Питание личного состава в условиях жаркого климата
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф. Гигиенические проблемы обеспечения жизнедияльности населения при чрезвычайных ситуациях. Особенности питания и водоснабжения организованного групп населении в экстремальных ситуациях.
(для студентов медицинских факультета)
Утверждено
на методическом совещании кафедры
«_____»______________ г
протокол №__________
Зав. кафедрой _____________Надворный Н.Н
Переутверждена
на методическом совещании кафедры
протокол № ___________
Зав. кафедрой _____________Надворный Н.Н
Одесса
- Учебная цель:
Ознакомиться с гигиеническими требованиями к размещению личного состава войск и формирований населения, обязанностями должностных лиц по их санитарно-гигиенического обеспечения и овладеть методиками медицинского контроля за размещением личного состава формирований и пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Исходные знания и умения.
2.1. Знать:
2.1.1. Физиологические основы обмена веществ в организме.
2.1.2. Энергетический обмен и его регуляцию. Составные части суточных энерготрат.
2.1.3. Физиолого-гигиеническую характеристику основного обмена и специфически-динамического действия пищи.
2.1.4. Зависимость энергетического обмена организма от климато-погодных условий, микроклимата, эмоциональной и физической нагрузки человека.
2.1.5. Рациональное питание как основа обеспечения энергетических потребностей организма человека.
2.2. Уметь:
2.2.1. Проводить хронометраж суточной деятельности индивида и однородного коллектива с общим распорядком дня и питанием.
2.2.2. Пользоваться инструктивными, справочными материалами, формулами, таблицами, номограммами, проводить соответствующие расчеты.
- Вопросы для самоподготовки.
1. Определение и классификации чрезвычайных ситуаций. Международные и
национальные формирования по ликвидации последствий катастроф.
2. Особенности жизнеобеспечения военных и гражданских формирований,
спасательных команд и потерпевшего, населения при чрезвычайных ситуациях
и в военное время.
3. Основные виды размещения военных и гражданских формирований.
4. Организация санитарного надзора за размещением военных и гражданских
формирований.
5. Гигиенические требования к санитарному благоустройству военного лагеря,
организации водоснабжения, удаления и обеззараживания жидких и твердых
отходов, а также стирального обеспечения.
6. Виды полевого жилья, гигиенические требования к их оборудованию и эксплуатации
при чрезвычайных ситуациях.
7. Закрытые фортификационные сооружения (хранилища): основные элементы
планирования, нормативы площади, объема и санитарного благоустройства.
8. Методы и средства медицинского контроля за размещением военных и
гражданских формирований и пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях
и в военное время.
- Органолептическое исследование концентратов
- Определение влажности концентратов
- Определение кислотности концентратов
- Определение внешнего вида и органолептических свойств концентратов
- Проверка герметичности консервных банок
- Органолептическая оценка содержимого консервной банки
- Определение органолептических свойств сухарей
- Определение намокаемости сухарей
- Структура и содержание занятия.
В ходе практического занятия студент, под руководством преподавателя отвечает на ряд вопросов:
1. Органолептическое исследование концентратов
2. Определение влажности концентратов
3. Определение кислотности концентратов
4. Определение внешнего вида и органолептических свойств концентратов
5. Проверка герметичности консервных банок
6. Органолептическая оценка содержимого консервной банки
7. Определение органолептических свойств сухарей
8. Определение намокаемости сухарей
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ходе практического занятия студенты изучают проекты военного лагеря, защитной закрытой фортификационного сооружения и обосновывают гигиенические заключения, решают ситуационные задачи по теме практического занятия.
Ситуационные задачи Задача 1 Учебный проект военного лагеря
Для сооружения учебного военного лагеря была отведена отдельная квартира на северо-западном побережье реки Д. Участок сухая, с незагрязненным супесчаной почвой, низким стоянием грунтовых вод и наклонным в юго-восточную сторону склону рельефа, покрытый редким лесом и кустарником.
Территория участка граничит на северо-западе со смешанным лесом, на юго-востоке - с обрывистым невысоким берегом реки Д., по которому на расстоянии 1,2 км расположена железная дорога. Направление ветров в местности, доминирует - северный. Объектов, которые загрязняют атмосферный воздух, в радиусе 3,5 км нет.
Баня и прачечная располагаются на отдельном участке обрывистого берега реки на расстоянии 80 м от границы участка лагеря ниже по течению. Для удаления банно-прачечных вод планируется оборудование фильтровальной канавы со спуском очищенных сточных вод в реку. Река Д. по санитарным харак теристики пригодна для купания.
Военный лагерь включает следующие зоны и полосы расположения объектов:
1. Полоса строевых подразделений, отмежевывается передней и средней
линейками.
2. Полоса административно-хозяйственных сооружений, размещается между
средней и задней линейками.
3. Полоса размещения боевой (автотракторной) техники, складов и других
вспомогательных сооружений располагается по задней линейкой и отмежевывается
тыловой дороге.
4. Спортивная зона.
5. Зона штурмовых городков и тиров, которая размещается перед передней
линейкой.
6. Танкодром и артиллерийский полигон, размещаются на отдельной
участке.
Полоса строевых подразделений оборудована лагерными палатками, которые располагаются отдельными участками побатальонно. Палатки установлены над гнездами, вкопанными в землю на глубину не менее 0,7 м и оборудованы дощатыми нарами.
Полоса административно-хозяйственных сооружений включает классы (палатки со столами и скамейками для проведения занятий, изучения и чистки личного оружия и т.д.).
