С. строить аргументацию и доказательства посредством поиска, сбора, анализа, систематизации и интерпретации информации с учетом социальных, этических и научных соображений
КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор-проректор
По учебно-методической работе, к.э.н., профессор Бугубаева Р.О. _________________________ « ______»_____________2014г.
СИЛЛАБУС
БАКАЛАВРИАТ
Дисциплина:Основы безопасности жизнедеятельности
Специальность: для всех специальностей
Кафедра: Оценки и ЭЭД
Всего 2 кредита (3 ЕСTS) Лекции – 15 часов Практические занятия – 15 часов СРС – 45 часов СРСП – 15 часов |
Караганда – 2014-2015 уч.год
Форма 2
Силлабус составлен к.б.н., доцентом кафедры «Оценки и ЭЭД» Чергизовой Б.Т. на основании ГОСО РК специальности 5В051000 «Государственное и местное управление», 5В050900 «Социальная работа», 5В050800 «Учет и аудит», 5В090800«Оценка», 5В050900«Финансы», 5В051100 «Маркетинг», 5В072700 «Юриспруденция», 5В051300 «Мировая экономика», 5В050200 «Ресторанное дело», 5В072700 «Товароведение продовольственных товаров», типовой программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и требований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2014.
Рассмотрен на заседании учебно-методического семинара кафедры
«____» __________ 2014 г. Протокол № _____
Зав. кафедрой,
д.э.н., профессор Л.Б.Кулумбетова
Сведения о преподавателе: к.б.н., доцент Чергизова Б.Т.
Опубликовано 68 статей, 4 уч. пособия, в т.ч. «Социальные основы здоровья», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Читаемые курсы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности», «Биология» и др.
Офис: КЭУ. Кафедра оценки и ЭЭД, преподавательская, аудитория 332
Адрес: г. Караганда, ул. Академическая 9
Тел.: 8-3212-44-16-34 (доб. 131)
Факс: ___________
Е-mail: __________
Форма 3
Характеристика дисциплины
Цель преподавания дисциплины -вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности, принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и производственного персонала объектов хозяйствования от возможных последствий аварии, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации последствий.
Содержание курса включает в себя ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями безопасности жизнедеятельности, а также научить основами правового и трудового законодательства, способствовать получению практических навыков разработки и оформления документации по учету и расследованию несчастных случаев на производстве, ознакомлению с государственными актами и нормативно-техническими документами в области охраны труда. Студенты должны уметь использовать полученные знания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, применять способы защиты населения при организации и проведении спасательных работ, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Результаты обучения:
А. знать и понимать основы обеспечения жизнедеятельности, выработать умения и навыки о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих; дать знания о строении и функциях организма; сформировать в общественном сознании высокую ответственность за рождение и воспитание гармонично развитого и здорового поколения.
Б. уметь анализировать с их помощью конкретные ситуации в жизни и в быту, а также на производстве, определять клинические признаки заболеваний, органов и систем, функциональные особенности их взаимодействия, использовать различные оздоровительные программы и методы сохранения здоровья.
С. строить аргументацию и доказательства посредством поиска, сбора, анализа, систематизации и интерпретации информации с учетом социальных, этических и научных соображений.
Д. представлять информацию в различных формах сообщений, сотрудничать и работать в группе, дискутировать и отстаивать свою позицию, принимать решения.
Е. иметь навыки самостоятельной работы, потребность к дальнейшему самосовершенствованию, понимать необходимость постоянного обновления профессиональных знаний.
Пререквизиты: «Биология», «Химия», «Экология»
Постреквизиты: «Охрана труда», «Социология», «Психология»
Методология дисциплины: Теоретической базой дисциплины являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области биологии и медицины, защиты населения, закономерностей развития человека и организма, способам оказание первой медицинской помощи при травмах, переломах, экстренных случаях, характеристика природных и техногенных катастроф, клиническая картина различных заболеваний и принципы лечения, а также их профилактика. В процессе преподавания целесообразно использовать: ситуационные задачи, метод групповых проектов, метод сравнительного анализа, кейсовый метод и другие активные методы.
