Порядок выполнения задания

ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 3

РАСЧЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

и

КАТЕГОРИИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Ф.И.О. студента …………………….. Направление подготовки ....................  
Кафедра ………………………………. Группа …………………………....…...  
Шифр студента ……………………... Вариант № …………………….………
Подпись студента ……………….….. Преподаватель ......................................
Дата сдачи на проверку ………...….. Подпись преподавателя ……....……..
Присутствие на практическом занятии Сдана на проверку Проверена Исправлена Зачтена (и рейтинговый балл)
         

Москва – 2015 г.

РАСЧЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

И КАТЕГОРИИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Общие сведения

Рабочая среда человек – оператор представляет собой совокупность физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора [1-5]. Установлено, что организм человека как единая целостная система интегрально реагирует на воздействие самых разнообразных сочетаний производственных факторов условий труда. Основываясь на показателях интегральных реакций организма, можно судить об уровне самих условий труда. На этом принципе разработана медико-физиологическая классификация труда по тяжести. В настоящей работе на основе [1] приводится самый простой (адаптированный под практическое занятие) вариант методики. Реально при проведении аттестации рабочих мест в организациях применяется методика [5].

Тяжесть труда — это характеристика трудовой деятельности, которая определяется по степени совокупного воздействия производственных элементов условий труда на функциональное состояние организма человека, его работоспособность, трудоспособность, здоровье, процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда. Разная реакция и разные изменения, возникающие в организме под влиянием конкретных условий труда на рабочем месте, являются основой для группировки тяжести труда по разным категориям.

Различают четыре уровня воздействия факторов рабочей среды на человека, необходимые для их учета и нормирования [1]:

· комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;

· относительно дискомфортная рабочая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;

· экстремальная рабочая среда приводит к снижению работоспособности оператора и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям или невозможности выполнения работы;

· сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений или невозможности выполнения работы.

Комплексную оценку факторов рабочей среды проводят на основе методики физиологической классификации тяжести работ [1, 5]. В соответствии с методикой выделено три основных класса тяжести труда. Многочисленные исследования показали, что внутри каждого из трех классов следует выделить по два подкласса. Таким образом, все выполняемые работы по тяжести подразделяют на шесть категорий тяжести труда (три класса, в каждом из которых по два подкласса).

К первой категории ( I ) относят работы, выполняемые в оптимальных условиях рабочей среды при благоприятной физической, умственной и нервно-эмоциональной нагрузке.

Ко второй категории( II )относят работы, выполняемые в условиях, при которых фактические уровни производственных факторов соответствуют предельно допустимым концентрациям по действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

К третьей категории ( III ) относят работы, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у работающего формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма. При этом могут ухудшиться некоторые физиологические функции в процессе работы, особенно к концу рабочего дня — по сравнению с нормативным уровнем, что приводит к снижению производственных показателей.

К четвертой категории ( IV )относят работы, при которых воздействие неблагоприятных (опасных и вредных) производственных факторов приводит к реакциям, характерным для более глубокого (предпатологического) пограничного состояния у практически здоровых людей. Большинство физиологических показателей при этом ухудшается, особенно в конце рабочих периодов; работоспособность и внимание поддерживаются только путем мобилизации дополнительных ресурсов (резервов) организма.

К пятой категории ( V)относят работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у работающих в конце рабочего периода (смены, недели) формируются реакции, характерные для патологического состояния организма у практически здоровых людей, не имеющих медицинских противопоказаний к таким работам. Это особенно заметно при высоком нервно-эмоциональном напряжении. Резко ухудшаются производственные показатели, возможны профессиональные заболевания.

К шестой категории ( VI )относят работы, при которых подобные реакции возникают вскоре после начала трудового периода. Возможен высокий уровень профессиональной заболеваемости и болезненности, повышается уровень производственного травматизма.

Методика расчета

Определение категории тяжести работ проводят в несколько этапов.

На первом этапе каждый из факторов рабочей среды Порядок выполнения задания - student2.ru, реально действующий на человека, оценивают по шестибалльной шкале (табл. 1). При такой оценке реальные значения каждого вредного фактора переводятся в безразмерные величины (в баллы). После этой операции каждый фактор Порядок выполнения задания - student2.ru — это бальная оценка по i-му из учитываемых факторов (иначе, это частная бальная оценка).

