Закон 13. Соблюдай во всём меру
Этот закон является конкретизацией «Закона 12. Будь во всём порядочным». Мера – это философская категория, отражающая единство, взаимосвязи и взаимозависимости качественной и количественной определённости предметов, явлений и их отношений и свойств. Такой подход в историко-философской традиции был конституирован Г.Гегелем. «Все вещи, - писал он, - имеют свою меру, т.е. количественную определённость, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были». Но ещё древние греки утверждали, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры. В русском языке мера определяется как граница, предел чего-нибудь. Широко распространены выражения «Знай меру», «Чувство меры», «Сверх меры (слишком)».
Мера – это интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют, тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными самим себе, себе тождественными. Так, например, деревянный садовый домик, в котором в двух местах протекает крыша и потрескались брёвна, остаётся домиком, так как сохраняет способность выполнять свою функцию.
Соблюдение меры в различных видах самореализации личности и их проявлениях – непременное условие успеха. Основанием меры выступает порядочность человека, обусловленная его следованием многообразным истинным нормам и правилам (общественным и личным). Нарушение меры в самореализации выступает как переход от порядочности к непорядочности или беспорядочности. При этом в одних случаях мера может быть определена достаточно точно и даже поддаётся числовому описанию. Если, например, порядочный человек солгал, нарушил правовую норму или правила уличного движения, то он нарушил меру и превратился в данном отношении из порядочного человека в непорядочного.
Но во многих проявлениях человека отсутствует резкая граница между его противоположными характеристиками. Так, например, размытыми являются грани между осторожностью и трусостью, прямотой и грубостью, гибкостью и беспринципностью. «Каждому достоинству и каждой добродетели сродни какой-нибудь порок. Щедрость часто становится расточительностью, бережливость – скупостью, храбрость – безрассудством, осторожность – робостью, так что рассудительность нужна для того, чтобы соблюсти меру в наших добродетелях» (Ф.Честерфилд, английский писатель-моралист, государственный деятель. 1694-1773). «Всякая невоздержанность везде есть зачаток самоубийства; это невидимый поток под домом, который рано или поздно, подмоет его фундамент» (Д.Блэкки, английский философ и поэт.1809-1895). «Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись» (Цицерон).
К успеху в самореализации личности ведёт не только соблюдение меры в развитии и функционировании в ней различных позитивных качеств, процессов, но и в стремлении соблюдать меру в соотношении разнообразных позитивных противоположностей, поддерживать между ними в своей жизнедеятельности относительное равновесие, относительную гармонию. Касается это прежде всего соотношения между такими противоположностями как деятельностные Я: профессиональное Я, социально-политическое Я, семейное Я, оздоровительное Я, эстетическое Я и др. Все они в архитектонике жизни человека, в зависимости от складывающихся жизненных обстоятельств, должны занимать вполне определённое место и «потреблять» вполне определённую часть времени его жизни. Поддержание определённого равновесия необходимо также в его отношении к своему прошлому, настоящему и будущему, между чувствами, интеллектом и волей, между трудом и отдыхом, напряжением и релаксацией, общением и обособлением, субъективным и объективным в отношении к приятным и неприятным событиям жизни. При этом, как отмечают психологи, большинство огорчений и душевных терзаний возникает из-за того, что реакции людей часто чрезмерны и не вполне адекватны породившим их событиям. Нарушение меры имеет место и между другими позитивными противоположностями в жизнедеятельности человека.
Существенно отметить то, что равновесие не имеет ничего общего с покоем в виде того, что древнегреческие философы называли атараксией (невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец) и, тем более, с застоем. Дело в том, что само постоянное стремление человека к поддержанию равновесия между разными противоположностями жизни есть важнейшая форма проявления его творческого отношения к ней, важнейший показатель его самоуправляемости. Субъективная сторона меры в отношениях противоположностей выражается в таких состояниях человека как: относительная внутренняя гармония, душевное спокойствие. Противоположностью относительному равновесию, гармонии в отношениях разнообразных противоположностей в жизни человека является неравновесие, дисгармония, субъективно проявляющиеся в виде творческого процесса, направленного на решение какой-либо проблемы гармонизации отношений между противоположностями, либо в переживании чувства тревоги, страха, нервозного беспокойства в случае ухода от их решения. Мера, как утверждал древнегреческий мыслитель Гераклит, обеспечивает согласие разногласного.
