Общая характеристика транспортных тарифов

Составной частью системы цен являются транспортные тарифы. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.

Тарифы включают в себя:

× непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов;

× сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

× Правила исчисления плат и сборов;

Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть пост роены таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных услуг выгодность связей транспортом общего пользования.

Тарифы должны содействовать решению важнейших задач:

1) Рациональному размещению производительных сил в регионе, стране.

2) Сближению потребителей и поставщиков материальных ресурсов.

3) Развитию регионов, экономики, производства и сфер делового обслуживания.

4) Рациональному распределению грузопотоков в макро системе.

5) Оптимизации грузооборота между различными видам транспорта.

6) Полному использованию подвижного состава.

7) Снижению уровня нерациональных перевозок до минимума.

8) Ликвидации порожних пробегов и т.д.

В связи с этим тарифы различных видов транспорта соответствующими организациями в зависимости от целеполагания на конкретном этапе периодически пересматриваются. Этому способствуют и такие серьезные причины, как: динамика развития производственных сил; изменения в себестоимости перевозок по причинам как глобального, так и локального характера; конкурентная борьба за потребителей транспортной продукции.

При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям: перевозки различных грузов; перевозки различными видами транспорта перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта. Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызван неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта.

Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от: дальности перевозок; степени использования живого и овеществленного труда; технической оснащенности; уровня производительности труда; деловой активности и т.д.

В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие: грузоподъемность; загрузка транспортного средства; род груза; вид груза; размер отправки; скорость перевозки; расстояние перевозки и др.

Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле:


Т = С + П,

где Т - размер тарифной ставки; С - себестоимость перевозки; П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.

Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.

Некоторые из факторов, воздействующих на ценообразование услуг в сфере транспорта, были уже в той или иной мере рассмотрены. Здесь целесообразным будет обратить внимание на зависимость величины тарифов от расстояния перевозки. Эта зависимость может быть выражена следующим образом:

С = (А+В1)/1

где С - денежные затраты (руб.) на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км; А - денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./т-км); В - затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./т-км); l - расстояние перевозки.

Из представленной формулы видно, что при увеличении расстояния себестоимость перевозки 1 т-км снижается. Данная закономерность используется при планировании тарифов и учитывается на всех видах транспорта. Более того, на практике очень часто в целях рационализации грузопотоков и стимулирования спроса на продукцию транспорта тарифные ставки намеренно отклоняются от расчетных.

Для водного транспорта вышеприведенная общая формула принимает вид:


С = (A+B (1т))/100

где L - общее расстояние перевозки (км); 1т минимум расстояния перевозки (км). Таким образом, дифференциация тарифных ставок осуществляется за перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км. Исходя из этого, провозную плату в общем виде можно рассчитать, умножив тарифную ставку за 1 т-км на расстояние перевозки. На железнодорожном транспорте применяются также тарифы за перевозку груза в вагоне 1 вагон, в контейнерах 1 контейнер.

Расчет тарифных таблиц за каждый километр является процессом трудоемким, а сами таблицы нередко бывают очень громоздкими. Поэтому на транспорте, чтобы упростить расчетные, организационные и коммерческие процессы во многих тарифных системах принят принцип группировки расстояний по поясам.

Тарифный пояс представляет собой интервал дальности перевозок, внутри которого действует тарифная ставка для всех расстояний данного пояса.

На различных видах транспорта расстояние, образующее тарифный пояс, колеблется в довольно широких пределах, например на железнодорожном транспорте он составляет от 10 до 200 км, а на речном от 10 до 100 км.

Наши рекомендации