Основы обучения двигательным действиям

Обучение двигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека. Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением конкретной задачи, осознанным и активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространстве и времени. Данное свойство биологического движения позволило Н.А. Бернштейну назвать его «живым». В частности, учёный указывал на такое характерное свойство «живого» движения, как способность выявлять, фиксировать и анализировать условия выполнения двигательной задачи в соответствии с её сутью.

Обучение двигательным действиям – одна из основных задач физического воспитания. В процессе обучения двигательным действиям формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые человеку во всех сферах его жизни. Знаменитый теоретик физической культуры Л.П. Матвеев (1983) считал обучение двигательным действиям одной из сторон физического воспитания и характеризовал его следующим образом:

«Это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний».

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определённым взаимодействием внутренних и внешних сил и приводит к изменению положения тела в пространстве и времени. Овладение каким бы то ни было двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах её выполнения.

Знания – это обобщённое отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности.

Выделяют два взаимосвязанных вида знаний:

· Наглядно-чувственные знания: выступают в форме различных представлений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и т.п.). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько отдельных образов, каждый из которых отражает какой-либо элемент изучаемого упражнения. Это элементарный уровень знания.

Пример:

Образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания из стартовых колодок, а также о направлении, амплитуде, длительности, темпе и ритме движения.

· Словесно-логические знания: выступают в форме понятий, законов, закономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники упражнений. Это более высокий уровень знаний.

Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике (схема).

В процессе обучения двигательным действиям применение на практике знаний о том или ином движении характеризуется многократными попытками найти правильное решение двигательной задачи и оптимальный способ её выполнения. Таким образом, возникает умение выполнять движение. В повседневной жизни в этом случае принято говорить, что человек уже умеет, например, ходить, бегать, читать, писать и т.д.

Общая характеристика двигательного умения

Умение выполнять то или иное двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:

- минимума основных знаний о технике действия;

- наличия двигательного опыта;

- достаточного уровня физической подготовленности;

- многократных повторений изучаемых действий.

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями. Данная особенность и составляет сущность двигательного умения.

Таким образом:

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются:

- управление движениями происходит неавтоматизированно;

- сознание загружено контролем каждого движения;

- невысокая быстрота выполнения действия;

- действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

- относительная расчленённость движений;

- нестабильность действия;

- непрочное запоминание действия.

В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:

во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;

во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.

Наши рекомендации