Общая характеристика психического и социального развития

Подростковый возраст для всех детей является особым, пере­ломным моментом развития, выявляющим и плодотворные тен­денции, и трудности социального развития. Вместе с тем, опыт семей, воспитывающих таких детей, данные катамнестических и экспериментальных исследований показывают, что и достижения, и трудности аутичного подростка имеют свою специфику.

Физическое развитие подростков с аутизмом имеет свои осо­бенности. Согласно полученным данным, они могут позже вступать в период пубертата, отставать в росте, весе и гормональном развитии. В это время особая «миловидность» такого ребенка может смениться выраженной диспропорцией черт, может выя­виться эндокринная патология. Важно отметить также, что в этот период у таких детей может обнаружиться ранее не отмечавшая­ся серьезная дефицитарность нервной системы. Так, по наблю­дениям М. Раттера, у 1/3-1/4 аутичных детей в этом возрасте впервые появляются эпилептические приступы, и наиболее вы­сокий риск их возникновения отмечен именно между 11 и 14 годами. Отмечается, что такие проявления чаще встречаются при наиболее тяжелых вариантах аутистического развития.

В этом возрасте специалистами отмечается также снижение характерных для раннего развития многих аутичных детей возбуж­дения, импульсивности, которые во многих случаях сменяются инертностью, пассивностью, хроническим недостатком движения. Это подтверждают наблюдения и жалобы родителей, отмечающих теперь большую пассивность своих детей, их стремление больше лежать или сидеть, отсутствие у них желания чем-либо заняться, выйти из дома. Такое может происходить даже в благоприятных случаях, когда ребенок успешно заканчивает общеобразователь­ную школу. Потеря привычной рабочей колеи может смениться пассивным просиживанием у телевизора, отмечается также рег­ресс ранее сформированных социальных навыков.

По-новому выглядят и тяжелые поведенческие проблемы, в частности агрессия и самоагрессия, столь характерные для пери­ода 3—6 лет. Они могут проявляться реже, но выражаться более бурно и представлять большую опасность и для самого ребенка, и для окружающих. Отмечается, что менее актуальными могут становиться его страхи. Хотя в целом ранимость, тревожность ребенка сохраняются, в привычной обстановке такой ребенок, как правило, чувствует себя в безопасности.

Что касается стереотипности поведения, то исследователи отмечают, что к подростковому возрасту она тоже становится менее жесткой. С одной стороны, это связано с уменьшением ранимости и снижением уровня тревоги, а с другой —с успеха­ми в овладении навыками социально-бытовой адаптации, орга­низации индивидуальной картины мира. Ребенок чувствует себя более уверенно и легче соглашается попробовать что-то новое.

В целом, можно сказать, что проявления самого аутизма в этом возрасте смягчаются, ребенок становится более контактным,

отзывчивым в отношениях с близкими. Отмечается, что к этому возрасту он как бы эмоционально «дозревает». Однако ослабле­ние аутистических тенденций делает более очевидными трудно­сти организации контакта, самой ситуации взаимодействия, по­нимания ее смыслового контекста и подтекста, мимики и инто­нации собеседника.

Часто отмечается особый характер отношений и взаимодей­ствий как со взрослыми, так и с ровесниками — бесхитростно-наи­вный, без должной дистанции, порой совершенно монологичный, с очень слабым учетом «обратной связи» от собеседника. В соче­тании с «просыпающимся» порой только в этом возрасте стрем­лением к общению подобный стиль создает множество проблем. Так, к сожалению, аутичные подростки нередко становятся объек­том насмешек и манипуляций со стороны своих сверстников.

Хотя уровень интеллектуального развития подростков с аутиз­мом бывает различным, известно, что при тестировании боль­шинство из них по своим количественным показателям оцени­ваются как умственно отсталые. Отмечается и значительный раз­брос показателей профиля интеллекта, отражающий неравномер­ность их достижений при выполнении разных заданий. В част­ности, аутичные подростки в ходе обследования могут быть более успешны в невербальных пробах или в заданиях, требующих ис­пользования непосредственного запоминания. Они испытывают трудности, если для решения задач необходимы развернутые сло­весные рассуждения, обобщение и символизация. В целом, счи­тается, что количественные показатели тестирования могут быть сопоставлены с глубиной аутизма подростка и косвенно служат прогностическим признаком его дальнейшего социального раз­вития.