Стремление к равновесию, к поддержанию меры, порядка во всём – основное проявление мудрости, мудрого отношения к жизни. «Мера важнее всего» (Клеобул, один из семи мудрецов Древней Греции. VI в. до н.э.). «Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своё место. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого» (Пифагор). «Я принимаю общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от неё, руководствоваться её законом, брать с неё пример – в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласна со своей природой». «Всякое излишество есть порок» (Сенека). «Мудрый соблюдает меру и в достойных делах» (Ювенал, римский поэт-сатирик. Ок. 60- ок.130). «Мудрец, что в правоте своей уверен, даёт совет нам: «Будь во всём умерен!» (Ю.Баласагунский). «Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья» (Ф.Вольтер). «Искусство усиливать наслаждения заключается в умении быть скупым на него» (Ж.-Ж. Руссо). «Умеренность - союзник природы, страж здоровья. Поэтому, когда вы пьёте, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите – соблюдайте умеренность» (Абу-ль-фарадж, арабский поэт и учёный. 897-967). «Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения» (Я.Коменский, чешский педагог-гуманист, общественный деятель. 1592-1670).
Соблюдение во всём меры – интегральное выражение того, что человек строит свою жизнь в соответствии с природными, социальными и индивидуальными закономерностями (соизмеряет жизнь с законами), интегральный показатель свободы, а значит, и самореализации. Но путь к законо-мерной жизни, к относительной гармонии всегда пролегает через нарушение меры, равновесия и их преодоление в процессе творчества. Поэтому самореализация человека носит принципиально антиэнтропийный характер.
3.13. Обратная сторона закона 13 – тринадцатая причина неудач.
Она связана с нарушением меры, во-первых: в функционировании и развитии различных позитивных качеств человека и переходе их в свою противоположность (добра – в зло, воздержанности – в невоздержанность, храбрости – в безрассудство и т.д.).
«…Нарушение меры даже и в добрых делах порочно» (Пелагий, римский монах, «ересиарх», духовный наставник. 360- ок. 418). «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет неприятным» (Демокрит). «Стремиться за излишествами - значит гоняться за лишениями» (Публий Сир, древнегреческий поэт, драматург. I в. до н.э.). «Ничто так не ускоряет старости, как неумеренные попойки, необузданная любовь и не знающая меры похотливость» (Э.Роттердамский, нидерландский философ, писатель и публицист. 1469-1536). К неудаче ведёт, во-вторых, нарушение меры в отношениях между естественными противоположностями жизнедеятельности человека: деятельностными Я, прошлым, настоящим и будущим, чувствами, интеллектом и волей, словом и делом, трудом и отдыхом, напряжением и расслаблением и др.
К неудаче ведёт, в-третьих, стремление к поддержанию равновесия, сложившихся представлений о себе посредством так называемых психологических защитных механизмов, которые своим основанием имеют игнорирование реальности. Этих механизмов много. Вот некоторые из них. 1. Стремление, с целью сохранения своего равновесия, не замечать реально травмирующих событий, не слышать беспокоящей информации. 2. Вытеснение, связанное с забыванием, которое позволяет не вспоминать нечто, что могло бы поколебать наше представление о себе сегодня (вытеснение, например, своего неблаговидного поступка). 3. Обесценивание чего-то нам недоступного, но сильно желаемого, получившего название «зелёный виноград» (это выражение мы можем использовать не метафорически, а прямо, в том случае, когда продаваемый виноград нам недоступен). 4. Завышение оценки чего-то желаемого нами, но не соответствующего действительности, получившего название «сладкий лимон» (мы можем, например, с целью вызвать у кого-то благоприятное впечатление о себе, приукрашивая какие-то стороны своей жизни). 5. Замещение, представляющее собой действие, которое направлено на объект, но вызвано не этим объектом, а другим, нам недоступным (так, например, потерпев ряд неудач в своей профессиональной деятельности, многие начинают неоправданно много внимания уделять своему хобби – участию в политической деятельности или каким-то другим занятиям). 6. Фантазирование – это бегство от неудач, трудностей жизни в мир мечты, где человек видит себя удачливым, умным и т.д.
