Аварии на транспорте и коммунально-энергетических сетях

Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

Безопасность перевозок грузов и населения на железнодорожном транспорте определяется состоянием путевого и вагонного хозяйства. Однако потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня только на 80-85%. В результате протяженность путей с рельсами, выработавшими ресурс, превысила 20 тыс. км или 16,3% от их общей протяженности. Количество дефектных рельсов из-за их бокового износа увеличилась до 12,5 тыс. км. пришедших в негодность деревянных шпал - до 24,3 млн. штук или 13,2% от их общего числа. У 30% вагонов-цистерн в ближайшее время истекают нормативные сроки эксплуатации. Все это послужило причиной тому, что, например, за 1992-1995гг. на железной дороге произошло 106 крушений поездов и аварий, а количество аварийных происшествий и ситуаций превысило 13 тыс.

На железнодорожном транспорте, кроме этого, причинами аварий и катастроф являются неисправности средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаше всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Крушением века называют столкновение сразу трех поездов 22 декабря 1990 года в 2 ч. 10 мин на небольшой и тихой станции Ельниково Южной дороги. Скорый поезд, следовавший со скоростью 90 км/ч, столкнулся с лежащим на стрелке товарным вагоном, затем протаранил несколько цистерн с изопентановой фракцией. Из многих забили факелы огня. В это время мимо полыхающих цистерн проходил третий поезд. Горящая жидкость теперь хлестала по ним, пока они проходили мимо. Вагоны катились в коридоре бушующего пламени. Сгорели полностью 7 вагонов. Не обошлось и без жертв,

А произошло все это из-за преступной халатности в исполнении служебных обязанностей электромеханика дистанции, дежурного по станции и ряда других лиц, от низкого знания обслуживающих устройств, отсутствия ответственности и недопонимания важности выполняемых работ.

На автомобильном транспорте одной из основных проблем стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами. Только за один 1995 г. в 167 тысячах аварий и катастроф на дорогах Росси погибли 32 791 человек.

Около 75 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП — следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют права на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупаются. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Москва прочно занимает первое место в мире по ДТП. По статистике за последние 5 лет в столице погибли 10 тысяч человек и стали инвалидами 50 тысяч.

Особенность ДТП состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вообще. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не пройдешь ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке.

Вот почему смертность от ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем во всем мире.

На воздушном транспорте в России в 1995 году произошло 53 авиационных происшествия, в том числе 13 авиакатастроф, в результате которых погибли 174 человека.

Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателя, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

На водном транспорте большинство крупных аварий и катастроф происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда - спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Аварии на коммунально-энергетических сетях в нашей жизни стали обыденным явлением. Что там авария теплосети или электросети в отдельном доме, предприятии. Теперь замерзают целые города. Так, 9 января 1996 г. был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского. Из-за отсутствия топлива на ТЭЦ без света и тепла люди сидели в своих квартирах почти сутки. А в городе пятый день продолжалась пурга со шквальным ветром. Подачу электроэнергии возобновили, но с перерывами.

Весь сахалинский город Оха с населением в 26 тысяч человек из-за прорыва на теплотрассе остался без тепла. На улице минус 25° с ветром. Более 100 домов превратились буквально в холодильники. В городе объявили чрезвычайное положение. Стабилизировать обстановку долго не удавалось. Только отогревали один дом, рядом из строя выходил другой. Как ни удивительно, но в городском коммунальном хозяйстве не оказалось в нужном количестве простейших разводных ключей. О чем говорить дальше. Бездумность, безответственность и халатность не имеют пределов.

То, что зима 1995/1996 гг. будет на Дальнем Востоке тяжелой, известно было заранее. Но ни одна из территорий региона в должной мере не подготовилась к наступлению холодов.

В эту зиму на территории России практически не оказалось ни одного города, где бы не произошли аварии на коммунально-энергетических сетях.

24 ноября 1995 г. из-за сильного пожара в подземном коллекторе на Чертановской улице в Москве выгорело 150 кабелей, были отключены электричество и тепло в домах. Замолчали телефоны у 20 тысяч абонентов. Тепло и электричество вскоре подключили. А вот с телефонами пришлось заниматься долго. Ущерб оценивается многими миллиардами рублей.

Примеров таких можно привести бесчисленное множество. Все упирается в
умение вести хозяйство, в обязательное чувство ответственности руководителей
всех рангов и выполнение требований (мероприятий) по повышению
устойчивости работы объектов в экстремальных ситуациях, то есть добиваться
того, чтобы коммунально-энергетические сети были способны работать при
разрушении отдельных элементов.

Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.

Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует.

Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.

Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах,
канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в
водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. А
при авариях на станциях перекачки происходит переполнение резервуара сточной
жидкостью, подъем ее уровня и излив наружу. Чтобы не затоплялась окружающая
территория, нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в
пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и
согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны.

На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии.

Газоснабжение. Особую опасность на сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятиях. Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах стали почти обычным явлением.

Электроснабжение. Почти при всех стихийных бедствиях - землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах -страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения создает массу неприятностей: останавливаются лифты в домах, а в них застревают люди, прекращается подача воды и тепла, нарушается работа предприятий, городского электротранспорта, затрудняется деятельность лечебных учреждений, ломается весь установившийся ритм жизнедеятельности.

Теплоснабжение. Как показывает опыт последних прошедших зим, аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях стали настоящим бичом, головной болью многих руководителей. Прорыв любой трассы - большая беда, а случается она, большей частью, в самые морозные дни, когда увеличивается давление и температура воды. А посему аварийные службы, команды спасателей, формирования МЧС и ГО должны находиться в готовности к выполнению задач по ликвидации непредвиденных ситуаций, особенно в зимнее время.

Наши рекомендации