Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикально­го ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Сб. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с се­рым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства Р,, если доминантные и рецессивные гены данных признаков по­парно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

ЧАСТЬ 3

С1. С чем связана необходимость поступления в кровь чело­века ионов железа? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. К членистоногим относят кре­веток, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представи­телей. 3. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на го­ловогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет, у насекомых две па­ры усиков, а у ракообразных — одна пара. 5. Членистоногие растут в течение всей жизни.

СЗ. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?

Назовите не менее 4 особенностей.

С4. Представьте себе, что в небольшом водоеме, образовав­шемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудо­вик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3 доказательств.

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мута­ции в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания ис­пользуйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание Второе основание Третье основание
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир Цис Цис Три У ц А Г
ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Ар г Арг Арг У ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Апа Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У ц А Г

Сб. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и глад­ким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребен­ка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Правила пользования таблицей - student2.ru ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный разверну­тый ответ.

С1,Какие процессы обеспечивают передвижение воды и ми­неральных веществ по растению? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа Плоские черви ведут парази­тический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня яв­ляется крупный рогатый скот.

СЗ. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

С4. В чём проявляется приспособленность птиц к неблаго­приятным условиям зимы в средней полосе России?

С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — ПО, а нуклеотида — 300. От­вет поясните.

Сб.У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозигот­ным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — жен­ский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Правила пользования таблицей - student2.ru ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а па задания С2—С6 — полный разверну­тый ответ.

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объ­ясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности орга­низмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами кото­рых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клет­ке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрова­на наследственная информация о признаках организма. 6. Мо­лекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогео­ценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полоса­тыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круг­лыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые поло­сатые плоды. Определите доминантные и рецессивные призна­ки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Правила пользования таблицей - student2.ru ЧАСТЬ 3

| Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте | бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания I (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат-\кий свободный ответ, а на задания С2—Сб — полный разверну-\тый ответ.

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам ре­комендуют сосать леденцы?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей. 5. Плоские черви — раздельно­полые животные, откладывают яйца.

СЗ. Каковы функции пищеварительной системы человека?

С4. Какие изменения биотических факторов могут привести к уведичению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антико-донами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, кото­рый несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

Сб. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (Ь) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цвет­ками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите ге­нотипы родителей, потомства и возможное соотношение фено­типов. Установите характер наследования признаков.

Правила пользования таблицей - student2.ru ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала помер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный разверну­тый ответ.

С1. В Древней Индии подозреваемому в преступлении пред­лагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удава­лось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

С2. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1—3, и их функции.

Правила пользования таблицей - student2.ru

СЗ. Чем отличаются растения от животных? Назовите не ме­нее трех признаков.

С4. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длитель­ной эволюции.

С5. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объ­ясните, как отразилось это мероприятие на численности кури­ных.

Сб. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная ок­раска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения за­дачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер на­следования признаков.

Правила пользования таблицей - student2.ru ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный разверну­тый ответ.

С1. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и поче­му их называют «придонными фильтрами».

С2. Установите, какая часть у луковицы лука обозначена на рисунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функ­ции.

Правила пользования таблицей - student2.ru

СЗ. Какие особенности строения характерны для представи­телей типа Хордовых?

С4. Чем определяется устойчивость естественных экосис­тем?

С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6- 10"9 мг. Оп­ределите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Сб. Известно, что хорея Гентингтона (А) — заболевание, проявляющееся после 35—40 лет и сопровождающееся прогрес­сирующим нарушением функций головного мозга, и положи­тельный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные ауто-сомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родите­лей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом

Содержание

Стр.

Наши рекомендации