Порочность сохранения для человека устойчивого, но ложного о себе представления, обуславливающего его душевное равновесие, хорошо иллюстрирует так называемый «Дискомфорт успеха»: человек, привыкший к неуспеху, а затем, добившись успеха, стремится свести его к минимуму, обесценить или отнести его на счёт случайной удачи. А.М.Прихожан в книге «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе» (М., 1999) приводит следующий пример. Девушка обратилась к психологу с довольно обычным вопросом: «Что делать, если ты некрасива, и тебя никто не любит?» Она рассказала, что была несколько раз влюблена, но без взаимности и никогда никому не нравилась. Но психолог хорошо знал её друзей и знал, что один из них уже несколько месяцев буквально не давал этой девушке прохода, рассказывая, как она ему нравится. Это был один из тех юношей, о безответной любви к которому она говорила. Когда психолог на это обратил внимание девушки, то в ответ услышал: «Да это он просто так, дурака валяет, шутки у него такие».
П.С.Таранов в книге «Интриги, мошенничество, трюки» (Симферополь, 1997) выделяет эффект «несоразмерности». «Несоразмерность – это ружьё, пуля от которого всегда уже в жертве». «Несоразмерность сама себя обнаруживает резким выбросом агрессивности, открытой или сдавленной». «Как на наиболее яркий и наиболее часто встречающийся пример несоразмерности, можно согласиться на привычную и обычную для людей несоразмерность вины и осуждения». Пример. «Все семиклассники записали продиктованное предложение в тетрадки, а одна девочка – прямо на парте. «Ну и мразь же ты!» - брезгливо сказала учительница. Вздрогнув, девочка, староста, лидер, трясущимися руками стала быстро-быстро стирать написанное. Слово, произнесённое учительницей, было несоразмерно вине, оно оглушило, ударило» (из заметки в «Учительской газете»).
3.14. Закон 14. Будь творческой личностью.
Творчество – очень сложное явление. И говорят, что определить его –всё равно, что попытаться схватить колечко дыма кончиками пальцев. В настоящее время имеются основания для того, чтобы творчество трактовать как высшую форму универсально понимаемой креативности. Творчество имеет место там, где существует развитие. Творчество вообще – это качественное преобразование структуры систем. Его результат – возникновение нового. Так, например, в живой природе творчество проявляется в форме приспособления живых организмов к изменениям окружающей среды.
Творчество в обществе есть высшая форма проявления деятельности человека, способ его существования в мире и фундаментальная способность к созданию нового, оригинального во всех формах своей активности (профессиональной, эстетической, семейной, бытовой и т.д.). Именно этим объясняется тот факт, что творчество выступает как неотъемлемое свойство человеческой деятельности, как её атрибут. В пользу того, что каждый человек способен к творчеству, можно привести много доводов. Приведём только два. 1. Все нормальные дети в раннем возрасте и при нормальном развитии проявляют удивительную любознательность, а последняя – исходный пункт творчества. 2. Все люди, способные мыслить, способны и к творческой активности. Ведь любая постановка задачи (формулировка проблемы) и любые её решения всегда осуществляются в мыслительной форме. И нет на земле ни одного нормального человека, который не решал бы тех или иных задач. Значит, потенциально каждый человек способен к творчеству. Однако по данным отечественных и зарубежных исследователей всего лишь 2-5 % людей реализует в своей жизни творческий потенциал. Почему так происходит? Этот вопрос требует специального рассмотрения.
Из признания того факта, что в каждом человеке заложена способность к творчеству, вытекает принципиальный вывод. Самореализация – это не удел избранных, а удел всех нормальных (без серьёзных аномалий в психике) людей. Ведь творческое отношение к жизни – основа, фундамент самореализации. И даже чисто функциональные формы активности человека (его самофункционирование) заключают в себе творческий аспект, так как они производны от продуктивной творческой активности самого человека, либо других людей. Существенно отметить и то, что для истинно творческой личности положительное значение имеют и неудачи, отрицательные результаты, так как они, с одной стороны, учат тому, как нельзя действовать, а с другой – стимулируют поиск иных путей решения прблемы. Поэтому каждый человек должен у себя сформулировать установку, потребность творчески подходить ко всем своим деятельностным Я, ко всем формам своей активности и к жизни в целом, что откроет её поистине необозримые перспективы. Разумеется, способности к творчеству у всех людей разные, творческий потенциал неодинаков, далеко не все могут стать Аристотелями и Платонами, Пушкиными и Толстыми, Эйнштейнами и Вернадскими, Шопенами и Шостаковичами, но каждый человек в пределах возможностей своей натуры способен к созиданию, к творению самого себя, самосовершенствованию во всех проявлениях своего бытия.
«Ты человек. Тебе лишь то под стать,