Форма 4
Политика и процедуры оценки знаний
Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по 1 и 2 рубежным контролям - 60% и итоговому контролю – 40% и составляет 100%, то есть итоговая оценка определяется по формуле:
где: | Р1- процентное содержание оценки первого рейтинга; |
Р2- процентное содержание оценки второго рейтинга; | |
Э - процентное содержание экзаменационной оценки. |
При наличии по дисциплине курсовой работы, ее оценка включается в средний рейтинг – Рср = (Р1-Р2-полученный балл по курсовой работе)/3.
Для корректности подсчета итоговой оценки по вышеприведенной формуле необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) в процентах от 0 до 100%.
Ниже приведена многобалльная буквенная система оценки знаний обучающихся по кредитной технологии.
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B- | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C- | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D- | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний обучающихся
«А», «А-» («отлично») - если обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с поставленными задачами, показывает знания монографического материала, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
«В-», «В», «В-» («хорошо») - если обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применить теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических задач;
«С+», «С», «С-», «D+», «D» («удовлетворительно») – если обучающийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;
«F» («неудовлетворительно») - если обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большим затруднением выполняет практические работы.
Теми же критериями преподаватель руководствуется в процессе выставления экзаменационной оценки.
Выбор оценки в амплитуде колебаний от А- до А, от В- до В-, от D до С- определяется степенью соответствия знаний и умений обучающегося вышеописанным критериям.
Процедура апелляции
Заявления студентов на апелляцию принимаются деканатами в день экзамена. Деканат факультета принимает заявление от студента и готовит апелляционную ведомость по данному заявлению с внесением среднего рейтинга по дисциплине из БД «Лука». Заявление студентов вместе с апелляционными ведомостями передаются в отдел Регистрации. Сотрудники отдела Регистрации регистрируют заявления и передают на кафедры для рассмотрения апелляционной комиссии. Рассмотрение заявлений комиссией кафедры осуществляется в течение 3 рабочих дней. Результаты апелляции вносятся членами апелляционной комиссии и протокол (см. Приложение) и возвращаются в отдел Регистрации для внесения результатов в БД. Закрытые ведомости по апелляции возвращаются в деканат.
Форма 5
Программа дисциплины
Таблица 1- Распределение часов по видам занятий
№ | Название темы | Лек-цион-ные заня-тия | Прак-тичес-кие заня-тия | СРСП | СРС |
Введение | |||||
Организационные основы обеспечения безопасности | |||||
Чрезвычайные ситуации | |||||
Опасности среды обитания человека. | |||||
Защита населения | |||||
Устойчивость работы промышленных объектов | |||||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | |||||
ИТОГО |
Таблица 2 - График лекционных, практических занятий и СРСП
№ | Дата | Время | Наименование тем |
Лекции | |||
Введение | |||
Организационные основы обеспечения безопасности | |||
Чрезвычайные ситуации | |||
Опасности среды обитания человека. | |||
Защита населения (лекция №1) | |||
Защита населения (лекция №2) | |||
Защита населения (лекция №3) | |||
Защита населения (лекция №4) | |||
Защита населения (лекция №5) | |||
Защита населения (лекция №6) | |||
Защита населения (лекция №7) | |||
Устойчивость работы промышленных объектов | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №1) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №2) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №3) | |||
Практические занятия | |||
Введение | |||
Организационные основы обеспечения безопасности | |||
Чрезвычайные ситуации | |||
Опасности среды обитания человека. | |||
Защита населения (лекция №1) | |||
Защита населения (лекция №2) | |||
Защита населения (лекция №3) | |||
Защита населения (лекция №4) | |||
Защита населения (лекция №5) | |||
Защита населения (лекция №6) | |||
Защита населения (лекция №7) | |||
