы к нуждам профессиональной практики;
обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально-этической регламентации;
содействие формированию единой этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;
унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы ценностей;
систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;
содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;
обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально-этической системы;
обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;
обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);
обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы;
содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
содействие повышению морального авторитета профессиональной социальной работы в обществе;
обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.
Профессионально-этический кодекс, благодаря выполняемым им функциям может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.