В настоящее время внимание исследователей привлекают ка­чественные особенности интеллектуального развития детей с аутиз­мом. Именно в подростковом возрасте становится возможным стандартное интеллектуальное тестирование детей с аутизмом. Результаты исследований показали, что характер успешности в разных типах заданий соотносится с общими количественными показателями интеллектуального развития. Подростки с низким и средним коэффициентом интеллектуального развития более продуктивны в невербальных тестах, и, в противоположность этому, дети с самыми высокими показателями наиболее эффек­тивны именно в вербальных заданиях.

Продуктивным направлением исследований, нацеленных на определение специфики интеллектуального развития, считается выявление особого когнитивного стиля познания мира высоко­интеллектуальными детьми и подростками с аутизмом (Ю. Фрит, 1992). Проведенные в нашей лаборатории исследования (И.А. Кос­тин, 1997) показали, что и в подростковом возрасте при большей направленности на контакт и взаимодействие с другим человеком у детей с аутизмом сохраняется особый стиль познавательной деятельности — недостаточная активность в работе с информа­цией, в ее организации и направленном осмыслении. И в про­тивовес этому отмечается тенденция пассивно следовать логике, заданной внешней перцептивной и смысловой структурой, стрем­ление пользоваться готовыми штампами и стереотипами.

Для высокоинтеллектуальных подростков с аутизмом харак­терно оформление сверхценных увлечений, связанных с процес­сом школьного обучения. Это может быть обусловлено многими причинами.

Во-первых, «научившись учиться» и приобретя вкус к школь­ному обучению, ребенок обретает адекватные формы взаимодей­ствия со взрослыми. Конечно, в данном случае это происходит лишь в самой простой и стереотипной форме: он знает, о чем его спросят и что он должен ответить. Часто он не может отступить от этих освоенных им простых правил, но, тем не менее, дости­гает явных успехов в использовании социально адекватных форм контакта и очень дорожит ими. В стремлении быть правильным учеником у таких детей часто сквозит повышенная тревожность, и они оказываются не в состоянии выполнить домашнее задание, даже если родители просят их об этом.

Во-вторых, успех в обучении помогает такому ребенку укре­пить свой социальный статус в школе. Поскольку в подростко­вом возрасте аутичный ребенок начинает испытывать больший интерес к сверстникам, становится более внимательным к их мне­нию, учебные достижения являются для него крайне значимыми.

В-третьих, в учебной деятельности ребенок получает возмож­ность развить доступные ему способы саморегуляции. Сверхцен­ное увлечение аутичного ребенка, из которого вырастает его ин­теллектуальный учебный интерес, часто исходно связано с опре­деленным пугающим впечатлением — именно оно обычно служит стимулом для увлечения биологией, химией или электротехникой. Овладевая знаниями в этих областях, ребенок приобретает способность контролировать ситуацию, воздействовать на окружаю­щий мир, и это стимулирует его активность. Сам процесс накоп­ления и систематизации знаний упорядочивает картину мира, делает ход событий предсказуемым, что помогает ребенку чувство­вать себя более защищенным.

Понятно, что увлечение аутичного подростка учебой мы дол­жны расценить как положительный фактор его социализации. Вместе с тем, важно отметить, что во многих случаях учение ста­новится для него своего рода «замещающей деятельностью», ком­пенсирующей недостаток общения и реального социального вза­имодействия.

Если для аутичного ребенка в какой-то период времени ин­тересными и важными могут стать обычные детские книги, рас­крывающие переживания других людей, то теперь «беллетристи­ка» начинает направленно отвергаться. Подросток часто осознан­но доказывает, что внимания заслуживают лишь словари, спра­вочники, энциклопедии, научно-популярная и научная литерату­ра, позволяющие накапливать и систематизировать информацию, отвлеченную от непосредственной жизни.

Формирование отвлеченных познавательных интересов может сочетаться с развитием столь же отвлеченных, но при этом аф­фективно заряженных нравственных установок, которые фор­мально отвечают самым высоким общечеловеческим ценностям. Так, подросток может выступать в роли защитника окружающей среды, природы, памятников культуры, защитника справедливо­сти, борца против «примитивной» рок-культуры (или, наоборот, за нее). Однако, в отличие от увлечений обычного подростка, эти установки реализуются в стереотипном проигрывании (прогова-ривании) отдельных сюжетов, вне связи с реальной жизнью. Для противодействия тенденции к формальному накоплению и сис­тематизации знаний и выхолащиванию человеческих отношений и ценностей такому подростку требуется психологическое сопро­вождение, индивидуальная и групповая работа.

Наши рекомендации