На втором этапе проводят уточнение балла Порядок выполнения задания - student2.ru по каждому из действующих физических факторов с учетов фактического времени его воздействия на человека ( Порядок выполнения задания - student2.ru i – продолжительность действия какого-то фактора в минутах).

Если по варианту задания какой-либо из факторов действует менее 8 ч (т.е. менее 480 минут), то его фактическая оценка будет равна:

Порядок выполнения задания - student2.ru , (1)

где Порядок выполнения задания - student2.ru – удельный вес времени действия i-го фактора в общей продолжительности рабочего дня;

Порядок выполнения задания - student2.ru i – продолжительность действия i-го фактора, мин.

Таблица 1

Критерии для балльной оценки элементов условий труда

(факторов рабочей среды)

Наименование элемента условий труда, и единица измерения   Оценка элемента условий труда,балл
оценка нормальная оценка допустимая недопустимая; требуется рационализация оценка недопустимая; возможно требование о ликвидации такого рабочего места
А. Санитарно-гигиенические          
Температура воздуха на рабочем месте в помещении, ºС: тепл. период холодн. период     18…20 20…22 21…22 17 …19 23…28 15…16 29…32 7…14 33…35 ниже +7 > 35 –
Токсичное вещество, кратность превышения ПДК, раз ≤ 1 1,0…2,5 2,6…4,0 4,0…6,0 > 6
Промышленная пыль, кратность превышения ПДК, раз ≤ 1,0 1…5 6…10 11…30 > 30
Вибрация, превышение ПДУ, дБ ниже ПДУ на уровне ПДУ 1…3 4…6 7…9 > 9
Промышленный шум, превышение ПДУ, дБА < 1 равно ПДУ 1…5 5…10 > 10 > 10 (с вибрацией)
Ультразвук, превышение ПДУ, дБ < 1 равно ПДУ 1…5 6…10 11…20 > 20
Интенсивность теплового излучения, Вт/м2 ≤ 140 141…1000 1001…1500 1501…2000 2001…2500 > 2500
Освещенность рабочей поверхности, Е, лк (в зависимости от размера объекта различения, мм) Норма, ЕН, и размер > 1,0 мм Норма, ЕН, и размер 0,3 – 1,0 мм Норма, ЕН, и размер < 0,3 мм   Ниже ЕН , (от < ЕН до 0,5 ЕН ), и размер ≥ 0,5 мм Ниже ЕН,, (Е < 0,5 ЕН) и размер < 0,5 мм  
Коэффициент пульсации освещенности,КП,, %   Ниже нормы (КП ≤ КПН)   Равен норме   Выше норы     Значительно выше нормы —    
Б. Психофизиологи- ческие          
Физическая динамическая нагрузка, Дж: общая (х 105) региональная ( х 105)   < 4,2 < 2,1   4,2…8,3 2,1…4,2   8,3…12 4,2…6,2   12 …17 6,2…8,3   17…20 8,3…10   > 20 > 10
Физическая статистическая нагрузка, Н · с: на одну руку (х 104) на две руки х 104 на мышцы корпуса (х 104)     < 18 < 43 < 61     18…36 43…86 61…123     36 …70 86…144 123...210     39…70 144…220 210…300     > 97 > 220 > 300 – – –
Рабочее место (РМ), поза человека и перемещение в пространстве РМ стационарное, поза свободная, масса перемещаемого груза до 5 кг РМ стационарное, поза свободная, масса перемещаемого груза свыше 5 кг РМ стационарное, поза несвободная, до 25% времени – в наклонном положении до 30º.   Масса перемещаемого груза до 5 кг РМ стационарное, поза вынужденная – до 50% рабочей смены РМ стационарное, поза вынужденная, неудобная – свыше 50% рабочей смены РМ стационарное, поза вынужденная, наклоны под углом до 60º до 300 раз за смену
Продолжительность непрерывной работы в течение суток, ч ≤ 8 ≤ 12 > 12
Длительность сосредоточенного наблюдения, % (% от продолжительности рабочей смены) < 25 25…≤50 >50…75 >75…90 > 90
Сменность Утренняя смена Две смены Три смены Нерегулярные смены
Число важных объектов наблюдения (одновременно) 1 -2 До 5 До 10 > 10
Темп (число движений в час): мелких (пальцы) крупных (руки) < 360 < 250 360…720 250…500 721…1080 501…750 1081…3000 751…1600 > 3000 > 1600 – –
Число информационных сигналов в час < 75 75…175 176…300 > 300
Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходим техпроцесса в % от времени смены)   Менее 75 %   76-80 %   81-90 %   Более 90 %    
Монотонность действия: число приемов в операции длительность повторяющихся операций, с     —   —       6…10   31…100     3…5   20…30     3…5   10…19     2…1   5…9     2…1   1…4
Интеллектуальная нагрузка Решение простых альтернативных задач Решение сложных задач по алгоритму (по инструкции) Активный поиск информации при ее недостатке. Решение сложных и новых задач при наличии помех. Эвристическая (творческая) деятельность, работа по созданию новой информации (изобретений и др.). Единоличное руководство в сложных ситуациях  
Нервно-эмоциональная нагрузка Простые действия по индивидуальному плану; небольшая ответственность за выполнение отдельных элементов заданий Простые действия по заданному плану с возможностью коррекции; благоприятный психологический климат Сложные действия по заданному плану с возможностью коррекции Сложные действия по заданному плану при дефиците времени. Контакты с другими людьми. Ответственность за безопасность людей. Личный риск при дефиците времени  
Режим труда и отдыха Обоснованный, с включением музыки и гимнастики (перерывы 7 % и более рабочего времени) Обоснованный, без включения музыки и гимнастики (перерывы от 3 до 7 % рабочего времени) Отсутствие обоснованного режима труда и отдыха, (дополнительные перерывы до 3 % рабочего времени) Перерывы отсутствуют    
               

