Общая характеристика социального бездействия
Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенческой реакцией людей на изменяющиеся, как правило, неблагоприятные условия жизнедеятельности.
Социальное бездействие рассматривается в качестве определенного состояния человека, при котором он приходят к решению не совершать действий, в том числе запрещенных, требуемых и ожидаемых обществом. Разумеется, полного бездействия у живого человека нет и быть не может. Активность бездействующего человека может быть равна нулю в отношении исключительно запрещенных, требуемых и некоторых ожидаемых обществом действий. Поэтому к бездействующим субъектам целесообразно отнести не просто тех, кто не совершает каких-либо действий, а тех, кто бездействует в плане осуществления своего государственного, гражданского, трудового, семейного или общечеловеческого долга.
Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность, а покой и апатию.
Идея бездействия была связана с принципами неподвижности и неизменности бытия, которую отстаивали представители элейской школы, такие как Мелисс, Парменид, Зенон.
Наиболее органичное толкование понятие бездействия получило в древних философских школах Востока. В даосизме человеку предписывалось плыть по течению, не нарушая естественного ритма и состояния. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, то есть слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.
В ходе дальнейшего развития философии сущность бездействия пытались объяснить сторонники эмпиризма Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Они считали, что идея подлинного бездействия заключается в нулевой активности субъекта на созерцание познавательного процесса.
К основному препятствию на пути активности во многих сферах жизнедеятельности следует отнести социопсихическую реакцию человека в виде страха, беспокойства, тревоги за судьбу и жизнь как свою, так и своих близких. Страх может порождать утрату способности к инициативе, отстраненность от общественных дел, формировать полнейшее механическое послушание, готовность подчиняться чужой воле, что в итоге может привести человека к бездействию. Интенсивный и продолжительный страх является наиболее опасным для человека. Функция страха заключается в том, что он сигнализирует человеку об опасности, выход из которой может быть как в активном действии, так и в его бездействии.
Наряду со страхом хотелось бы упомянуть о роли социальных манипуляций, которые также могут вызвать у человека социальное бездействие. Манипуляция – способ управления, господства над людьми путем духовного воздействия через программирования их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; оно осуществляется скрытно и его задачей является изменение мнений и целей людей в нужном власти направлении. При успешном применении манипуляции индивид может прекратить действия и прийти к бездействию. Бездействие – одна из целей манипулирования сознанием. Именно такого состояния от людей нередко стремятся добиться средства массовой информации и государство, т. к. бездействие и социальная апатичность граждан гарантируют государству спокойствие и безнаказанное процветание.
Манипулирование сознанием – эффективное средство и одновременно источник, вызывающий социальное бездействие. В данном случае гражданские чувства, ориентирующие человека на положительные социальные действия, нейтрализованы манипуляцией.
Для некоторых людей бездействие - это их жизненное кредо. Их пассивность не просто ответ на неблагоприятные обстоятельства, а устоявшаяся жизненная позиция. Они хотят улучшений своей жизни, экономического и политического положения в стране без приложения каких-либо со своей стороны усилий. При этом они руководствуются так называемым «бездействующим сознанием», опирающимся на житейские принципы: «не думать и подчиняться»; «ни за что не отвечать». Данные субъекты вряд ли могут самореализоваться и показать все свои способности и умения, найти своё предназначение в нашем мире.
К социальному бездействию можно отнести следующие разновидности:
· позитивное социальное бездействие, в качестве реакции на недопущения действий, запрещенных и отрицаемых обществом;
· негативное бездействие как сознательный отказ от требуемого обществом социального действия;
· нейтральное социальное бездействие как сознательный отказ личности от ожидаемых обществом положительных действий;
· ситуативное бездействие как бегство от социальной действительности при решении отдельных житейских проблем;
· апатичное бездействие, где человек не участвует в жизни общества и других процессах, потому что он изначально пассивен по своим психическим характерологическим признакам;
· квазибездействие, основанное на убеждение субъекта в том, что личность безразлична обществу и наличие собственной позиции мешает жить, а условия жизни мотивируют приспособленчество.
Бездействие, подверженное оценке со стороны права, приобретает вид правового бездействия: правомерного или противоправного. Правомерное бездействие связано с соблюдением запрещенных правовых норм, а также проявляется в осуществлении пассивных прав. Противоправное бездействие связано с уклонением от выполнения юридических обязанностей.
Социальное бездействие является преградой в становлении гражданского общества и развитии социальной активности населения. Социальное бездействие вызывает напряженность и крах социальных ожиданий. Так же социальное бездействие отрицательно сказывается на нравственном облике общества и ведет к его деградации.
В российском государстве отсутствуют систематические меры по борьбе с негативными проявлениями бездействия. Сильная социальная политика, экономические реформы, совершенствование духовного мира человека, координация деятельности основных институтов, зарождающегося правового государства и гражданского общества должны способствовать преодолению социального бездействия.
Самую главную роль в предотвращении социального бездействия, а так же преодолении его негативных последствий играет непосредственно государство. Кроме того, важное место в социально-экономическом развитии страны и активизации системы политических, общественных и идеологических институтов отводиться различным общественным организациям и партиям.
Краткая оценка социального бездействия такова: оно является преградой в развитии гражданского общества, тормозом в повышении активности во всех сферах жизнедеятельности, что отрицательно сказывается на нравственном облике общества, ведет его к деградации, а также искажает систему ценностных ориентаций и мотиваций поведения людей.