Устойчивость работы промышленных объектов | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №1) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №2) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №3) | |||
СРСП | |||
Введение | |||
Организационные основы обеспечения безопасности | |||
Чрезвычайные ситуации | |||
Опасности среды обитания человека. | |||
Защита населения (лекция №1) | |||
Защита населения (лекция №2) | |||
Защита населения (лекция №3) | |||
Защита населения (лекция №4) | |||
Защита населения (лекция №5) | |||
Защита населения (лекция №6) | |||
Защита населения (лекция №7) | |||
Устойчивость работы промышленных объектов | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №1) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №2) | |||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (лекция №3) |
Таблица 3 – График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Вид контроля | Темы занятий (для текущего контроля) | Перечень заданий (форма контроля) | Срок сдачи |
Текущий контроль | Тема 1. | 1.Обсуждение кейса. 2.Подготовка реферата. 3.Составление кроссворда | 1 неделя |
Текущий контроль | Тема 2 | 1.Обсуждение кейса. 2.Защита реферата. 3.Составление тестов по теме | 2 неделя |
Текущий контроль | Тема 3 | 1.Обсуждение темы. 2.Подготовка рефератов. 3.Приготовить презентацию. | 3 неделя |
Текущий контроль | Тема 4 | 1. Обсуждение кейса 2.Подготовить доклад. 3.Подготовить презентацию. | 4 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №1) | 1.Обсуждение темы лекции 2.Защита реферата. 3.Составление тестов. 4.Решение кроссвордов. | 5 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №2) | 1.Обсуждение кейса 2.Решение задач. 3.Составление тестов. 4.Подготовить презентации. | 6 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №3) | 1.Обсуждение темы лекции 2.Решение ситуационных задач. 3.Составление тестов. 4.Подготовить презентацию. | 7 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №4) | 1.Обсуждение кейса 2.Решение ситуационных задач. 3.Составление тестов. 4.Подготовить презентацию. | 8 неделя |
Рубежный контроль 1 | Итоговая контрольная работа | 1-8 неделя | |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №5) | 1.Обсуждение кейса 2.Подготовить презентацию. 3.Решение ситуационной задачи. 4.Составление кроссворда. | 9 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №6) | 1.Обсуждение темы лекции 2.Составление тестов. 3.Решение задач. 4.Подготовить презентацию. | 10 неделя |
Текущий контроль | Тема 5 (лекция №7) | 1. Обсуждение кейса. 2.Составление кроссвордов. 3.Решение задач. 4.Подготовка презентаций. | 11 неделя |
Текущий контроль | Тема 6 | 1.Обсуждение темы лекции 2.Составление тестов. 3.Подготовка презентаций. 4.Защита рефератов. | 12 нделя |
Текущий контроль | Тема 7 (лекция №1) | 1.Обсуждение кейса 2.Подготовка презентаций. 3.Решение задач. 4.Составление тестов. 5.Написание реферата. | 13 неделя |
Текущий контроль | Тема 7 (лекция №2) | 1.Обсуждение кейса 2.Решение ситуационных задач. 3.Составление тестов. 4.Подготовка презентации. 5.Подготовка доклада. | 14 неделя |
Текущий контроль | Тема 7 (лекция №3) | 1.Обсуждение лекции 2.Решение задач. 3.Составление тестов. 4.Подготовить презентацию по теме. 5.Составить тестовые задания. 6.Написание реферата. | 15 неделя |
Рубежный контроль 2 | Итоговая контрольная работа | 1-15 неделя | |
Итоговый контроль | Экзамен | согласно расписания |
Тема 1. Введение
План лекции (1 час)
1. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера
2. Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей
3. Цель и содержание курса ”Основы безопасности жизнедеятельности”
4. Основные задачи курса и его значение в подготовке специалистов
5. Основные элементы безопасности жизнедеятельности и организационно-технические и управленческие меры повышения безопасности и улучшения условий труда
Литература:1,2,3,4
План практического занятия (1 час)
1. Цель и задачи курса и его значение для улучшения условий труда
2. Влияние темпов научно-технического прогресса производственной деятельности на здоровье и жизнь людей
3. Проблемы безопасности в системе «Человек-машина-производственная среда»
4. Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей
5. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности