Организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности страны
Основным документом, определяющим объекты и срок подготовки работников конкретных организаций к переходу с мирного на военное время, является план ГО организации.
Главная цель плана – обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов их семей.
Проблемами ЧС в международном масштабе занимается Международная организация гражданской обороны (МОГО), созданная в 1931 г. В соответствии с уставом цель МОГО – развитие и совершенствование ГО, методов и технологических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени.
Согласно закону РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определены принципы и способы защиты населения и объектов экономики в ЧС мирного и военного времени.
Принципы защиты - это официально установленные Правительством РФ положения, определяющие порядок защиты населения и организаций в условиях военного и мирного времени.
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ):
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
3).Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Основные принципы обеспечения безопасности населения в ЧС (Рис.1):
- укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты);
- использование средств индивидуальной и медицинской защиты;
- рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны.
Виды защитных мероприятий.
Под термином «защита населения » принято понимать комплекс мероприятий РСЧС, взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
-риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
-предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений организаций всех форм собственности.
Защита достигается в результате применения различных средств и способов защиты и осуществления комплекса мер, который включает:
-прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
-непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
-оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
-эвакуацию людей из опасных зон и районов;
-инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;
-применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;
-оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;
-подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;
-проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
-обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
-создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
-оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
-эвакуационные мероприятия;
-меры по инженерной защите населения;
-меры радиационной и химической защиты;
-медицинские мероприятия;
-подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение - одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.