Алгоритм составления комплексной

Индивидуальной программы реабилитации

диагностика

Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru

экспертиза социальной недостаточности   педагогическое обследование   психологическое обследование   Алгоритм составления комплексной - student2.ru медицинское обследование

Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru

реабилитационный потенциал

Алгоритм составления комплексной - student2.ru

виды реабилитации

Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru

социально-педагогическая   медико-социальная   трудовая   психологическая   социально-бытовая

Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru Алгоритм составления комплексной - student2.ru

свободный план индивидуальной комплексной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями

Виды реабилитации

В настоящее время в научной литературе описаны различные виды реабилитации, хотя представители разных наук (медики, психологи, педагоги и т.д.) отдают предпочтение тому или иному виду реабилитации. Нам необходимо рассмотреть основные виды реабилитации комплексно.

Реабилитация, как известно - это целостная система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья, стойким расстройством функций организма. Для детей с отклонениями в развитии целью реабилитации (или абилитации) является наиболее полная социальная адаптация и интеграция в общество.

Подготовка к труду детей с отклонениями в развитии, являясь одним из важнейших аспектов их социальной адаптации и одной из главных целей комплексной реабилитации предполагает реализацию всех основных направлений реабилитации: медицинской, психологической, педагогической, профессиональной, социальной.

Медицинская реабилитация представляет собой использование комплекса медицинских мероприятий для восстановления нарушенных функций, уменьшения ограничения жизнедеятельности.

В аспекте подготовки к труду данной категории детей медицинские меры реабилитации включают определение медико-физиологического состояния детей (антропометрию, оценку гармоничного развития, оценку биологической зрелости, уровня или группы здоровья), реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование, ортезирование, выдачу рекомендаций по трудовому обучению и контроль за их выполнением, врачебно-профессиональное консультирование, определение трудового прогноза, заключение о профессиональной пригодности, медико-социальную экспертизу.

Определению клинико-функционального состояния должно предшествовать тщательное изучение анамнеза ребенка и анализ его медицинской и иной документации. При этом крайне важно выяснить в каком возрасте впервые были обнаружены нарушения и спустя какое время после этого начато этиопатогенетическое лечение. Лучших результатов при лечении врожденной патологии можно ожидать при ранней по­мощи - сразу после рождения.

Для комплексной оценки состояния здоровья проводится комплексное клинико-функциональное обследование ребенка, с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Выясняется выраженность нарушений и состояние компенсаторных возможностей организма для прогнозирования будущей трудовой деятельности. Умеренное нарушение функций и сохранность компенсаторных механизмов позволяет ребенку с отклонениями в развитии участвовать в общем и трудовом обучении и в дальнейшем осуществлять трудовую деятельность.

Наиболее полное представление о возможностях организма ребенка с отклонениями в развитии и динамика их в процессе восстановительного лечения дает определение реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал - это совокупность имеющихся психофизиологических, физических, психологических способностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстановить нарушенные сферы жизнедеятельности. Уровень реабилитационного потенциала зависит от возраста ребенка, характера патологии, выраженности нарушенных функций и возможности их компенсации, условий окружающей социальной среды и др.

Чем выше уровень реабилитационного потенциала, тем более широкий круг специальностей доступен для выбора. У детей с высоким реабилитационным потенциалом имеют место только легкая степень нарушения функций, ограниченность патологического процесса, сохранные компенсаторные возможности, достаточный уровень "качества жизни", психологические нарушения в легкой степени или их отсутствие, благоприятные условия окружающей среды. При низком реабилитационном потенциале все перечисленные признаки имеют выраженные и противоположные проявления. На современном уровне педиатр-реабилитолог, педиатр-психолог, психоэксперт должны оценить состояние ребенка с отклонениями в развитии в соответствии с Международной класси­фикацией нарушений, определить характер и степень ограничения их жизнедеятельности, что особенно важно для дальнейшей оценки трудовых возможностей и предметной ориентации детей с отклонениями в развитии.

Подготовка подростка к труду должна соответствовать прогнозируемым трудовым возможностям ребенка. Трудовой прогноз определяется клинико-функциональными факторами (характер течения заболевания, степень выраженности нарушения функций пораженной системы, состояние компенсаторных возможностей организма, толерантность к физическим и нервно-психическим нагрузкам, уровень психологической адаптации), социальными факторами (требования труда к той или иной профессии, т.е. условия и характер труда, наличие вредных и противопоказанных факторов, условия жизни ребенка, возможность получения общего и профессионального образования и т.д.). Для определения трудового прогноза используется интегральная оценка показателей всех перечисленных выше факторов. При этом оценивается то клинико-функциональное состояние ребенка, которое удалось достичь в результате комплекса всех реабилитационных мероприятий.

Таким образом, прогнозирование трудовых возможностей детей с отклонениями в развитии исходит из функционального состояния ребенка в динамике наблюдения и доступного спектра требований, которые могут быть ему предъявлены жизнью и работой, ее характером и условиями.

Различают три варианта трудового прогноза:

1) благоприятный, при котором предполагается доступность трудовой деятельности в показанных профессиях в полном объеме;

2) сомнительный, когда выполнение профессионального труда возможно при соблюдении определенных ограничений;

3) неблагоприятный, когда трудовая деятельность возможна только в специально созданных условиях или на дому или не доступна вообще.

При определении трудового прогноза обязательно оцениваются социально-экономические факторы, препятствующие или способствующие овладению показанными видами деятельности.

На основании данных комплексного обследования составляется индивидуальная программа реабилитации, в которой наряду с лечебными мероприятиями, определяются меры по повышению уровня доступной физической и интеллектуальной нагрузки, круг показанных профилей трудового обучения; рекомендуется режим учебного труда и отдыха, показанные для обучения профессии и специальности, формы трудового и профессионального обучения, планируется контроль за состоянием организма во время трудовых нагрузок и в динамике, указываются контролируемые параметры для врача и для учителя труда (при использовании нагрузок).

Наши рекомендации