Исходные данные из варианта задания, элементы условий труда ( Порядок выполнения задания - student2.ru ) в баллах (из табл. 1) и результаты оценки тяжести фактора рабочей среды ( Порядок выполнения задания - student2.ru ) необходимо заносить в таблицу 2.

Таблица 2

Форма для оценки удельной тяжести факторов рабочей среды Порядок выполнения задания - student2.ru ,

необходимых при расчете интегральной балльной оценки тяжести труда

Факторы рабочей среды и условия труда (из варианта задания) Показатель Значение показателя (из варианта задания) Балльная оценка фактора(см. табл. 1) Продолжительность действия фактора, Порядок выполнения задания - student2.ru ,мин Удельный вес времени действия фактора Порядок выполнения задания - student2.ru , (по формуле (1)) Фактическое значение элемента среды Порядок выполнения задания - student2.ru (по формуле (1))
  Порядок выполнения задания - student2.ruПорядок выполнения задания - student2.ru          

Для удобства выполнения задания все промежуточные расчеты (по каждой строке) в таблицу 2 следует заносить в следующей последовательности:

- записать первый фактор среды из варианта задания (графа 1);

- обозначить этот фактор как элемент Порядок выполнения задания - student2.ru (графа 2);

- выписать значение этого фактора из варианта (графа 3);

- определить, используя данные табл. 1, величину элемента Порядок выполнения задания - student2.ru в баллах и занести результат в графу 4;

- при необходимости, по формуле (1) выполнить уточнение элемента Порядок выполнения задания - student2.ru с учетом продолжительности действия этого вредного фактора (xф1).

Другие строки таблицы следует заполнять аналогично.

На третьем этапе определяют интегральную балльную оценку тяжести труда по формуле [1]:

Порядок выполнения задания - student2.ru , (2)

где Порядок выполнения задания - student2.ru – наивысшая из полученных частных бальных оценок каждого фактора Порядок выполнения задания - student2.ru ;

Порядок выполнения задания - student2.ru – общее число факторов (элементов трудовой среды);

Порядок выполнения задания - student2.ru – бальная оценка по i-му из учитываемых элементов (частная бальная оценка);

Порядок выполнения задания - student2.ru – число учитываемых элементов без учета наибольшего элемента (без Порядок выполнения задания - student2.ru ).

Формула (2) справедлива, если каждый из учитываемых факторов Порядок выполнения задания - student2.ru действует в течение всего рабочего дна, т.е. Порядок выполнения задания - student2.ru i = 8 ч (480 мин). Если какой-либо из факторов действует менее 8 ч ( Порядок выполнения задания - student2.ru i менее 480 мин.), то его фактическая оценка определяется по формуле (1), после чего Порядок выполнения задания - student2.ru i подставляется в формулу (2).

На четвертом этапе после расчета интегральной балльной оценки по формуле (2) определяется категория тяжести выполняемой работы (табл. 3).

На пятом этапе на основании расчетов интегральной балльной оценки и коллективного договора, заключенного с администрацией, работнику могут: установить обоснованное время на регламентированные перерывы, доплату к окладу, назначить дополнительный отпуск, установить сокращенный рабочий день, выдавать дополнительное профилактическое питание и т. п. Для этого можно использовать ориентировочные сведения из таблицы 3.

Таблица 3

Категории тяжести труда и возможные компенсации

по условиям труда

Диапазон интегральной оценки,баллы Категория тяжести труда Возможные льготы и доплаты (ориентировочная схема в [1] и опыт ВАЗа)
Доплата, % Дополнит. отпуск, дни Сокращ. рабочий день
до 1,8 1,8 – до 3,3 3,3 – до 4,5 4,5 – до 5,3 5,3 – до 5,9 5,9 - до 6,0 I II III IV V VI Нет Нет От 4 до 8 От 8 до 16 От 16 до 20 От 20 до 24   Нет Нет До 6 От 6 до 12 12 и более От 12 до 18 Нет Нет Нет Нет На 1,5 – 2 ч На 1,5 – 2,5 ч

Необходимое суммарное время на регламентированный отдых (в минутах) ориентировочно определяется по формуле (3):

tпер = 14,1Т – 7,9 (3)

Количество регламентированных перерывов в смену (целое число) должно быть не менее величины, определяемой по формуле (4):

М = tпер : К (4)

В расчетах по формуле (4) параметр К, характеризующий время на один перерыв, рекомендуется принимать из интервала К = 5–10 минут. Регламентированные перерывы (т.е. дополнительные к перерыву на обед) следует устраивать не реже, чем через каждый 1 час работы.

Порядок выполнения задания

3.1. Выбрать вариант по таблице вариантов.

3.2. Ознакомиться с методикой.

3.3. Подготовить таблицу для заполнения (см. табл. 2) и занести в нее исходные данные факторов условий труда из варианта задания.

3.4. Внести в таблицу 2 величину каждого элемента хi в баллах с учетом фактического времени действия физического или химического вредных факторов по формуле (1).

3.5. Определить интегральную балльную оценку тяжести труда по формуле (2) с учетом формулы (1).

3.6. Выбрать категорию тяжести труда и дать ее определение (зная интегральную оценку, по таблице 3).

3.7. Привести ориентировочные рекомендации по льготам и доплатам, используя данные в таблице 3.

3.8. Определить суммарное необходимое время на регламентированный отдых по формуле (3).

3.9. Определить рекомендуемое количество регламентированных перерывов в смену по формуле (4).

3.10. Оформить отчет и сдать на проверку преподавателю.

Литература

1. Межотраслевые методические рекомендации. Количественная оценка тяжести труда. — М.: Экономика, НИИТруда, 1988. – 116 с.

2. Основы инженерной психологии /Под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986. – 448 с.

3. Шумилин В.К., Гетия И.Г., Савкин В.П. Эргономические основы проектирования техники. Учебное пособие. — М.: Изд. ВЗМИ, 1988 г. – 82 с.

4. Справочная книга по охране труда в машиностроении /Бектобетов В.Г., Борисова Н.Н., Коротков В.Н. и др.; под общ. ред. Русака О.Н. — Л.: Машиностроение, 1989. – 541 с.

5. Руководство Р 2.2.2005-06. Руководство по гигиенической оценке факторов рвбочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Бюллетень Госсанэпидемнадзора. Вып. 3, сент. 2005 г. – 144 с.

Пример выполнения работы приведен после вариантов
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

к практическому занятию на тему:

«Расчет интегральной балльной оценки и категории

тяжести труда на рабочем месте»

Вариант задания определяется по первой букве фамилии студента

и последней цифре его учебного шифра.

Наши рекомендации