Для сбора нечистот устроен выгребной туалет с выгреб всасывающего типа, для сбора помоев - помойная яма по типу поглощения-ного колодца на расстоянии 25 м от кухни. Обеззараживание нечистот и помоев происходит путем их закапывания.
Учебные и воспитательные цели
1. Студент должен усвоить принцип организации питания войск в полевых условиях.
2. Студент должен знать организацию и методику санитарного надзора за питанием войск в боевой обстановке и условиях применения ОМП.
3. Студент должен знать порядок проведения и способы дезактивации и обеззараживания продовольствия и тары.
- Рекомендованная литература.
1. Беляков В.Д., Жук Е.Г.. Учебное пособие по военной гигиене и
зпидемиологии.-М.: Медицина, 1988. - С. 42 ~ 68.
2. Бардов В.Г., Сергета И.В., Степаненко Г.П. и др. .. Пропедевтика гигиены,
военная и радиационная гигиена. - М., 1999. - 4.2. - С. 69-73, 95-103.
3. Бардов В.Г., Швайко 1.1., Бойко Н.И. и Ин .. Учебное пособие к
практических занятий по общей гигиене. - М., 1994. - Ч. 2. - С. 123-126.
4. Никберг 1.1., Сергета И.В., Цымбалюк Л.И.. Гигиена с основами экологии. -
К.: Здоровье, 2001. - С. 421-430.
5. Под ред Дубицкий А.Е.. Медицина катастроф. - К.: Здоровье. -
1993. - С. 76-104.
6. Чрезвычайные ситуации. Основы законодательства Украины; Т.1 - М., 1998. -
544 с.
7. Чрезвычайные ситуации. Основы законодательства Украины; Т. 2 - М. 1998 -
496 с.
8. Скичев В.П., Омельченко А.Т.. Организационно-технические основы
системы военной медицины катастроф. - М.: Воениздат: 1992. - 270 с.
9. Захарченко М.П., Лопаткин С.А., Новожилов Г.Н., Захаров В.И.
Гигиеническая диагностика в зкстремальньих ситуациях. - С.-Петербург:
Наука, 1995. - 222 с.
Оснащение занятия
1. «Организация питания в полевых условиях».
2. «Организация ППБ».
3. «Этапы мед.экспертизы продовольствия и воды при возможном заражении ОВ,РВ,БС».
4. «Величина заражения воды и продовольствия продуктами ядерного взрыва».
5. «Виды пайков и их энергетическая ценность».
6. «Нормы суточного довольствия по солдатскому пайку».
7. «Схемы доставки горячей пищи в боевых условиях».
Чрезвычайные ситуации
Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для человека или других живых компонентов природной среды. Иначе говоря, любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины (внешние или внутренние) ни лежали в основе возникновения чрезвычайных ситуаций, последние всегда негативно воздействуют на природу и человека. Внешними причинами ЧС являются, например, стихийные бедствия, внезапное прекращение подачи энергоносителей, терроризм, войны и др.Внутренние – это недостаточная квалификация персонала, ошибки в проектах, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях.Согласно закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1996 г.), чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей природной среде (ОПС), сопровождались значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.Чрезвычайной ситуации предшествует возникновение источника чрезвычайной ситуации (фактора риска) – опасного природного явления, аварии или опасного техногенного происшествия, широко распространенной инфекционной болезни людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также применения современных средств поражения и т. д.
ПИТАНИЕ ВОЙСК В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
При нахождении войск в различных экстремальных условиях: периоды учений, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, действия в условиях жаркого климата, высокогорья, при недостатке пищевых продуктов и т. п. следует учитывать особенности в питании личного состава.
Питание личного состава в условиях жаркого климата.
На организацию питания личного состава в районах жаркого климата существенное влияние оказывают температура и влажность воздуха, резкие колебания суточной температуры, интенсивная инсоляция, трудности обеспечения водой и т. д. В этих условиях практически весь личный состав начинает терять массу тела при полном отсутствии аппетита и даже отвращении к еде, что связано с перегреванием организма. Установлено, что при температуре воздуха во время приема пищи более 30-500 С потребление рациона резко снижается, а при температуре 40-500 С и выше любая пища вызывает отвращение.
Поэтому важное значение приобретают мероприятия, направленные на нормализацию микроклимата в местах приёма пищи.
Для нормализации микроклимата и теплового состояния организма в местах приема пищи могут использоваться кондиционеры, вентиляторы и приспособления из подручных материалов (навесы, тенты), а также обязателен отдых в течение 30-40 мин перед едой. Этой же цели способствует смещенный режим питания, то есть перенос потребления основного количества пищевых продуктов на прохладное время суток. Так, на обед планируется преимущественно углеводная пища при энергосодержании до 25 % общей энергетической ценности рациона (на 15-20 % ниже, чем в умеренном климате), на завтрак – около 35 % и на ужин – до 40 %. На ужин целесообразно выдавать основное количество белковой и жиросодержащей пищи, а также витаминные препараты.
Режим питания военнослужащих должен организовываться таким образом, чтобы пищевые вещества усваивались наиболее полно. В особо жаркое время года рекомендуется планировать завтрак в 5.30-6.00, обед в 11.00-11.30, ужин в 18.00-18.30 по местному времени.
Наряду с коррекцией пищевых рационов и режима питания важное значение в мероприятиях, направленных на улучшение аппетита, имеет нормализация водно-солевого обмена, что достигается созданием оптимального питьевого режима. Целесообразно потреблять воду в охлажденном виде (18-20о С) или использовать вместо воды охлажденный чай или воду, а также хлебный квас.