Тема 1.5.4. Обучение пациента и его окружение методам саморегуляции

"Спаси себя сам

И вокруг тебя

Спасутся тысячи".

ПЛАН:

1. Цели и задачи психологии здоровья, психологической валеологии.

2. Причины возникновения нервно-психических заболеваний, стрессоры.

3. Стресс, причины стресса, фазы стресса.

4. Само регуляция, ее значение для здоровья.

5. Методы само регуляции Психологический опрос.

6. Заповеди психического здоровья.

Если в 19 веке люди умирали в основном от инфекционных болезней, то в наши дни на первое место среди причин смертности выдвинулись болезни цивилизации. Они названы так потому, что во многом обусловлены образом жизни современных людей, для которых характерны малая двигательная активность, нерациональное питание, постоянное эмоциональное перенапряжение.

“Причина язвы не в том, что вы едите, в том, что гложет вас”, - сказал известный юморист. Если бы человечество в один прекрасный день избавилось от стресса, депрессии и бессонницы, 90% больных излечились бы от хронических недугов. Список психосоматических (возникших на нервной почве) заболеваний пополняется с каждым годом, подтверждая народную мудрость: все болезни – от нервов.

Распространяясь на мышцы, эмоциональное напряжение, как правило, становится причиной головной боли, остеохондроза и артроза. Невыплаканное горе оборачивается бронхиальной астмой, постоянное раздражение вредит желудку, тревога нарушает сердечный ритм, гнев расстраивает работу печени и желчного пузыря, вынужденное общение с неприятными людьми приводит к хроническому насморку, невозможность заниматься любимым делом повышает риск онкологической патологии, неудовлетворенная потребность в ласке и нежности чревата кожными заболеваниями.

Наше здоровье зависит от множества причин, в основе которых лежат социально-психологические закономерности. Понятие "социально-психологические факторы" раскрывается в простых словах и действиях:

1) на поведенческом уровне личности - это, как ведет себя человек по отношению к другим

2) на эмоциональном уровне - как реагирует, переживает

3) на уровне мышления - это как человек думает о себе, других, окружающем мире

На каждом уровне могут существовать негативные стереотипы, причины, которые способствуют возникновению нервно-психического напряжения, что в свою очередь нарушает здоровье. Расхожая фраза "все от нервов" - мудрая мысль. Если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, то он может научиться сохранять оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить.

Психология здоровья - предупреждение развития не только психической, но и соматической патологии, главная цель - всестороннее самосовершенствование человека.

В высшей степени этими вопросами занималась религия. Но настал момент, когда наука и религия могут успешно интегрироваться в области самосовершенствования человека. Саморазвитие, рост собственной личности - это помощь не только себе, но и всем. "Спаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи".

Психология здоровья – междисциплинарная область, объединяющая медицинскую психологию и валеологию.

Психологическая валеология – наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения и укрепления его.

Психология здоровья из не больных делает здоровых развитием и совершенствованием человека в целом.

Психическое здоровье – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Задача психологии здоровья в работе с населением:

1. Повышение психологической грамотности населения.

2. Повышение социальной перцепции (повышение уровня культуры, общения).

3. Определение путей и условий для само регуляции личности или самоусовершенствования человека.

Выполнение задач сводится к обогащению личности, самоусовершенствованию личности. Личность должна быть зрелой. Психология здоровья выступает в качестве фундамента валеологии.

В оздоровлении новых поколений решающая роль принадлежит - школе. Для этого необходимо:

1) Валеологически просвещать всех учителей и воспитателей.

2) Поиск и освоение валеологии целесообразных педагогических технологий, снижающих уровень тревожности учеников на уроке.

3) Создание валеологической службы в каждой школе (валеолог, психолог, медик, социальный работник, представитель родительской общественности).

4) Участие родителей.

5) Воспитание потребности в здоровом образе жизни и здоровье как основа всех будущих успехов в жизни.

Совершенствование человека в области психической культуры есть неспецифический базисный фактор профилактики любого заболевания. Возникновение нервно-психических заболеваний связано в первую очередь с изменениями образа и условий жизни человека, его деятельности, с другой стороны определяется несовершенством его адаптивных возможностей. Есть общие причины этого явления, есть и специфические для каждой конкретной страны. Здоровье человека зависит от того, как он переживает стрессовые ситуации, насколько оптимальные способы решения жизненных проблем выбирает. Замечено, что долгожители часто отличаются оптимизмом, стремлением быть полезными людям. История медицины свидетельствует о том, что ни один мрачный человек не жил более 100 лет, т.к. у этих людей постоянно спастически сокращены сосуды. Человек, страдающий "пессимистической жвачкой", располагает мрачными мыслями по поводу будущего, конечно, заполнит ее ожиданием беды, предчувствием катастрофы и т.п. М. Жванецкий: "Давайте переживать все-таки неприятности по мере их поступления".

Наши рекомендации